Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Роль игры в воспитании личности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.
1.1 Роль игры в воспитании личности
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.
Восьмым чудом света можно игру назвать, потому что в ней заложены большие воспитательные и образовательные возможности. Самые различные познания в процессе игр дети приобретают о предмете и явлениях окружающего мира. Игра создает способность различать отдельные свойства предметов, детскую наблюдательность и выявлять их существенные признаки. Поэтому игры проявляет колоссальные воздействия на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, активизируют познавательную активность детей внимание, творческое воображение.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.
Игра может способствовать решению основной учебной задачи урока, например лучшему усвоению решения задач, закреплению знаний, и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Однако сочетание познавательного элемента урока и игрового представляет собой некоторую трудность присоставлении дидактических игр. Сперва интерес детей в занятии, равнокак принцип, ориентировано наигровое процесс, же потом во ходе видразвлечения неприметно дошкольник вводится во процедура исследования тот или иной-или использованного материала. Интерес кигре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие.
Дидактической игре свойственно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Игрой придерживаются взрослые, организуя дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Значительный критерий вид развлечения - устойчивая структура, отличает её от всякой другой деятельности. Структурные составляющие дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровые действия придерживаются познавательной активности детей, несут им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся умения и навыки знания, для достижения целей игры. Правила помогают руководить игровым процессом. Они регулируют действие детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи идаёт школьникам моральное и умственное удовлетворенность. Итог для педагога, игры всегда является показателем уровня освоении знаний или в их применении. Все элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них нарушит игру.
Традиция применения дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в педагогике, придает свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. Последнее время ученые именуют игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В зарубежной и русской педагогической науки сформировалось два направления применения игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического воспитания.
В следствии этого игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра одна из форм деятельности ребенка. Игра - серьезная умственная работа , прикоторой развиваются все виды способностей ребенка, в ней познаются и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его речь, внимание восприятие,.
Игр с готовым содержанием и правилами на сегодняхний день создается в настоящее время педагогами. В дошкольной педагогике принято разделять игры: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые приемы составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.
Среди игр дидактических различают игры в собственном смысле слова и игры-упражнения, игры-занятия. В играх дидактического характера присуще наличие игрового замысла или игровой задачи. Соблюдение правил гарантирует реализацию игрового содержания. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Применение правил формирует в игреумение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры проявляют воздействие на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру применяемого материала игры дидактические условно делятся на игры настольно-печатные игры с предметами, и словесные игры.
Предметные игры - игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Главными игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Настольно-печатные игры ориентированы на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.), игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры - в группу этих игр входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. формируют внимание, игры сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Структура игры,ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе вероятность формирования многих качеств социальной активности.
В игре, таким образом, дети имееют вероятность конструировать свое поведение и действия. Игру условно разделяют нанесколько стадий: первая стадия характеризуется появлением у ребенка стремление играть, активно действовать, возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Навторой стадии дети учится выполнять игровую задачу, условие и действия игры. На третьей стадии ребенок, ужезнакомый с правилами игры, выражает творчество, занят поиском самостоятельных действий. Ребенок может выполнять действия, содержащиеся вигре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Ребенок, овладевший игрой, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. На каждом этапе в игре отвечает расстраивавши конкретные преподавательские проблемы.
На первой этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй этвпе воспитатель выступает нетолько как наблюдатель, но и ак равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей этапе роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Игра таким образом, - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. Необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут создавать самостоятельность мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Хочется задать вопрос: Какое значение имеет игра? В процессе
игры у детей поизводится привычка сосредотачиваться, развивается внимание, стремление к знаниям мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей воволекаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для познавательной активизации младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.
Дидактическая игра как - средство активизации познавательной деятельности, на уроках - одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Сдавание интереса к учению так же важное средство повышения качества обучения - это особенно важнов начальной школе, когда еще только создается и определяются постоян-
ные интересы к тому или иному предмету. Чтобы создать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Один с более основных условий создания их интереса к учению является понимание детьми потребности того или иного изучаемого материала. С целью формирования заинтересованности к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.
Дидактическая игра наиболее результативное способ создания
заинтересованности к учебному предмету, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В начальной школе дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Каждый вид игры наделен целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. В отличие видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. В виду, что по мере развития игр на каждом этапе проявляется цель, игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству “туннеля” в “горах” или к лечению “больного” ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель – выиграть. Но в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.
Если для воспитанника цель – в самой игре, то для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, создание умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного создания личности. Вид дозволения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра способствует активизации младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.
Игры, которые применяют в дидактических целях, можно разделить на вида в зависимости от основного содержания игровых действий.
В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождения выполняют обычные учебные действия – считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, - но выполняют эти действия в игре.
Вдругом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую работу, которая является как по форме, так и по содержанию главной, так, как в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и упражняются в счете, узнают расположение частей света или овладевают сведениями о строении растений.
Ясно, что во втором случае дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в первом. Но это оправдывается тем, что на первый план выдвигается не усвоение дидактического материала, а воспитательные задачи, использование знаний в разлтчных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.
Учебной задачи в начальных классах уже сама для детей может осуществлятся с использованием игровых моментов. При этом учитель может обратиться к детям от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы и какие звуки обозначают эти буквы и т.п.[2]
В дидактические игры при изучении нового материала в начальных классах вносятся моменты творчества. С.И. Волкова советует при изучении во II классе геометрических фигур заинтерисовывать составление детьми изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились.
На уроках русского языка использование творческой игры организуется с целью расширения знаний детей, а главное – развития способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях. При этом можно наблюдать на занятиях русским языком для этого применяют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему.