Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
Выручка ПАО «Сбербанк России» по итогам 3 квартала 2017 года составила 5956 млн. долл., т.е. за месяц 662 млн. долл.
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 29
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Сбербанк России» на российском рынке с 2011 г. следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак – 14.10.2011 г. С это даты до даты оценки прошло 5,31 лет.
Таким образом, Кв = 1+5,31/10 = 1,531.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Зд = 18,333 тыс. руб.
Зп = 50,650 тыс. руб.
Зм +Зр= 1 902 тыс. руб.
р = 3,65 %
М = 2
Кэсв = 1,2.
Кв = 1,531.
Vтз = (18,333 + 50,650 +1 902) * (1 + 3,65/100))*2*1,2*1,531 = 7 506,52 тыс. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.02.2018 г. по результатам использования затратного подхода составляет 7 506,52 тыс. руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.
Таблица 30
Данные по объекты - аналоги
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
ПАО «БАНК УРАЛСИБ» |
ПАО «БИНБАНК» |
ПАО АКБ «Связь-Банк» |
ПАО «Сбербанк России» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
113,212 |
128,365 |
98,846 |
|
Источник данных |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
|
Дата определения стоимости |
01.01.2016 |
01.10.2017 |
01.05.2017 |
01.02.2018 |
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Банковские услуги |
Банковские услуги |
Банковские услуги |
Банковские услуги |
Корректировка на дату определения стоимости определяется с учетом изменения темпов инфляции с даты определения стоимости объектов-аналогов до даты оценки.
Уровень инфляции в 2016 году был на уровне 12,9%[28].
По данным исследования рынка, стоимость товарного знака, имеющего международную регистрацию в 2 раза выше стоимости товарного знака, действующего для группы однородных товаров, зарегистрированного на территории РФ.
Корректировка на срок использования товарных знаков устанавливается на уровне 10% за каждый год использования прав на товарный знак.
Все объекты-аналоги существуют на рынке более 10 лет, поэтому вводится корректировка на срок существования ИС на дату оценки. Чем дольше существует товарный знак, тем больше его стоимость. Цена всех аналогов корректируются в сторону уменьшение на 20%.
Таблица 31
Индекс изменения стоимости с 01.01.2017 по 01.02.2018[29]
Месяцы 2016-2017гг. |
05.2017 |
06.2017 |
07.2017 |
08.2017 |
09.2017 |
10.2017 |
11.2017 |
12.2017 |
01.2018 |
Индекс потребительских цен в % к декабрю 2015-2016гг. |
102,9 |
103,3 |
103,9 |
103,9 |
104,1 |
104,5 |
105,0 |
105,4 |
100,6 |
Темпы инфляции, в % к 01.05.2016 |
0,4 |
0,8 |
1,3 |
1,3 |
1,5 |
1,9 |
2,4 |
2,8 |
3,4 |
Индекс изменения стоимости с 01.05. 2016 по 01.02.2017 |
1,034 |
||||||||
Корректировка, % |
3,4 |
||||||||
Индекс потребительских цен в % к предыдущему месяцу |
100,4 |
100,4 |
100,5 |
100,0 |
100,2 |
100,4 |
100,4 |
100,4 |
100,6 |
Темпы инфляции, в % к предыдущему месяцу |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,01 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
Коэффициент индексации затрат с 01.10.2016 по 01.02.2017 |
1,004*1,004*1,004*1,006 =1,018 |
||||||||
Корректировка, % |
2 |
||||||||
Коэффициент индексации затрат с 01.01.2015 по 01.02.2017 |
1,129*1,006 = 1,14 |
||||||||
Корректировка, % |
14 |
Чем больше зарегистрировано аналогичных товарных знаков тем же правообладателем, тем сильнее правовая охрана оцениваемого товарного знака, тем больший ассортимент продукции (услуг) и ее качество ассоциируется у покупателей с определенным производителем.
Затраты на рекламу и маркетинг должны быть постоянными для поддержания известности товарного знака. Поэтому устанавливаются корректировки для цен объектов – аналогов в зависимости от величины затрат на рекламу.
Корректировка на спрос на продукцию, которая производится с использованием объекта ИС, производится с учетом данных рынка. Учитывается, что банковские услуги, оказывающиеся под менее известными товарными знаками, пользуются меньшим спросом, при этом стоимость такого товарного знака снижается на 30% по сравнению со стоимостью ТЗ более крупных и известных компаний.
Внесение корректировок
Таблица 32
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
ПАО «БАНК УРАЛСИБ» |
ПАО «БИНБАНК» |
ПАО АКБ «Связь-Банк» |
ПАО «Сбербанк России» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
113,212 |
128,365 |
98,846 |
|
Элементы сравнения |
||||
Дата определения стоимости |
01.01.2015 |
01.10.2016 |
01.05.2016 |
01.02.2017 |
Корректировка,% |
14,00% |
2,00% |
3,4% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
129,062 |
130,932 |
102,207 |
|
Территория действия исключительных прав |
Международный |
Международный |
Россия |
Международный |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
100,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
129,062 |
130,932 |
204,414 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
8 |
8 |
9 |
3,11 |
|
Корректировка,% |
-48,9% |
-48,9% |
-58,9% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
65,961 |
66,906 |
84,014 |
|
Год регистрации ИС |
2006 |
2006 |
2007 |
2011 |
Срок существования ИС на дату оценки, лет |
11 |
11 |
10 |
6 |
Корректировка,% |
-20,00% |
-20,00% |
-20,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
52,761 |
53,525 |
67,211 |
|
Количество зарегистрированных ТЗ, ед. |
10 |
21 |
30 |
30 |
Корректировка,% |
11,00% |
6,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
58,565 |
56,737 |
67,211 |
|
Затраты на рекламу и маркетинг, млн. руб. в год |
5 |
9 |
14 |
13,056 |
Корректировка,% |
25,00% |
16,00% |
-3,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
73,206 |
65,815 |
65,195 |
|
Спрос на услуги, которая может оказываться с использованием ИС |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
30,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
73,206 |
65,815 |
84,754 |
|
Количество корректировок, n |
5 |
5 |
6 |
|
1/n |
0,20 |
0,20 |
0,17 |
|
Сумма 1/n |
0,57 |
|||
Вес аналога |
0,351 |
0,351 |
0,298 |
|
Взвешенная стоимость, млн. руб. |
25,695 |
23,101 |
25,257 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, млн. руб. |
74,053 |
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.02.2018 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 74,053 млн. рублей.
9. описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам
Определение рыночной стоимости оцениваемого товарного знака ПАО «Сбербанк России» проводилось затратным, сравнительным и доходным подходами.
Таблица 33
Результаты применения подходов
Подходы |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Рыночная стоимость, полученная в рамках каждого из подходов, тыс. руб. |
7 506 |
74 053 |
82 375 |
Результаты применения затратного подхода в оценке стоимости исключительных прав на товарный знак ПАО «Сбербанк России», зарегистрированный Федеральной службой по интеллектуальной собственности за № 445809, значительно выше результатов использования сравнительного и доходного подходов. Это обусловлено тем, что затраты на создание товарного знака, затраты на проведение рекламной кампании с целью его продвижения на рынок, несоизмеримо меньше тех доходов, которые может обеспечить этот товарный знак в будущем. Поэтому расчеты стоимости товарного знака в данном отчете приводятся справочно. Итоговая величина стоимости определяется на основе результатов использования сравнительного и доходного подходов.
Итоговое значение стоимости устанавливается в процессе обобщения расчетных материалов путем согласования (взвешивания) результатов, полученных в рамках использованных подходов. При формировании итоговой величины стоимости по экспертному мнению оценщика проанализированы следующие характеристики использованных подходов:
- степень соответствия (задача и цели оценки, функциональное назначение и оцениваемые права);
- степень достаточности и достоверности используемых данных;
- степень предпочтительности;
- надежность расчетов и процедур анализов;
- удельный вес экспертных оценок и суждений.
С учетом анализа по вышеприведенным характеристикам, оценщиком присваиваются коэффициенты весомости промежуточным результатам, полученным на основе использования различных подходов.
Заключение
Рыночная стоимость оцениваемого имущества определяется как взвешенная, полученная каждым из подходов стоимость, результаты согласования приведены в таблице ниже.