Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.
При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации[18]:
- об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;
- о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.
Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов - расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.
В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.
Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:
- режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
- условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
- изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
- отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
- территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
- функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
- спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
- срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
- другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.
Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Для объектов интеллектуальной собственности обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы[19]:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка.
Для использования метода качественного анализа для корректировки данных необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями. Метод параметрической оценки; требует анализа информации по большому количеству сделок с аналогичными объектами. Метод Бегунка– это метод экспресс - оценки и не может быть единственной основой для принятия решения стоимости объекта оценки по результатам применения сравнительного подхода.
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применяется метод прямого анализа сравнения продаж.
Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.
При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:[20]
а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:
- при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
- при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;
б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;
в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:
- затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
- любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
- экономическая выгода разработчика объекта оценки;
г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;
д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;
е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;
ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.
Основные методы затратного подхода в оценке НМА и ИС:[21]
- метод индексации затрат;
- метод стоимости создания;
- аналоговый метод и метод удельных затрат.
Для оценки стоимости товарных знаков примени только один из этих методов – метод стоимости создания.
8. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Сбербанк России» только в собственной деятельности. На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Сбербанк России» (свидетельство на товарный знак № 445809 от 14.10.2011) не заключено не одного неисключительного лицензионного договора. Этот вариант использования товарного знака обеспечивает ПАО «Сбербанк России» доходы, которые необходимо учесть в процессе оценки стоимости объекта оценки.
8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности ( на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти. Этот метод используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти). Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Размер роялти определяется на основании анализа рынка, как правило, ставка роялти колеблется в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Преимуществами данного метода являются возможность его применения как при оценке уже используемых ОИС, так и при оценке прав ИС, которые только предполагается использовать и относительная простота.
Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.
- Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
- Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
- Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
- Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
- Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
- Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования определяются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
- Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются
Анализ и прогноз объема продаж
Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.
На сайте ПАО «Сбербанк России» представлены данные по выручке за 3 квартал 2016 год. Анализ темпов прироста выручки в ретроспективном периоде приведен в таблице.
Таблица 19
Год |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
3 квартал 2016 |
3 квартал 2017 |
Выручка, млн. долл. США |
11023 |
10180 |
9148 |
9097 |
6823 |
5956 |
Темпы прироста выручки, % к предыдущему году |
-0,076 |
-0,101 |
-0,006 |
|||
Средние темпы прироста выручки, % |
-0,061 |
|||||
Темпы прироста выручки, % к 3 кварталу прошлого года |
-0,076 |
-0,101 |
-0,006 |
-0,127 |
||
Средние темпы прироста выручки, % |
-0,0775 |
|||||
Курс доллара на конец соответствующего года, руб. за долл. |
30,3727 |
32,7292 |
56,2584 |
72,8827 |
66,2367 |
63,1581 |
Выручка, млн. руб. |
334798 |
333183 |
514652 |
663014 |
451933 |
376169 |
Темпы прироста выручки, % к предыдущему году |
-0,00482 |
0,54465 |
0,28828 |
|||
Средние темпы прироста выручки, % |
0,276 |
|||||
Темпы прироста выручки, % к 3 кварталу прошлого года |
-0,005 |
0,545 |
0,171 |
-0,168 |
||
Средние темпы прироста выручки, % |
0,136 |
Резкий рост выручки в рублевом выражении в конце 2015 года вызван резким падением курса рублю к доллару США. В Долларовом эквиваленте величина выручки в 2015 году незначительно уменьшилась. Меньшая величина выручки за 3 квартал 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года вызвана падением курса рубля к доллару, что не могло не повлиять на финансовые результаты ПАО «Сбербанк России». Выручка в рублях по результатам 2016 года, скорее всего, не достигнет того уровня, который наблюдался в 2015 году. Однако, по словам руководства компании и по мнению Минфина в 2017 году ожидается укрепление рубля. Поэтому в прогнозном периоде прирост выручки компании планируется с 2017 года.
При этом предполагается, что прирост выручки обеспечен эффективным использованием товарного знака компании. ПАО «Сбербанк России» является правообладателем 30 товарных знаков (см. Приложение 1). Т.к. компания давно и успешно существует на рынке, то все ее товарные знаки широко известны. Потому делаем допущение, что все 30 товарных знаков вносят одинаковый вклад в прирост выручки.
Ставка роялти
Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений. Поскольку информации о значениях роялти для банковской деятельности нет, рассчитываем размер роялти по усредненному значению размеров роялти тех видов услуг, которые могут быть использованы и оказаны в банковской сфере[22] .
Таблица 20
N |
Вид изделий |
Ставки роялти % |
Средняя ставка,% |
1 |
Предоставление кредита |
3-15 |
9 |
2 |
Предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества |
0-2 |
1 |
3 |
Ставка роялти |
5 |
Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.
Срок полезного использования
Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.
Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний. На основе данных, представленных в таблице 26, затраты на рекламную компанию на 01.02.2018 составляют 13,056 млн. руб. в год. ПАО «Сбербанк России» является правообладателем 30 товарных знаков. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/30 расходов на рекламу по компании в целом.