Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Классификация прав и свобод человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
  • обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), то есть защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны;
  • предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами;
  • запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ);
  • становление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).[52]

К числу специальных судебных гарантий относят:

  • равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);
  • соблюдение подсудности, то есть рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ);
  • гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ);
  • гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);
  • обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49 Конституции РФ); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ); недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ) и ряд иных гарантий.[53]

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать такие выводы:


  1. без гарантирования прав и свобод, какими бы демократическими они ни были, права и свободы остаются формальными законодательными положениями;
  2. понятием гарантии прав и свобод охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;
  3. необходимость классификации гарантий обусловлена их многообразием и сложным содержанием;
  4. гарантии прав и свобод традиционно классифицируются на общие и специальные (юридические), которые эффективны только во взаимосвязи между собой;
  5. гарантии прав и свобод человека и гражданина являются сложным, многоаспектным и одновременно целостным и самостоятельным институтом правовой системы.

АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Наиболее значимым институтом, защищающим права и свободы человека и гражданина, стала судебная власть, особое место в которой занимает Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляющий конституционный контроль.

В практике Конституционного Суда Российской Федерации «нормоконтроль» впервые упоминается в Постановлении от 16.06.1998 № 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ[54] в контексте разграничения компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами.

Рассмотрим вопрос о деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что не все обращения принимаются к рассмотрению в заседаниях Конституционного Суда. В основном, вынесение «отказных» определений мотивировано неподведомственностью жалоб Конституционному Суду Российской Федерации.[55] Однако встречаются определения об отказе в принятии к рассмотрению жалоб, вынесенные и по иным основаниям, предусмотренным статьей 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (недопустимость обращения в соответствии с требованиями закона, наличие по предмету обращения ранее вынесенных постановлений Конституционного Суда, сохраняющих свою силу, отмена или утрата силы оспариваемого акта).

Следует отметить, что не по всем обращениям постановления Конституционного Суда принимаются в пользу заявителей. Полагаем, что постановление органа конституционного контроля можно считать принятым в пользу заявителя, если Суд в данном постановлении полностью или в части признает оспариваемые нормы права не соответствующими Конституции Российской Федерации (то есть обращение заявителя удовлетворяется полностью или частично). Это свидетельствует о наличии нарушений прав и свобод человека и гражданина той или иной правовой нормой. Соответственно, если оспариваемые нормы права признаны Судом соответствующими Конституции Российской Федерации, констатируется отсутствие нарушений прав и свобод человека и гражданина той или иной правовой нормой.


За период с 2010 по 2015 год количество обращений по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в орган конституционного контроля составило 14 495, из которых принято к рассмотрению 139, отказано в принятии к рассмотрению – 14 356.

За данный промежуток времени по личным правам и свободам человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации принято в пользу заявителей 30 из 50 постановлений,[56] по политическим правам и свободам – 12 из 19[57], по социально-экономическим и культурным правам и свободам – 39 из 70.[58]

Таким образом, с принятием Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в России окончательно сформировался институт судебного конституционного контроля, играющий важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении верховенства Конституции и охране основ конституционного строя. Однако это не исключает необходимость дальнейшего совершенствования и развития института конституционного контроля, а также деятельности Конституционного Суда по защите прав и свобод человека и гражданина.

При совершении действий, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан, лицом, не являющимся специальным субъектом, т.е. общим субъектом, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 5.62 КоАП РФ. Данная статья введена Федеральным законом РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ. В связи с этим основное отличие уголовной от административной ответственности проводится именно п данному признаку, который влияет на более высокую степень общественной опасности преступления, нежели административного правонарушения.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что статья 261 Трудового кодекса РФ носит гарантийный характер и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы.[59]

Предоставляя определенные гарантии, трудовые льготы беременным женщинам, законодатель требует соблюдать общеправовой принцип недопустимости злоупотребления своими правами со стороны работников. Например, если женщина скрыла от работодателя факт беременности и работодатель при увольнении добросовестно заблуждался относительно состояния работницы, то вполне возможно признание увольнения законным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации определяет, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых трудовым законодательством, в случае расторжения трудового договора должен соблюдаться принцип недопустимости злоупотребления правом.[60]


В практической деятельности следственных органов может возникнуть вопрос о квалификации нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина с иными составами преступлений.

Как отмечалось выше нарушение прав, свобод и законных интересов граждан включает в себя собственно нарушение равенства, а также нарушение конкретного права, свободы или законного интереса человека. Эта взаимосвязь не разделима. В этой связи возникает вопрос о квалификации такого деяния, как, например, отказ в приеме на работу беременной женщины, вместо которой работодатель взял в качестве работника мужчину. В данном случае усматривается и нарушение равенства прав и свобод по признаку пола, и нарушение конституционного права на труд, в связи с чем необходимо установить наличие или отсутствие совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 145 УК РФ.

Представляется, что данная проблема может быть разрешена следующим образом. Поскольку ст. 145 УК РФ является специальной нормой по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, тогда при установлении того обстоятельства, что причинами отказа в приеме на работу или увольнении женщины является ее беременность или наличие детей до 3-х летнего возраста должна применяться ст. 145 УК РФ. А в случае, если причиной отказа в приеме на работу пусть и беременной женщины является ее половая принадлежность или иное обстоятельство, указанное в диспозиции ст.136 УК РФ (но не беременность или наличие детей), тогда применяется ст.136 УК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и свободы человека и гражданина являются сложносоставной правовой категорией, представляющей собой охраняемую силой государственного принуждения меру возможного поведения участников правоотношений (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства), направленную на удовлетворение человеческих потребностей, пределы реализации которой находятся в установленных законом юридических рамках. Современная действительность предполагает необходимость правовой защиты этой категории.

В основе конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина лежит обязанность государства защищать такие права и свободы. Однако, в законодательстве Российской Федерации сохраняются значительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положений заключения договоров, подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правах человека. Несмотря на это, необходимо продолжать работу по дальнейшей разработке и законодательному закреплению механизма реализации соответствующих международных норм.


Таким образом, универсальные и неделимые, взаимозависимые и взаимосвязанные права человека требуют постоянного внимания науки, практики, в том числе и в деятельности государственных органов.

Эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституционном Суде Российской Федерации может определяться в соответствии с критериями:

  1. доступности конституционного судопроизводства;
  2. обязательности исполнения решений Конституционного Суда

Российской Федерации;

  1. оперативного пересмотра конкретных судебных дел.

Предложенные критерии отвечают сущности понятия эффективности судопроизводства, поскольку они позволяют оценить результат осуществления Конституционным Судом Российской Федерации правозащитной функции: достижение состояния правовой защищенности человека и гражданина в результате рассмотрения дела Конституционным Судом невозможно без соответствия деятельности Конституционного Суда указанным критериям.

Нарушение прав, свобод и законных интересов граждан включает в себя собственно нарушение равенства, а также нарушение конкретного права, свободы или законного интереса человека. Эта взаимосвязь не разделима. В этой связи возникает вопрос о квалификации такого деяния, как, например, отказ в приеме на работу беременной женщины, вместо которой работодатель взял в качестве работника мужчину. В данном случае усматривается и нарушение равенства прав и свобод по признаку пола, и нарушение конституционного права на труд, в связи с чем необходимо установить наличие или отсутствие совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 145 УК РФ.

Представляется, что данная проблема может быть разрешена следующим образом. Поскольку ст. 145 УК РФ является специальной нормой по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, тогда при установлении того обстоятельства, что причинами отказа в приеме на работу или увольнении женщины является ее беременность или наличие детей до 3-х летнего возраста должна применяться ст. 145 УК РФ. А в случае, если причиной отказа в приеме на работу пусть и беременной женщины является ее половая принадлежность или иное обстоятельство, указанное в диспозиции ст.136 УК РФ (но не беременность или наличие детей), тогда применяется ст.136 УК РФ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ