Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Роль игры в воспитании личности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.
1.1 Роль игры в воспитании личности
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.
В начальной школе на уроках родного языка используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, мало связанных по смыслу; выражение мысли другими словами; придумывание заглавий к тексту; перечисление синонимов, омонимов, слово исключений и др.
На уроках в современных условиях кроме игр-соревнований и драматизации выполняют игры-имитации, моделирующие определенные отношения реального мира.[3]
Описывая уроки-игры Ю.З. Гильбух, определяет их такими положительными качесвами, как ярко выраженная мотивация деятельности, участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор делит задачи на учебно-ролевые и соревновательные. Для первых задач характерно максимальное включение воображения. Они делятся на несколько видов:
с принятием учащимися определенных ролевых функций – масок;
с использованием сказочного сюжета;
с фантазированием;
деловые игры – основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности[4].
Для применения всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
Ориентация: учитель прелставляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил. Организация ко проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Осуществление игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
При рассматривании игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, разбираются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
В школьную практику в последние десятилетия медленно, но довольно упорно внедряться компьютерные игры. Однако даже к компьютерным играм если и не вводит их в мир современных технологий, то хотя бы показывает характер отношений человека с техникой в обществе будущего. Конечно, всякая игра, в том числе и применяется на уроке
с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время с целью освоения норм и правил поведения, развития определенного взаимоотношения к нравственно - эстетическим ценностям, политике, труду и др. В начальных классах с ребятами проводятся ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних развлечений, конкурсы сказок, частушек, театрализованные игры, проводят игры – практикумы по освоению “техники” жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.
В целях воспитания эстетического применяются театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений, потешек, прибауток..
В нашей стране в последние годы получают продвижение терапевтические игры, т.е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Результативность эти игр в дошкольном и школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми. Однако особенно часто они использовании в младшем школьном возрасте.
Психотерапевт проводит занятия по игротерапии, но методической и техникой игровой терапии может овладеть и учитель.[5]
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.
Любой способ, в том числе и наиболее совершенное и наиболее свершенное, возможно применять в польза расстраивавши вовред.И даже благиенамерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Совершаются они настолько последовательно и обоснованно, что и внаше время предпологают не столько исторический, сколько практический интерес:
- Игры должныбыть такого рода, чтобы играющие смогли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.
- Она должна содействовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
- Игры не должны угрожать опасностью для жизни, здоровья, приличия.
- Игры должны быть преддверием для вещей серьезных.
- Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
- Игры должны проходить под наблюдением воспитателя.
- При соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Позволяет создать следующие условия изучение современная педагогическая литературы об игре, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игрна уроках и во внеурочное время[6].
- Свободное и доброхотное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
- Дети должны хорошо понимать смысл содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
- Смысл игровых действий должен совпадать сосмыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях стем, чтобы основной смысл игровых действий свойственно с реальной жизнедеятельностью.
- В играх обязаны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
- В играх не в коем случае не должно присутствовать унижение достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
- Игры должны положительно воздействовать на создание эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер
- В подростковом и особенно в старших классах необходимо мотивировать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса.
- В играх не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть назидательным и не должно содержать слишком много информации.
- Неследует привлекать ребят в излишне азартные игры, в игры наденьги ивещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки.
В жизни человека колоссальное значение игра имеет и особенно велика ее роль в жизни детей.
Чем младше ребенок, тем большую воспитательно -развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом насмену играм приходят более серьезные занятия и труд.
Всовременной школе ключевая задача, во-первых, сочетать развитие индивидуальности и личности ребенка; во-вторых, непосредственно способствовать сохранению культурного наследия нации, ее возрождения и дальнейшего развития; в-третьих, развивать сегодняшние критерии культуры общения у учащихся средствами народной педагогики.[7]
Установлено на основе исторического анализа, что в отечественной педагогике интерес к проблеме игр и ее организации имеет давнюю традицию. В России игра была важной частью социо-культурной практики и народной педагогики, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью искусства, спорта идр.
К.Д.Ушинский является родоначальником теории игры в российской науке. он противопоставляет проповеди стихийности игровой работы идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности.
В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали теорию игры М.М.Бахтин, П.ПБлонский, Л.С.Выготский, Н.ККрупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин. При этом основными подходами к теории возникновения игры является теория духовного развития в игре; труд как источник появления игры; теория воздействия на мир через игру.
Труд иигра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга . Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.
В.М. Григорьев исследователь народной культуры отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.
Ряд положений вычленил С.А.Шмаков, отображающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой познается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание , разум и творчество; главная сфера общения детей.[8]
Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.
Висследовании выявлены и подробно охарактеризованы наиболее ипризнаки народных игр: спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость, коллективность, наличие правил.
Рассмотрены народные игры: развлекательная, зрелищно-эстетическая, компенсанаторная, ритуальная, но явно доминирующим являются педагогические функции - развивающая, познавательная, развлекающая, диагностирующая, корректирующая и др.
Самые разнообразные игры бытует в жизни детей. Сложность классификации этих игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры приносит серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп. Классифицировать игры - значит соединить порядки игр, соподчиненных их назначением и составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связеймеждуними. Педагогическая классификация игрпризвана стать ориентиром в их многообразии, основа данных о них. В своем исследовании мы использовали классификацию В.М.Григорьева. не отрицая других подходов, исследователь дает свою классификацию, беря заоснову функции игрв воспитании и развитии человека: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации.
Важную роль в становлении и развитии человека играют определенные общественные условия, ситуации и примеры. Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно и есть в народной педагогике, и с этой конкретностью мы встречаемся на каждом шагу. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы развития культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.[9]
Проблема развития в наше время и воспитания человека, то есть развитие личности выставилась наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме свойственно из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. Главную роль в развитии культуры общения нового человека представляют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. При этом рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Это добрый знак природы, признак потрясений, бытующий в наши дни.
Одно изосновных функций общества это - воспитание -. Впроцессе воспитания переходит расстраивавши усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом подразумевается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом это развитие личности, нужной и полезной обществу.
Значимое влияние в школьные годы могут оказать в определении жизненных ценностей молодого поколения. В младшем подростковом возрасте присуще любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью, способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества.
Ставящее личность в позицию субъекта деятельности является игра, как явление, приобретает особое значение в подростковом возрасте. С.А.Шмаков говорит об "игровом дефиците", который испытывают подростки. Т.Е. Конникова, Е.С.Махлак утверждают, что существует "вторичный" взлет игровых интересов у подростка. Л.И.Божович объясняет такой взлет возросшим значением коллектива в подростковом возрасте. Многие авторы единодушно признают наиболее "игровым" младший школьный возраст.
Для нашего исследования в качестве исходных позиций принимаем следующие психолого-педагогические идеи об особенностях младшего школьного возраста в развитиии культуры общения: у ребят развивается относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в
своих качествах, поступках, развивается самооценка; появляются и присуще новые условия развития личности, а именно - собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центре внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Моральные взгляды и оценки складываются ; заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, которые, в силу различных обстоятельств, могут приносить "отрицательный характер" (грубость, упрямство и т.д.); важным фактором развития является коллектив сверстников, значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков; важна роль игры.
Все выше сказаное свидетельствует тому, что воспитание это не только "воспитывание", т.е. целенаправленное и квалифицированное воздействие на детей, но это и творческая активность индивидуальной личности каждого ребенка.