Файл: Адаптация ребенка к школе (Эмпирическое исследование школьной адаптации первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Стараешься ли ты выполнять работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее?

9. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

10. Если тебе разрешат дома носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

12. В игре в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка данных:

Анализ ответов на вопросы показывает:

- сформированность «внутренней позиции школьника» (+) (условно будем называть высокий уровень сформированности)

- неясный случай (+/-) (условно - средний уровень сформированности)

- несформированность «внутренней позиции школьника» (-)(условно - низкий уровень сформированности)

Ключевыми в этом опроснике являются вопросы №№1,2,3,4,5,10,11,12.

При сформированности «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:

№ 1 – Хочу идти в школу.

№2 – Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

№3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

№4 – Люблю, когда мне читают книжки.

№5 – Сам (сама) прошу, чтобы мне почитали книжку.

№10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№ 11 – Если будем играть в школу, то хочу быть учеником.

№ 12 – В игре в школу пусть будет длиннее урок.

После проведения диагностики на определение внутренней позиции детей результаты были сформированы в обобщающую таблицу 2.

Таблица 2- Результаты исследования на констатирующем этапе исследования (методика 2)

Высокий

Средний

Низкий

1

Ты хочешь идти в школу?

16

4

0

2

Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?

15

4

1

3

Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

1

4

15

4

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

11

6

3

5

Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

10

10

0

6

Какие у тебя любимые книжки?

7

Почему ты хочешь идти в школу?

5

10

5

8

Стараешься ли ты выполнять работу, которая у тебя не получается, или бросаешь ее?

5

12

3

9

Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

20

0

0

10

Если тебе разрешат дома носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

13

7

0

11

Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

16

4

0

12

В игре в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

16

4

0

Средний уровень сформированности

11

6

3


Вопросы №1 и №9 в данном случае ключевыми не считались, т.к. на них практически все дети ответили утвердительно, а потому они не являются информативными. Из 20 детей только 4 ребенка сказали, что «они хотят ходить и в школу, и в садик».

Если ребенок хочет в школу, то он, как правило, на вопрос под номером 2 отвечает несогласием и наоборот. По результатам нашего исследования 15 детей действительно сказали, что они не хотят посещать детский сад. 4 ребенка не могли однозначно ответить на этот вопрос. Только 1 человек отрицательно ответил на этот вопрос уверенно.

Очень важно обратить внимание так же на то, каким образом ребенок объясняет желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей (5 человек) сказали, что они хотят ходить в школу, чтобы научиться читать, писать, считать и т.д. Но некоторые ребята ответили, что они хотят ходить в школу только из-за того, потому что в детском саду надоело или не нужно спать днем, как в детском саду и т.д., то есть проявляют желание, никаким образом не связанное с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка. Таких детей в исследуемой группе оказало 10 человек. У остальных детей (5 человек) ответ в себе содержал как учебные, так и неучебные мотивы.

Вопросы №3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

При этом, вопрос, касающийся наиболее интересных занятий (№3) показал, что только 1 ребенок имеет высокий уровень. Остальные дети либо лишь приближенно касались учебной деятельности, либо вообще говорили исключительно об игровой деятельности.

Таким образом, у 4 детей отмечен средний уровень сформированности, а у остальных (15 человек) – низкий.

Вопрос №4 показал, что более половины любят, чтобы им читали книжки (11 чел – высокий уровень, 6 чел. – средний уровень и у 3 человек отмечен низкий уровень сформированности).

И, наконец, на вопрос 4 дети поровну разделились, в результате чего у 10 человек отмечен высокий уровень и у 10 – средний.

Ответ на вопрос №8 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе. 5 детей ответили на данный вопрос полностью утвердительно, что говорит о наличии у них высокого уровня сформированности эмоциональной готовности. При этом у 12 человек отмечен средний уровень, так как они сказали: «если я делаю что-то очень интересное/полезное, то буду делать». Низкий уровень отмечен у трех детей из исследуемой группы.


На вопрос №9 все дети ответили положительно.

Если испытуемый ещё не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот. Ответы, полученные на этот вопрос, говорит о том, что более чем у половины детей отмечается желание ходить в школу – 13 человек. 7 детей затруднились ответить.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу он выбирает роль ученика (вопрос №11) , и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы дольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок ещё не хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене. В результате роль ученика выбрали 16 детей (высокий уровень), остальные дети не могли определиться – 4 человека, и получили средний уровень. Аналогичное соотношение получилось и при ответе на вопрос №12.

Полученные результаты исследования были занесены в таблицу 3 и наглядно представлены на графике (Рисунок 2).

Таблица 3- Результаты исследования внутренней позиции детей на констатирующем этапе исследования (методика 2).

Количество, чел.

Количество, %

Высокий уровень

11

55%

Средний уровень

6

30%

Низкий уровень

3

15%

Рис. 2. Исследование уровня сформированности внутренней позиции на констатирующем этапе исследования (методика 2).

Таким образом, по результатам проведенной беседы у 11 детей из исследуемой группы отмечается высокий уровень, 6 детей имеют средний уровень и только у 3 наблюдается низкий уровень сформированности внутренней позиции.

3) Опрос классного руководителя учащихся первого класса, помогающий определить эмоциональный настрой ребенка, его взаимоотношение со сверстниками, какова его познавательная активность, насколько он дисциплинирован, проявляет ли он признаки агрессии, наблюдается ли страх перед чем-либо, двигательную активность, успеваемость (Приложение 1).

При определении уровня адаптации первоклассников к школе использовали известную критериально-уровневую характеристику адаптации A.Л. Венгера (таблица 4).

Таблица 4-Критериально-уровневая характеристика адаптации А.Л. Венгера

Уровни

Критерии

Показатели

Низкий

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе

Жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются

нарушения дисциплины; объясняемый

учителем материал усваивает

фрагментарно, самостоятельная работа с

учебником затруднена; при выполнении

самостоятельных учебных заданий не

проявляет интереса; к урокам готовится

нерегулярно, ему необходим постоянный

контроль, систематические напоминания

и побуждения со стороны учителя и

родителей; сохраняет работоспособность

и внимание при удлиненных паузах для

отдыха; близких друзей не имеет, знает по

именам и фамилиям лишь часть

одноклассников

Средний

Первоклассник положительно относится к школе

Посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками

Высокий

Первоклассник положительно относится к школе

Требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное положение


Классному руководителю предлагался опросный лист, где тот выбирал и отмечал характерный для ребенка уровень проявления в каждом из девяти показателей адаптации: Порядковый номер уровня является баллом.

Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации:

- благоприятная ситуация (высокий уровень адаптации) – 9 – 17 баллов;

- условно благоприятная (средний уровень адаптации) – 18 – 24 балла;

- неблагоприятная ситуация (школьная дезадаптация) – 25 баллов и выше.

Согласно полученным данным:

- высоким уровнем адаптации с точки зрения классного руководителя обладают 9 человек (45%);

- средний уровень адаптации наблюдается у 7 учеников (35%);

- школьная дезадаптация по мнению педагога – 4 человек (20%)

Полученные результаты по опросу классного руководителя занесены в таблицу 5 и представлены на графике (Рисунок 3).

Таблица 5-Уровень адаптации первоклассников, по мнению классного руководителя.

Количество, чел.

Количество, %

Высокий уровень

9

45%

Средний уровень

7

35%

Низкий уровень

4

20%

Рис.3. – Уровень адаптации первоклассников, по мнению классного руководителя.

Таким образом, исследование по данной методике показало, что высокий уровень адаптации присутствует у 9 школьников. Эти дети все требования воспринимают адекватно, легко усваивают учебный материал. Ученики с высоким уровнем адаптации прилежны, внимательно слушают указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе.

Средний уровень адаптации был выявлен у 7 детей. У этих детей посещение школы не вызывает отрицательных переживаний. Они понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивают основное содержание учебных программ; самостоятельно решают типовые задачи.

Низкий уровень был выявлен у 4 учеников. Такие ученики имеют жалобы на нездоровье, у них часто бывает подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Материал, объясняемый учителем, усваивается фрагментарно, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляют особого интереса; необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.

Констатирующий этап исследования позволил нам сделать определенные выводы об уровне адаптации первоклассников.


Результаты трех диагностик были объединены в одну таблицу и подсчитан окончательный результат исследования (Таблица 6)

Таблица 6-Итоговые результаты исследования адаптации первоклассников к школе на констатирующем этапе исследования (методика 1, 2 и 3)

Методика

1

Методика

2

Методика

3

Среднее значение

Высокий уровень

20%

55%

45%

40%

Средний уровень

60%

30%

35%

42%

Низкий уровень

20%

15%

20%

18%

Рис. 4. – Итоговые результаты исследования адаптации первоклассников к школе на констатирующем этапе исследования

Таким образом, можно заключить, что

- высокий уровень адаптации наблюдается ровно у 40% детей исследуемой группы.

- 42% показали средний уровень.

- остальные дети имеют низкий уровень адаптации.

Констатирующий этап исследования позволил нам сделать определенные выводы об уровне адаптации первоклассников.

Таким образом, полученные результаты говорят о средней сформированности эмоциональной готовности детей по группе.

Данные констатирующего этапа обуславливают необходимость разработки специального комплекса мероприятий по содействию адаптации первоклассников к школе.

2.2 Проведение педагогической работы в период адаптации первоклассников к школьной жизни

Для включения каждого из учеников в систему межличностных отношений на уроке наиболее благоприятные условия могут создать групповые формы работы. На уроках в качестве подготовительной работы использовалось сочетание их индивидуальной и фронтальной форм работы. Так как в классе есть ученики и слабые, и сильные и со средней успеваемостью, то задания были даны дифференцировано для каждого индивидуально.

После того, как научились дети работать по индивидуальной карточке, им было предложено поучиться работать в паре «учитель-ученик». Главным становится в первом классе выработка умений договариваться, умений общаться. Необходимо было научить выслушивать внимательно ответ, тактично дополнять и исправлять, справедливо оценить, выслушивать ответ. Для этого к доске вызывалась любая пара. На практическом примере показывалось, как правильно нужно работать.