Файл: Конфликты в организации причины и функции (Основные стадии развития конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:

  1. противоборство- настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов;
  2. уклонение - попытка уйти от конфликта, не придавая ему большой значимости, как правило из-за недостатка ресурсов для его разрешения;
  3. приспособление - готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений;
  4. компромисс - взаимные уступки с обеих сторон, с целью нахождения приемлемого решение;
  5. сотрудничество- совместные действия сторон для решения проблемы. Именно при этом стиле поведения существует возможность понять причины разногласий и найти выход из сложившейся ситуации, приемлемый для обеих сторон с полным соблюдением интересов каждой (ассертивное поведение, от англ. аssert - утверждать, отстаивать, ассертивность -внимательное отношение как к себе так и к партнеру, препятствует возникновению конфликтов).[38]

Выбор того или иного стиля поведения в межличностном конфликте зависит от изначальной установки участника конфликта и действий противостоящей стороны.[39]

2. Внутригрупповые конфликты- эти конфликты менее распространены нежели межличностные, но последствия этих конфликтов могут быть более тяжелыми. В социальной психологии группу определяют как объединение двух или более человек, взаимодействующих друг с другом.

Различают формальные - соответствующие структуре стоящих перед ними задач и неформальные – возникшие на основе сходства привязанностей и интересов.

Доказано, что конфликтов в группе меньше, если в ее составе находятся люди сходные по характеру и интересам, взаимодополняющие друг друга в части совместной деятельности.

Объединяясь в группы, происходит реализация базовых потребностей людей, прежде всего это удовлетворение потребности в безопасности (группа защищает своих членов), потребность принадлежать некой общности, потребность в общении, в уважении. В группе проще удовлетворить свои потребности в самореализации, все это создает ощущение зоны комфорта, отсюда у всех членов группы наблюдается заинтересованность в своем дальнейшем совместном существовании.

Средством поддержания стабильности выступает также и единообразное поведение членов неформальной группы, соблюдение ими неких норм поведения. Эти групповые нормы не задаются извне, складываясь спонтанно и естественно в процессе жизнедеятельности группы и представляют собой правила поведения, которых придерживаются все ее члены. Чем дольше существует группа, тем больше в ней возникает собственных норм и традиций. Чтобы принадлежать к группе, индивиду приходится следовать нормами поведения, принятым в ней. Чем привлекательнее для него группа, тем ближе для него цели и нормы поведения. Происходит формирование групповой избирательности восприятия, определенный образ действий и мышлений, именно под влиянием всего этого с течением времени поведение членов группы приобретает все большее единообразие.[40]


Возникновение конфликтов внутри группы зависит от того, насколько цели группы противоречат друг другу и в то же время – насколько члены группы готовы принимать позицию своих сотоварищей. Наиболее распространенной причиной возникновения внутригрупповых конфликтов:

  • является нарушение кем - либо из ее членов групповых норм, как правило это противоречит интересам остальных членов группы поэтому жестко пресекается;
  • следующей причиной является борьба за лидерство;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, это дает о себе знать в производственных сферах, сферах управления и так далее;
  • неправильное действие одного или нескольких членов группы, наносящее ущерб общему делу, задаче, групповой цели;
  • расхождение во мнениях, установках, оценках членов группы;
  • личная неприязнь, зависть одного из членов группы к другому, мешающая сотрудничеству и достижению общей цели;
  • психологическая несовместимость членов группы

Внутригрупповые конфликты могут иметь вертикальную и горизонтальную направленность:

а) в первом случае конфликты происходят между лидером группы и ее рядовым членом, между руководителем и подчиненным (наиболее конфликтное звено, на него приходится более 53 % всех конфликтных ситуаций) [41] и т.д.;

б) во втором случае конфликт располагается вдоль горизонтали, среди членов группы равных по статусу.

Возникновение конфликтных ситуаций в группах, особенности их развертывания и протекания определяются спецификой группы. В любой группе имеют место быть ситуации столкновения интересов, целей и т.п. членов группы. Создается ситуация разочарования в своих ожиданиях, порождающая создание конфликта.[42] Важнейшим психологическим условием, способным предотвратить появление конфликта или перевести его в конструктивное русло, является сплоченность данной группы. Это повышает эффективность ее деятельности и комфортность самочувствия ее участников, что способствует повышению успешности совместной деятельности членов группы в разных направлениях. Совместимость является предпосылкой сплоченности коллектива и бесконфликтного общения его членов. Она благоприятствует формированию сработанности-эффекту взаимодействия индивидов, позволяющему усиливать их личностные возможности (производственные, спортивные и т.д.) и оказывать положительное влияние в целях достижения успеха. Феномены совместимости и сработанности членов группы имеют существенные различия. Для совместимости важными факторами являются высокий интеллект, гибкость поведения, низкие показатели напряженности, общительность. Все это свидетельствует о способности и готовности индивидов к приложению усилий в установлении гармоничных межличностных отношений. Однако следует заметить, что высокая сплоченность группы при низкой «срабатываемости» ее членов приводит к тому, что члены группы будут чувствовать себя комфортно в общении друг с другом, но проигрывать в плане производственных успехов и показателей, в силу этого между ними и руководством не исключено возникновение конфликтных ситуаций. Напротив, при высокой «срабатываемости» и низкой сплоченности, у руководства не будет претензий, но в общении друг с другом члены группы будут испытывать дискомфорт.


Таким образом, в первом случае группа может перестать существовать в результате кадровых перестановок и увольнений, которые будут инициированы руководством для поднятия результативности работы группы. Во втором случае группа может распасться самостоятельно.

Поэтому важнейшим показателем наличия совместимости и сработанности в группе является удовлетворенность ее членов результатами своей работы и процессом совместной деятельности. Если удовлетворенность совместной деятельностью и общением будет достаточно высокой, то и возникновение конфликтных ситуаций в ней маловероятно.[43]

В организации конфликт между личностью и группой возможен в нескольких вариантах:

Табл. 2. Конфликт между личностью и группой [44]:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

  1. Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был достойный претендент на эту должность).
  2. Неприемлемый стиль управления.
  3. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микро групп и их лидера.

Рядовой член коллектива-коллектив

1. Нарушение индивидом групповых норм.

2. Неадекватность внутренней установки индивида статусу в группе.

3. Конфликтная личность.

Лидер-группа (микрогруппа)

1. Превышение лидером своих полномочий.

2. Попытка дискредитации лидера.

3. Низкая профессиональная подготовка.

4. Изменение группового сознания.

Как показывают исследования, хорошее отношение группы ценится ее членом выше, чем благодарность руководства в приказе, а боязнь потери расположения и уважения группы действует на индивида сильнее, чем страх получения выговора от руководства.[45] Когда член группы, следуя групповым ожиданиям, идет на конфликт с руководителем, как правило группа встает на его защиту, в результате чего конфликт между руководителем и подчиненным трансформируется в конфликт между руководителем и группой. Чем сплоченнее группа, тем труднее руководителю оказывать воздействие на ее отдельных членов преступая групповые нормы или вопреки влиянию группы. Можно сделать вывод, что руководитель в организации должен управлять не отдельными работниками, а группой в целом. Должен знать групповые нормы и всегда ориентироваться на них

3. Межгрупповой конфликт-это такой тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. [46]


Можно говорить о конфликтах между разными группами, в частности такими как- религиозные, классовые, этнические. Конфликтовать могут группы разные по своей численности и составу, относящиеся к формальным и неформальным. К межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми, в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп. Межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни, следовательно, повсюду могут возникать и межгрупповые конфликты. Диапазон таких конфликтов безграничен, все масштабные изменения на протяжении всей истории человечества происходили в результате развертывания именно межгрупповых конфликтов. К ним можно отнести все политические перевороты, войны, революции, религиозные расколы. Конфликт можно считать межгрупповым, если конфликтующими сторонами являются группы, преследующие несовместимые цели.[47]

Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном, эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднять общение. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить.[48]

Доказано, что для того, чтобы развился межгрупповой конфликт, необходимо чувство групповой сплоченности, главным условием появления этого чувства является общая принадлежность к группе, т.е. восприятие себя и других как составляющих одного целого. Поддержка группы придает людям большую уверенность в своих силах, в правомочности своих притязаний, все это в свою очередь усиливает вероятность возникновения конфликта. Конфликт становится возможен, если люди начинают ощущать себя группой, противопоставляя себя другой группе. В силу указанных обстоятельств межгрупповые конфликты имеют большее распространение чем межличностные. Источником межгрупповых конфликтов являются, с одной стороны, объективный конфликт интересов, а с другой-социально-психологические феномены, присущие групповым процессам.[49]


Принадлежность индивида к определенной группе оказывает большое влияние на его поведение и мышление. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность.

Все это способствует возникновению определенных феноменов таких как:[50]

  • социальная фасилитация- эффект усиления доминирующей реакции индивида в присутствии других людей (школьник перед классом демонстрирует результаты своих спортивных достижений в несколько раз больше, чем в одиночку, но и в разговоре с учителем он ведет себя более вызывающе, чем в отсутствии одноклассников). Но этот феномен неоднозначен. В присутствии других индивид более успешен в решении простых задач, решение же сложных задач, затрудняется присутствием посторонних людей. А ситуация конфликта не является легкой, поэтому фасилитация способствует принятию неправильных деструктивных решений;
  • социальная леность - выражается в тенденции людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими для достижения общей цели, но никто из них не несет персональной ответственности за конечный результат. Но есть здесь и обратное правило: коллективность усилий не приводит к их ослаблению, если общая цель для всех участников группы значима и важна, если индивидуальный результат может быть определен;
  • деиндивидуализация- утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля. Обезличенность индивида в группе способствует отпусканию социальных тормозов. Доказано, что чем больше группа по своей численности, тем сильнее в ней деиндивидуализация ее членов, тем более вероятно проявление актов агрессии, вандализма и прочих асоциальных действий (так называемый «эффект толпы»);
  • групповая поляризация- усиление первоначального мнения индивида, вызванное влиянием группы, происходит, под влиянием эффекта фасилитации принятие далеко не самого лучшего, а может даже и рискового, решения. Т.о. групповое обсуждение не способствует усреднению мнения индивидов, а, напротив, смещает их к одному из возможных полюсов;
  • происходит огруппление мышления- тенденция к созданию единообразия мнений в группе, как правило мешающее реалистично оценивать противоположную точку зрения;[51]
  • групповой фаворизм - предпочтение своей группы и ее членов только по одному факту принадлежности к ней, подобная пристрастность выявлена у людей разных возрастных категорий и разных национальностей.[52]