Файл: Конфликты в организации причины и функции (Основные стадии развития конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К негативным функциям конфликта относят:

  1. ухудшение социального климата, снижение производительности труда;
  2. увольнение работников в целях разрешения конфликта;
  3. непонимание и неадекватное восприятие конфликтующими сторонами друг друга;
  4. снижение процесса сотрудничества между сторонами конфликта в ходе него и после;
  5. дух конфронтации, заставляющий людей стремиться к победе во что бы то ни стало, игнорирование решения реальных проблем и преодоления разногласий;
  6. материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

1.2. Структура, элементы и характеристики конфликта

Структура конфликта - это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.[18]

На рис.1 приведена схема показывающая составляющие конфликта:[19]

Рис. 1 Схема составляющих конфликта

Стороны конфликта принято называть оппонентами, это участники конфликта, соперничающие друг с другом, они не обязательно должны являться врагами. При этом в любом конфликте, есть как минимум две конфликтующие стороны, к ним могут относиться как отдельные индивиды, так и группы.[20] Стороны конфликта различают по объективным характеристикам.

1. Во-первых, по ролям, которые они играют в конфликте. Роль представляет собой совокупность неких прав и обязанностей.[21] В зависимости от степени включенности в конфликт, она может быть прямой и активной (субъект конфликта) или косвенной (второстепенный участник конфликта).

Субъекты составляют основные структурные элементы конфликта, в качестве субъектов могут выступать отдельные индивиды, либо состоящие из них общности-группы.

Косвенный (второстепенный) участник конфликта является пассивной стороной, оказывающей субъекту конфликта определенного вида помощь. Косвенные участники конфликта могут: провоцировать конфликт для достижения собственных интересов (так называемые подстрекатель, провокатор), содействовать полному прекращению конфликтной ситуации (судья, медиатор), поддерживать какую либо одну или сразу обе стороны конфликта (группа поддержки, союзник), планировать конфликт и руководить его ходом (организатор конфликта), стать жертвой конфликта.[22]


2. Во-вторых, по рангу – позиции, занимаемой одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Принято выделять четыре ранга оппонентов (субъектов конфликта):[23]

  1. человек, выступающий от своего собственного имени, преследующий собственные интересы;
  2. отдельные индивиды, преследующие интересы группы;
  3. структура, состоящая из взаимодействующих друг с другом групп;
  4. государственные структуры, выступающие от имени закона.

3. В- третьих, по социальному статусу, общему положению личности или группы в обществе.

Еще одним критерием субъектов конфликта является их уровень организации - показатель систематичности и последовательности их действий в процессе развертывания конфликтной ситуации.

Принято выделять два типа групп по уровню организации: группы с более высоким уровнем и группы с более низким уровнем организации.[24] Первым присуще наличие определенной групповой структуры, выраженная идентичность, приверженность общим интересам, важная роль в таких группах принадлежит лидеру, определяющему стратегию и тактику ведения конфликта.

Менее организованные группы характеризуются временным включением членов группы в свою структуру, а также разным их уровнем приверженности групповым интересам.

Ресурсный потенциал, также является важным показателем перспективности и результативности исхода конфликта. Во многом определяя решимость субъектов участвовать в конфликтном противоборстве, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленной цели. Различают внешний и внутренний ресурсный потенциал:

а) к внешнему ресурсному потенциалу субъектов конфликта относят: средства массовой информации, право, возможные союзники.

б) к внутреннему ресурсному потенциалу можно отнести физические, интеллектуальные, материальные и социальные возможности субъектов конфликта, а также находящиеся в их распоряжении ресурсы времени.

С показателем ресурсного потенциала также тесно связан такой показатель как сила конфликтующих сторон, т.к. одно дело иметь ресурсы, а другое - уметь ими воспользоваться в соответствии с намеченными целями.

Выделяют три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание.

Содержательную сторону конфликта характеризуют объект и предмет конфликта.

Объект конфликта это конкретная причина, движущая сила конфликта, к обладанию или использованию чем стремятся оба субъекта конфликта. Условием возникновения конфликта является притязание одного из субъектов на владение объектом. [25]


Выделяют три типа объектов конфликта:[26]

  • объекты, которые не могут быть поделены на части, владеть ими совместно с кем- либо невозможно;
  • объекты, которые могут быть разделены на части в разных пропорциях;
  • объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (ситуация мнимого конфликта).

Следует заметить, что объект конфликта обладает следующими характеристиками:

  1. не существует сам по себе, становится объектом конфликта только при наличии к нему интереса со стороны взаимодействующих субъектов;
  2. имеет признак дефицитности и необходимости его использования со стороны обоих субъектов;
  3. имеет конкретно исторический характер, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов.

Как показывает практика, основными объектами чаще всего выступают ресурсы, статус и духовные ценности.[27]

К ресурсам относят все, что может быть эффективно с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта.

В отличие от ресурса статус выступает для субъекта не как средство, а как условие обеспечения нормальной жизнедеятельности, за которое стоит побороться, если к тому принуждает сложившееся положение.

Духовные ценности здесь применяются в более узком смысле этого слова, как нечто принципиальное, важное для определенного социального субъекта.

Наряду с выяснением объекта конфликта, не менее важно определить, что в нем составляет предмет собственно конфликтного отношения.

Предметом конфликта и будет являться та существующая или воображаемая проблема, служащая причиной разногласия между конфликтующими сторонами.

Таким образом, предмет конфликта это и есть противоречие, из-за которого субъекты и вступают в противоборство.

Различия между предметом и объектом конфликта в том, что объект конфликта, это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта, а предмет конфликта –это различия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются решить посредством противоборства. Объект конфликта может быть истинным и ложным, а предмет конфликта всегда реален.[28]

Каждый конфликт также имеет свои характеристики такие как:

  • пространственные: географические границы, условия и повод возникновения, сферы возникновения и проявления конфликта;
  • временные: длительность, частота, продолжительность каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;
  • социально-пространственные: количество и интересы всех участников конфликта.

1.3. Классификация и причины конфликтов

Для типологии конфликтов наиболее существенными признаками являются:

1. Механизмы их возникновения.

2. Состав сторон конфликта.

Сам механизм возникновения конфликта определяется наличием или отсутствием конфликтной ситуации, при их отсутствии мы можем наблюдать случайный конфликт, при наличии- неслучайный. [29]

Практический опыт показывает, что около 80 % всех конфликтных ситуаций возникает самопроизвольно, помимо воли самих участников. Основную роль при этом играют негативные эмоции как реакция на случайное и неблагоприятное стечение обстоятельств.

Такие конфликты являются непреднамеренными и получили название случайных конфликтов. Их легко узнать по двум признакам:

  • полная неожиданность, внезапность;
  • в случайных конфликтах нет победителей- все участники такого конфликта оказываются в проигрыше.

Второй основной тип конфликтов – неслучайные конфликты, характеризуются наличием значимых противоречий между сторонами конфликта. Как правило эти противоречия накапливаются и составляют основу конфликтной ситуации. Именно это является главным отличительным признаком неслучайных конфликтов.[30]

По степени выраженности противостояния конфликты могут быть:[31]

  • открытыми, такими как спор, ссора
  • скрытыми, не проявляющими себя внешне. Они могут быть подготовлены заранее или возникнуть стихийно.

Могут различаться по коммуникативной направленности:

  • вертикальные конфликты («сверху-вниз», «снизу-вверх») это конфликты работников различного иерархического уровня и влияния;
  • горизонтальные конфликты - в них участвуют люди, не находящиеся в подчинении друг другу;
  • смешанные конфликты - это когда участники в одних случаях не связаны теми или иными видами подчинения, в других такая подчиненность может возникнуть.

Также существенным признаком конфликта является состав противоборствующих сторон. По этому основанию принято выделять следующие типы конфликтов:

  • внутриличностные - между различными влечениями, интересами и потребностями конкретной личности, в таком конфликте индивид как бы «раздваивается» на противостоящих в нем двух субъектов, испытывая внутреннюю борьбу с самим собой[32];
  • межличностные - конфликты между отдельными индивидами;
  • внутригрупповые- конфликты между индивидом и группой;
  • межгрупповые- конфликты между группами

Среди различных видов конфликтных взаимодействий встречаются чаще всего и сильнее всего переживаются эмоционально межличностные конфликты.

1. Межличностный конфликт - это столкновение отдельных индивидов в процессе их взаимодействия. Межличностные конфликты охватывают все сферы человеческий отношений и являются, пожалуй, самыми очевидными и распространенными.[33]Могут происходить как между постоянно взаимодействующими людьми, так и между случайно встретившимися. Бывают случайного и неслучайного типа. Общим механизмом возникновения всех межличностных конфликтов является социально-психологическая несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии действий одной из сторон ожиданиям другой стороны.[34]

Причины межличностных конфликтов бывают двух видов - объективные и субъективные.

В числе объективных причин чаще всего выступают ресурсно-материальные факторы.

Существенную роль в возникновении межличностных конфликтов играют социальные отношения. [35]

На возникновение конфликта влияет восприятие сложившейся ситуации самой личностью, именно личность выбирает реакцию и поведение в данной конфликтной ситуации. Т.е. объективные причины конфликта преломляются через особенности восприятия данной личности.

К числу субъективных факторов возникновения конфликтов относятся поведенческие факторы, такие как обман, грубость, эгоистичность.

К группе субъективных источников также относят представления о духовных и моральных ценностях.

Принято выделять пять факторов, в большей степени воздействующих на межличностные отношения индивидов:

  1. индивидуальные особенности человека (темперамент, интересы, характер);
  2. социальные роли, исполняемые индивидом;
  3. эмоциональные отношения индивида с окружением;
  4. оценка и восприятие индивидом своего социального окружения;
  5. поведение индивида[36].

Надо отметить, что все межличностные конфликты обусловлены фрустрацией - особым психическим состоянием участников конфликта, возникающим вследствие реальной или воображаемой помехи, которая препятствует достижению цели.[37]

Принято выделять следующие виды межличностных конфликтов:

  • мотивационные - конфликты интересов, ситуации, затрагивающие мотивы участников, их цели, планы, оказывающиеся несовместимыми или противоречащие друг другу;
  • когнитивные - к ним относятся ценностные конфликты, в которых разногласия между участниками связаны с противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для участников конфликта особое значение;
  • ролевые - возникают из-за нарушения индивидом норм или правил взаимодействия.