Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Концепция организационной культуры).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 2
Параметры культуры |
Культура с низким уровнем избегания неопределенности |
Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Отношение ко времени |
Готовность персонала жить настоящим днем |
У работников большая тревога за будущее |
Предпочитаемый размер организации |
Работники предпочитают небольшие организации |
Работники предпочитают крупные организации |
Возраст менеджеров среднего уровня |
Молодежь |
Средний и пожилой |
Мотивация на достижение цели |
Устойчивая |
Низкая |
Отношение к успеху |
Надежда на успех |
Боязнь неуспеха |
Готовность к риску |
Большая |
Слабая |
Предпочитаемый тип карьеры |
Предпочтение управленческой карьеры перед карьерой специалиста |
Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца |
Квалификация руководителя |
Руководитель не является специалистом в сфере управления |
Руководитель должен быть экспертом, специалистом в сфере управления |
Отношение к конфликтам |
Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние |
Конфликты в организации нежелательны |
Параметры культуры |
Культура с низким уровнем избегания неопределенности |
Культура с высоким уровнем избегания неопределенности |
Конкуренция между работниками |
Нормальное и продуктивное явление |
Соперничество не приветствуется |
Готовность к компромиссу с оппонентами |
Высокая |
Низкая |
Готовность к неопределенности в работе |
Высокая |
Низкая |
Таблица 4.
Характеристика «мужской» и «женской» культуры организации.
Параметры культуры |
«Мужская» культура организации |
«Женская» культура организации |
Роль мужчины и женщины |
Мужчина должен зарабатывать, женщина - воспитывать детей |
Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей |
Доминирование |
Мужчина должен доминировать в любой ситуации |
Различие между полами не влияет на занятие властных позиций |
Главная ценность |
Успех - единственное, что значимо в жизни |
Качество жизни |
Жизнь и работа |
Жить для работы |
Работаю, чтобы жить |
Что является важным |
Деньги и хорошие материальные условия |
Мужчины и окружение |
Стремление |
Всегда быть лучшим |
Ориентация на равенство, не пытаться казаться лучше других |
Отношение к свободе |
Независимость |
Солидарность |
Чувство |
Уважать тех, кто добился успеха |
Сочувствие неудачникам |
Принятие решений |
Логика |
Интуиция |
Таблица 5.
Тип культуры |
Параметры культуры |
|||
Взаимодействие с внешней средой |
Размер и структура организации |
Мотивация персонала |
Примечание |
|
1. Культура «оранжереи» |
Не интересуется изменениями внешней среды |
Бюрократическая система |
Персонал слабо мотивирован |
Характерна для государственных предприятий, конформизм, анонимность отношений |
2. Культура «собирателей колосков» |
Стратегия зависит от случая |
Мелкие и средние предприятия. Структура архаична, функции распылены |
Персонал слабо мотивирован |
Уважение к руководству - основа системы ценностей |
3. Культура «огорода» |
Стремление сохранить доминирующие позиции на традиционном рынке |
Пирамидальная структура |
Низкая |
Используют испытанные в прошлом модели с внесением в них минимума изменений |
4. Культура «французского сада» |
Тоже |
Крупные предприятия. Бюрократическая система |
К людям относятся как к винтикам, необходимым для функционирования системы |
Несколько измененный вариант «огорода» (IBM) |
5. Культура «крупных плантаций» |
Постоянное приспособление к изменениям окружения |
Крупные предприятия, имеющие 3-4 иерархических уровня |
Степень мотивации достаточно высокая |
Поощряется гибкость персонала |
6. Культура «лианы» |
Ориентация каждого работника на требования рынка |
Сокращенный до минимума управленческий аппарат |
Высокая |
Широкое использование информатики |
7. Модель «косяка рыб» |
Высокая ориентация на изменения рынка. Гибкость, маневренность |
Структура и поведение организации изменяются в соответствии с изменениями рынка |
Высокая |
Особые требования к интеллектуальной гибкости персонала |
8. Культура «кочующей орхидеи» |
Исчерпав возможности одного рынка, переходят к другому |
Неформальная. Постоянно меняющаяся структура. Ограниченное количество работников |
Относительно низкая |
Цель - предложить единственный в своем роде товар (рекламные агентства, консультационные фирмы) |
Типы организационной культуры М. Бурке.
Таблица 6.
Типы культуры организации С. Ханди.
Параметры, определяющие тип культуры |
Культура власти |
Культура роли |
Культура задачи |
Культура личности |
Тип организации, размер |
Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия (коммерция, финансы, малый бизнес) |
Крупная организация с механической структурой. Строгое функциональное распределение ролей, специализирова-нные участки координируются звеном управления сверху |
Небольшая организация с органической структурой (матричная структура) (АО,НИИ, конструкторские фирмы) |
Небольшая существующая для обслуживания и помощи (адвокатские конторы, Консультацион-ные фирмы, творческие союзы) |
Основа системы власти |
Сила ресурсов, сила личности |
Сила положения. К силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте. Влияние регулируется правилами и положениями |
Силы специалиста. эксперта. Дух команды. Важнее командный, а не индивидуальный результат |
Сила личности, сила специалиста. Влияние распределяется поровну |
Процесс принятия решений |
Решения принимаются быстро в результате Баланса влияний |
Формализован-ные решения принимаются наверху |
Решения принимаются на групповом уровне |
Формализация и процедуры отсутствуют |
Контроль за исполнением |
Централизова-нный контроль по результатам через контролеров |
Контроль и координация осуществляется звеном сверху в соответствии с установлен-ными правилами и процедурами |
Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры |
Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия |
Продолжение таблицы 6.
Параметры, определяющие тип культуры |
Культура власти |
Культура роли |
Культура задачи |
Культура личности |
Отношение к людям |
Привлекает людей, любящих риск, склонных к политике. Часто критерий продвижения по службе - личная преданность |
Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется Исполнитель-ность |
Объединение сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, поощряется инициатива, формирование команды |
Специалисты - одаренные, яркие личности. Умеют добиваться личных целей |
Тип менеджера |
Ориентация на власть и результат, любит риск, уверен в себе «толстокожий» |
Любит безопасность и предсказуемость. Цели достигаете помощью выполнения роли |
Координатор компетентных исполнителей; должен уметь оценивать по результатам, быть гибким, регулировать Взаимоотноше-ния |
Может оказывать некоторое давление на личность, контролируя ресурсы |
Степень адаптации к изменениям |
Быстро реагирует на изменения в окружающей среде, но зависит от решений из центра |
Плохо адаптируется к изменениям, но успешно действует в стабильном окружении |
Хорошо адаптируется, так как для решения задач быстро меняется состав групп и каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы |
Хорошая |
Таблица 7.
Параметры культуры и варианты ценностных ориентаций.
Параметры культуры |
Варианты ценностных ориентации |
||
Восприятие личности |
Человек хороший |
В человеке есть хорошее и плохое |
Человек плохой |
Восприятие мира |
Человек доминирует над природой |
Гармония |
Подчинение природе |
Отношения между людьми |
Строятся индивидуально |
Строятся в группе латерально |
Строятся в группе иерархически |
Ведущий способ деятельности |
Делать (важен результат) |
Контролировать (важен процесс) |
Существовать (все происходит спонтанно) |
Время |
Будущее |
Настоящее |
Прошлое |
Пространство |
Частное |
Смешанное |
Публичное |
Таблица 8.
Сравнение западной и восточной организационных культур.
Параметры культуры |
Западная культура |
Восточная культура |
Природа человека |
Смесь добра и зла. Изменение возможно. Подчеркивается значение тренинга и развития; необходимо дать человеку возможность научиться работать |
Человек Человек хороший плохой Изменение невозможно Подчеркивается значение отбора и соответствия; необходимо выбрать правильного человека на рабочее место и не ждать, что он изменится |
Отношение человека к природе |
Человек доминирует над природой. Политические решения принимаются в пользу того, чтобы использовать природу для удовлетворения потребностей людей, т. е. строить дамбы, дороги и т. д. |
Гармония Подчинение с природой природой Политические решения принимаются в пользу того, чтобы сохранить природу |
Отношение человека к другим людям |
Индивидуализм Менеджер по персоналу ориентируется на академические и трудовые достижения кандидатов при подборе кадров. Решения принимаются индивидуально |
Группа (иерархическая или латеральная) Менеджер по персоналу ориентируется на родственные и иные связи кандидата при подборе кадров. Решения принимаются в группе |
Ведущий способ активности |
Делать Сотрудники много работают для достижения целей; сотрудники максимизируют работу |
Контролировать Существовать Сотрудники работают лишь столько, сколько необходимо для выживания; сотрудники минимизируют работу |
Концепция пространства |
Частное Руководитель проводит важную встречу в большой комнате, за закрытыми дверьми, ему помогает секретарь, не допускающий перебивающих реплик |
Публичное Руководитель проводит важную встречу в комнате средних размеров, двери постоянно открывают сотрудники и посетители, перебивая работу |
Ориентация во времени |
Будущее/настоящее Политические заявления относятся к 5-, 10-, 15- и 20-летним целям; внимание фокусируется на сегодняшнем дне; инновации, гибкость, динамика; особое значение придается изменению будущего |
Прошлое Настоящее Политические заявления этого года отражают политические заявления 10-летней давности; компании опираются на традиции, которые они использовали в прошлом, для достижения будущего |