Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2018 года в размере 5,2%, 2019года в размере 4,5%, 2020 года в размере 4,6%, 2021 года в размере 4,3%..[23]

Дата, до которой продлен срок действия регистрации: 12.03.2021.

Таким образом, длительность прогнозного периода определяется с даты оценки до 12.03.2020 г. – 11 месяцев 2017 года, 2018 год, 2019 год и 3 месяца и 12 дней 2020 года – 3 года, 1 месяц и 11 дней.

По истечении 12.03.2020 права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется достаточно высокой доходностью и отрасли в целом. Для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного период, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.

Ставка дисконта

В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:

  • риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
  • риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
  • риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
  • риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
  • риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.

В качестве безрисковой ставки принимается среднесрочная ставка ГКО-ОФЗ на 01.02.2017 – 8,57%[24] .

Таблица 21

Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием

Элементы риска

Ответы

(да, нет, не знаю)

Значе-ние

Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны

да

0

Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне

да

0

Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны

нет

5

Имеются доказательства о собственности на ОИС

да

0

Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой)

нет

5

Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций

да

0

Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах

нет

5

Сумма значений:

15

Количество составляющих факторов:

7

Итоговое значение элемента риска:

2,14

Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС

ОИС имеет один или несколько близких прототипов

да

0

Аналогичный ОИС уже используется для оказания услуг пользующейся спросом на рынке

да

0

Предполагаемый к оказанию услуга будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности)

да

0

Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка)

да

0

Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов)

нет

5

Сумма значений:

5

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

1

Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта

ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше

нет

0

ОИС находится на стадии опытного образца или выше

нет

0

ОИС находится на стадии освоения

нет

0

Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства

да

5

Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности»

не знаю

2,5

Сумма значений:

7,5

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

1,5

Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС

ОИС не является пионерским изобретением

да

0

На территории страны имеются компании, оказывающие аналогичную услугу и заинтересованные в оцениваемом ОИС

да

0

На международном уровне имеются компании, оказывающие аналогичную услугу и заинтересованные в оцениваемом ОИС

да

0

ОИС находится на стадии освоения

нет

5

ОИС охраняется патентом/свидетельством

да

0

Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность

да

0

Сумма значений:

5

Количество составляющих факторов:

6

Итоговое значение элемента риска:

0,83

Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС

ОИС соответствует мировому уровню в данной области

да

0

Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ)

да

0

Оказываемая услуга с использованием ОИС новая и не имеет аналогов

нет

5

Рынок оказания услуг с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным

нет

5

Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён

да

0

Сумма значений:

10

Количество составляющих факторов:

5

Итоговое значение элемента риска:

2

Безрисковая ставка:

8,57

Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки):

16,04


Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:

,

где К – итоговое значение каждого фактора риска;

В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).

ТВ – количество составляющих фактора.

Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.

Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).

Выручка, затраты на рекламу в первом прогнозном периоде прогнозируются на оставшиеся 11 месяцев 2016 года – февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь – с даты оценки до окончания календарного года. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности первого прогнозного периода.

Длительность последнего прогнозного периода – с начала 2020 года по 12.03.2020 – 3 месяца и 12 дней. Соответственно, прогнозирование выручки от использования товарного знака, затрат на рекламу и маркетинг, дисконтирование чистого дохода производится с учетом дробной величины этого периода.

Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.02.2018 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 71,047 млн. руб.

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)

Так как на дату оценки не было заключено не одного неисключительного лицензионного договора, оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям, не проводилась.

.

Таблица 23

Расчет стоимости объекта оценки методом освобождения от роялти на основе доходов,

который лицензиар получает от использования ОИС в собственной деятельности

Дата оценки 01.02.2018

Показатели

Конец 2018 года

2019

2020

12.03.2021

Постпрогнозный период

Определение чистого дохода от объекта оценки

Темпы прироста выручки, %

13,6

13,6

13,6

13,6

2

Выручка, млн. руб.

376169/9*11*1,136

=522 289,758

376169/9*12*1,136

=569 770,645

569 770,645*1,136

=647 259,453

647259,453*1,136*((2+12/31)/12)

=146226,717

3

Прирост выручки (к уровню предыдущего года), млн. руб.

-

0

77488,808

17470,804

Прирост выручки (к уровню предыдущего года) на 1 ТЗ, млн. руб.

-

0/30

=0

77488,808/30 =2582,960

17470,804/30 =582,360

5

Ставка роялти, %

5%

5%

5%

5%

6

Ожидаемые выплаты по роялти, млн. руб.

-

0*0,05

=0

2582,960*0,05 =129,148

582,360*0,05 =29,118

7

Ставка налога на прибыль, %

20,00%

20,00%

20,00%

20,00%

8

Ожидаемые выплаты по роялти после выплаты налогов, млн. руб.

-

0*(1-0,2)

=0

129,148*(1-0,2) =103,318

29,118*(1-0,2) =23,294

Прогнозные темпы инфляции, %

5,2

4,5

4,6

4,3

10

Затраты на рекламу с учетом годовых темпов инфляции на 1 ТЗ, млн. руб.

13,056/30*1,052*9/12=0,343

0,455

0,455

0,454

11

Чистый доход от объекта оценки, млн. руб.

-0,343

-0,455

102,863

22,84

102,863*1,136

=116.852

Расчет стоимости методом дисконтированных денежных потоков

12

Ставка дисконта, %

16.04%

16.04%

16.04%

16.04%

13

Фактор текущей стоимости (1/(1+r) j)

1/((1+0,1604)^9/12)

=0,894

1/((1+0,1604)^(1+9/12)=0,771

1/((1+0,1604)^(2+9/12)

=0,664

1/((1+0,1604)^(2+9/12+((2+12/31)/12))

=0,645

14

Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти, млн. руб.

-0,307

-0,351

68,301

14,732

17

Сумма текущих стоимостей , млн. руб.

82,375


Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.02.2018 г. по результатам использования доходного подхода, составляет 82,375 млн. руб.

8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом

Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.

Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.

Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:

Vтз = Σ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )

где Vтз – стоимость товарного знака;

Здi – затраты на дизайн в i-ом году;

Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;

Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;

Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;

р – рентабельность, %;

Киi - коэффициент индексации в i-ом году;

М – коэффициент масштабности использования товарного знака;

Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;

Кв –коэффициент времени использования товарного знака;

Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.

Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.

Таблица 25

Наименование услуг

Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб.

Агентство интеллектуальной собственности «Линтес», г.Санкт-Петербург, Подъездной пер., д. 3 А ; тел. 8(812)996-96-40, http://www.lintes.ru/tzdesign.htm

ООО "Дизайн студия" Фэнтази Джи Пи мультимедиа" , г.Москва, ул.Угличская, д.16; тел. 8(495) 647-83-43; http://www.fantasy-gpm.ru/pages/id/tovznak.html

Студия Brainmen, 115201, г. Москва, Каширское шоссе, д. 22, к. 3, офис 902, http://www.brainmen.ru/price_price.html

Разработка товарного знака

9 500

15 500

30 000

Средняя стоимость услуг

18 333

Затраты на дизайн товарного знака на 01.02.2017. составят 18,333 тыс. руб.


Затраты на рекламу и маркетинг

Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.[25]

По трёх кварталов 2016 года, российский рынок рекламы вернулся на докризисный уровень.

ПАО «Сбербанк России» является правообладателем 30 товарных знаков. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/30 расходов на рекламу по компании в целом.

Т.к. дата оценки 01.02.2018 года, то необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака за 1 месяц 2018 года.

Таблица 26

ПАО «Сбербанк России»

2014

2015

2016

2017

01.02.2018

Затраты на рекламу в целом по компании, млн. долл.

0,250

0,210

0,198

0,215

Курс доллара на конец соответствующего года

32,7292

56,2584

72,8827

60,6569

Затраты на рекламу в целом по компании, млн. руб.

8,182

11,814

14,431

13,056

13*(1+0,052)*1/12 =

1,140

Индекс потребительских цен, %

106,5

111,4

112,9

105,4

Темпы инфляции, %[26]

6,5

11,4

12,9

5,4

5,2

Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года)

(1+0,114)*(1+0,129)*(1+0,054)*(1+0,052)

=1,395

(1+0,129)*(1+0,054)*(1+0,052)

=1,252

(1+0,054)*(1+0,052)

=1,109

1,052

1

Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб.

8,182*1,395

=11,414

14,791

16,004

13,735

1,140

Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, млн. руб.

11,414/30

=0,380

0,493

0,533

0,458

0,038

Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб.

1,902


Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.02.2018 г. составляют 1,902 млн. руб. или 1 902 тыс. руб.

Рентабельность продаж ПАО «Сбербанк России» за 3 квартал 2017г. составила 3,65 %, за 2016 год – 3,18%.

Затраты на правовую охрану

Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен «Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № 1023» Приложение к Положению о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий (с изменениями, внесенными  постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2011 года № 781, постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2013 года № 1023 и постановлением Правительства РФ от 22 марта 2016 г. № 227)[27].

Согласно данному документу:

Таблица 27

Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.

Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы 

2700

Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам 

11 500 + 2 050 за каждый из классов МКТУ, свыше 1

Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него

16200

Продление срока действия исключительного права на товарный знак

20250

Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.02.2018 г. составит 2700+11500+16200+20250 = 50650 руб.

Коэффициент индексации

Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 26.

Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.

Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.

Таблица 28

Коэффициент масштабности использования товарного знака

Товарооборот, тыс. долл. В месяц

Величина М

До 10

1,0

10-50

1,2

50 – 100

1,4

100 — 500

1,6

500 – 1000

1,8

Более 1 млн долл.

2,0