Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Роль игры в воспитании личности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.
1.1 Роль игры в воспитании личности
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.
2.1. Цели применения дидактических игр.
2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.
Присутствие постановлении вопросов ребята дозволяют погрешности с-из-за этого, точто никакне могут вообразить актуальную обстановку, изоб-раженную во проблеме, расстраивавши никакне могут понять взаимоотноше-ния среди величинами.
Нужны ли ко всем задачам нужна краткая запись? Нет . В учебниках имеются задачи с небольшими числами, кратко сформулированные, решение которых дети могут легко записать с помощью математического выражения.
Решить задачу[14] - объяснить какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы после вычисления получить число, которое нужно узнать. Решение задачи - упражнение, развивающее мышление. Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, пробуждению интереса к процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением. Первое, что нужно - расчленить формулировку задачи на условия и требования. Анализ задачи должен быть всегда направлен на ее требования. Результаты записываются схематической записью задачи. Часто удобнее использовать разного графические схемы, чертежи. Весь этот анализ составляет первый этап процесса решения задачи. Второй этап - схематическая запись задачи. Третий этап - план решения задачи. Четвертый этап - решения задачи. Пятый этап - проверка решения. Шестой этап – исследовательский . Седьмой этап – формулирующий ответа. Восьмой этап - анализ решения задачи. Умение решать задачу, окунуться в ее сущность - это главное в умении решения задачи.
Предлагаемые уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки- игры будут способствовать закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника. Исключение составляет материал, связанный с объектами трехмерного пространства, который входит в программу первого класса, но, в силу своей специфики, не отражен на страницах учебника.
- Урок-путешествие по теме "Наши встречи с математикой". Урок желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы можнобыло посетить несколько разных магазинов, пройтимимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем, отрезки пути шагами, считают повороты налево и направо. (Учебник часть 1, с. 4-7).
Целью данного урока является ознакомление спонятием натурального числа, и формирование абстрактногомышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.
Задачи урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.
- Урок-игра по теме "Дом н оборот". Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов любом названном учителем направлении - слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игрыжелательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. (Учебник, часть 1, с. 6-8, 11-14).
Целью данного урокаявляется ознакомление с основными координатами пространства.
Задачи урока: 1) развить навыкиколлективной работы; 2) дать понятие направления в пространстве; 3) сформировать практические навыки определения направления в пространстве.
- Урок-экскурсия "Геометрия рядом". Урок можно провести, следуя потому же маршруту, который был использован на уроке 1, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.). (программный материал, не отраженный в учебнике).
Целью данного урока ознакомление спонятием формы, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно свести к определенному набору фигур.
Задачи урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать понятие формы предмета; 3) дать навыки определения форм и сравнения их между собой.
- Урок-путешествие " Числа людям нужны ". Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение[15]
Негаданно-нежданно
Нагрянула беда:
Все числа потерялись,
Исчезли без следа.
Как дом или квартиру
Без номера найти?
И к другу в день рожденья
Вовремя прийти?
Ведь стрелка не покажет Нам время на часах, И сколько весят фрукты, Не видно на весах. Отныне заблудиться. Не стоит и труда: Автобус без маршрута Уходит в никуда.
Целью этогоурока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.
Задачи урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.
Заключение
Согласно поставленным задачам и в результате проведенного исследования было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Иигра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах: объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, она должна вполной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игры помогают учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игр необходимо приобучении детей дошкольного и младшего школьно возраста.
Список литературы
- Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.
- Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.// “Начальная школа” №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".
- Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа” №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
- Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М. 1973г.
Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. – Ч.1. – Дубна, 1997. – с.85.
- Кутьина Е. В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994. – С.47.
- Макаренко А.С. Соч.М. 1957г.
Моро М. И. “Математика в 1 - 3 классах” Издательство Москва “Просвещение” 1971.
- Маш. Л. Граник Г. "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21)
- Подластый И.П. Педагогика начальной школы – М. 2001 – с.199
- Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990
Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002.
Ситаров В.А. Дидактика М. 2002
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
- Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993
- Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29.
Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993.
- Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами – средство повышения интереса к математике. //“Начальная школа” №12 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
-
Педагогика под ред. Сластенина В.А. М. – 2002 – с. 88. ↑
-
Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993. ↑
-
Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия’,2002. ↑
-
Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993. ↑
-
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 1994. – С.47. ↑
-
Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993. С. 325 ↑
-
Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993. С. 267 ↑
-
Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984. С. 78 ↑
-
Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55. ↑
-
принцип наглядности; Моро М. И. “Математика в 1 - 3 классах” Издательство Москва “Просвещение” 1971. С. 112-114 ↑
-
Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 – с. 134. ↑
-
Подластый И.П. Педагогика начальной школы – М. 2001 – с.199 ↑
-
Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29. ↑
-
Кутьина Е. В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы. С. 56-57 ↑
-
Л.Маш, Г.Граник "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21 ↑