Файл: Исключительные (имущественные) права на товарный знак ПАО «Сбербанк России».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.

При применении сравнительного подхода к оценке объектов оценки стоимость определяется оценщиком с использованием следующей информации[18]:

  • об условиях сделок, а также о предложениях на продажу и покупку объектов-аналогов на рынке по состоянию на дату оценки или по состоянию на дату, предшествующую дате оценки, если по состоянию на дату оценки такая информация доступна;
  • о влиянии ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость.

Определение влияния ценообразующих факторов объектов-аналогов на их рыночную стоимость может проводиться с применением ценовых мультипликаторов - расчетных величин, отражающих соотношение между стоимостью объекта-аналога и его ценообразующим параметром при условии доказанной значимости последнего.

В ряде случаев цены предложений объектов-аналогов могут быть обоснованно скорректированы.

Для сравнения объекта оценки с другими объектами, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения:

  • режим предоставленной правовой охраны, включая переданные права и сроки использования интеллектуальной собственности;
  • условия финансирования сделок с нематериальными активами, включая соотношение собственных и заемных средств;
  • изменение цен на нематериальные активы за период с даты совершения сделки с объектом-аналогом до даты проведения оценки;
  • отрасль, в которой были или будут использованы нематериальные активы;
  • территория, на которую распространяется действие предоставляемых (оцениваемых) прав;
  • функциональные, технологические, экономические характеристики выбранных объектов-аналогов, аналогичные соответствующим характеристикам объекта оценки;
  • спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием объекта оценки;
  • срок использования объекта оценки, в течение которого объект оценки способен приносить экономические выгоды;
  • другие характеристики нематериального актива, влияющие на стоимость.

Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Для объектов интеллектуальной собственности обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы[19]:

- метод прямого анализа сравнения продаж;

- метод качественного анализа для корректировки данных;

- метод параметрической оценки;

- правила Бегунка.

Для использования метода качественного анализа для корректировки данных необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями. Метод параметрической оценки; требует анализа информации по большому количеству сделок с аналогичными объектами. Метод Бегунка– это метод экспресс - оценки и не может быть единственной основой для принятия решения стоимости объекта оценки по результатам применения сравнительного подхода.

Для определения рыночной стоимости объекта оценки применяется метод прямого анализа сравнения продаж.

Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.

При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:[20]

а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:

  • при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
  • при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;

б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;

в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:

  • затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
  • любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
  • экономическая выгода разработчика объекта оценки;

г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;

д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;

е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;

ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.

Основные методы затратного подхода в оценке НМА и ИС:[21]

  • метод индексации затрат;
  • метод стоимости создания;
  • аналоговый метод и метод удельных затрат.

Для оценки стоимости товарных знаков примени только один из этих методов – метод стоимости создания.

8. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Сбербанк России» только в собственной деятельности. На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Сбербанк России» (свидетельство на товарный знак № 445809 от 14.10.2011) не заключено не одного неисключительного лицензионного договора. Этот вариант использования товарного знака обеспечивает ПАО «Сбербанк России» доходы, которые необходимо учесть в процессе оценки стоимости объекта оценки.

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности ( на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)


Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти. Этот метод используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти). Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Размер роялти определяется на основании анализа рынка, как правило, ставка роялти колеблется в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Преимуществами данного метода являются возможность его применения как при оценке уже используемых ОИС, так и при оценке прав ИС, которые только предполагается использовать и относительная простота.

Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.

  1. Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
  2. Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
  3. Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
  4. Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
  5. Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
  6. Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования опре­деляются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
  7. Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются

Анализ и прогноз объема продаж

Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.

На сайте ПАО «Сбербанк России» представлены данные по выручке за 3 квартал 2016 год. Анализ темпов прироста выручки в ретроспективном периоде приведен в таблице.

Таблица 19

Год

2012

2013

2014

2015

3 квартал 2016

3 квартал 2017

Выручка, млн. долл. США

11023

10180

9148

9097

6823

5956

Темпы прироста выручки, % к предыдущему году

-0,076

-0,101

-0,006

Средние темпы прироста выручки, %

-0,061

Темпы прироста выручки, % к 3 кварталу прошлого года

-0,076

-0,101

-0,006

-0,127

Средние темпы прироста выручки, %

-0,0775

Курс доллара на конец соответствующего года, руб. за долл.

30,3727

32,7292

56,2584

72,8827

66,2367

63,1581

Выручка, млн. руб.

334798

333183

514652

663014

451933

376169

Темпы прироста выручки, % к предыдущему году

-0,00482

0,54465

0,28828

Средние темпы прироста выручки, %

0,276

Темпы прироста выручки, % к 3 кварталу прошлого года

-0,005

0,545

0,171

-0,168

Средние темпы прироста выручки, %

0,136


Резкий рост выручки в рублевом выражении в конце 2015 года вызван резким падением курса рублю к доллару США. В Долларовом эквиваленте величина выручки в 2015 году незначительно уменьшилась. Меньшая величина выручки за 3 квартал 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года вызвана падением курса рубля к доллару, что не могло не повлиять на финансовые результаты ПАО «Сбербанк России». Выручка в рублях по результатам 2016 года, скорее всего, не достигнет того уровня, который наблюдался в 2015 году. Однако, по словам руководства компании и по мнению Минфина в 2017 году ожидается укрепление рубля. Поэтому в прогнозном периоде прирост выручки компании планируется с 2017 года.

При этом предполагается, что прирост выручки обеспечен эффективным использованием товарного знака компании. ПАО «Сбербанк России» является правообладателем 30 товарных знаков (см. Приложение 1). Т.к. компания давно и успешно существует на рынке, то все ее товарные знаки широко известны. Потому делаем допущение, что все 30 товарных знаков вносят одинаковый вклад в прирост выручки.

Ставка роялти

Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений. Поскольку информации о значениях роялти для банковской деятельности нет, рассчитываем размер роялти по усредненному значению размеров роялти тех видов услуг, которые могут быть использованы и оказаны в банковской сфере[22] .

Таблица 20

N

Вид изделий

Ставки роялти %

Средняя ставка,%

1

Предоставление кредита

3-15

9

2

Предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества

0-2

1

3

Ставка роялти

5

Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Срок полезного использования

Юридический срок жизни товарного знака – 10 лет, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.

Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний. На основе данных, представленных в таблице 26, затраты на рекламную компанию на 01.02.2018 составляют 13,056 млн. руб. в год. ПАО «Сбербанк России» является правообладателем 30 товарных знаков. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/30 расходов на рекламу по компании в целом.