Файл: Конфликты в организации причины и функции (Основные стадии развития конфликта.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Природа и сущность конфликта
1.1. Понятие конфликта, социального конфликта, его функции
1.2. Структура, элементы и характеристики конфликта
1.3. Классификация и причины конфликтов
1.4. Основные стадии развития конфликта
1.5. Управление конфликтом в организации
2. Анализ и оценка конфликтных ситуаций, возникающих в организации
2.1. Краткая характеристика компании
2.2. Примеры конфликтных ситуаций, возникающих в организации и анализ этих ситуаций
Выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:
- противоборство- настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов;
- уклонение - попытка уйти от конфликта, не придавая ему большой значимости, как правило из-за недостатка ресурсов для его разрешения;
- приспособление - готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений;
- компромисс - взаимные уступки с обеих сторон, с целью нахождения приемлемого решение;
- сотрудничество- совместные действия сторон для решения проблемы. Именно при этом стиле поведения существует возможность понять причины разногласий и найти выход из сложившейся ситуации, приемлемый для обеих сторон с полным соблюдением интересов каждой (ассертивное поведение, от англ. аssert - утверждать, отстаивать, ассертивность -внимательное отношение как к себе так и к партнеру, препятствует возникновению конфликтов).[38]
Выбор того или иного стиля поведения в межличностном конфликте зависит от изначальной установки участника конфликта и действий противостоящей стороны.[39]
2. Внутригрупповые конфликты- эти конфликты менее распространены нежели межличностные, но последствия этих конфликтов могут быть более тяжелыми. В социальной психологии группу определяют как объединение двух или более человек, взаимодействующих друг с другом.
Различают формальные - соответствующие структуре стоящих перед ними задач и неформальные – возникшие на основе сходства привязанностей и интересов.
Доказано, что конфликтов в группе меньше, если в ее составе находятся люди сходные по характеру и интересам, взаимодополняющие друг друга в части совместной деятельности.
Объединяясь в группы, происходит реализация базовых потребностей людей, прежде всего это удовлетворение потребности в безопасности (группа защищает своих членов), потребность принадлежать некой общности, потребность в общении, в уважении. В группе проще удовлетворить свои потребности в самореализации, все это создает ощущение зоны комфорта, отсюда у всех членов группы наблюдается заинтересованность в своем дальнейшем совместном существовании.
Средством поддержания стабильности выступает также и единообразное поведение членов неформальной группы, соблюдение ими неких норм поведения. Эти групповые нормы не задаются извне, складываясь спонтанно и естественно в процессе жизнедеятельности группы и представляют собой правила поведения, которых придерживаются все ее члены. Чем дольше существует группа, тем больше в ней возникает собственных норм и традиций. Чтобы принадлежать к группе, индивиду приходится следовать нормами поведения, принятым в ней. Чем привлекательнее для него группа, тем ближе для него цели и нормы поведения. Происходит формирование групповой избирательности восприятия, определенный образ действий и мышлений, именно под влиянием всего этого с течением времени поведение членов группы приобретает все большее единообразие.[40]
Возникновение конфликтов внутри группы зависит от того, насколько цели группы противоречат друг другу и в то же время – насколько члены группы готовы принимать позицию своих сотоварищей. Наиболее распространенной причиной возникновения внутригрупповых конфликтов:
- является нарушение кем - либо из ее членов групповых норм, как правило это противоречит интересам остальных членов группы поэтому жестко пресекается;
- следующей причиной является борьба за лидерство;
- нечеткое распределение прав и обязанностей членов группы, это дает о себе знать в производственных сферах, сферах управления и так далее;
- неправильное действие одного или нескольких членов группы, наносящее ущерб общему делу, задаче, групповой цели;
- расхождение во мнениях, установках, оценках членов группы;
- личная неприязнь, зависть одного из членов группы к другому, мешающая сотрудничеству и достижению общей цели;
- психологическая несовместимость членов группы
Внутригрупповые конфликты могут иметь вертикальную и горизонтальную направленность:
а) в первом случае конфликты происходят между лидером группы и ее рядовым членом, между руководителем и подчиненным (наиболее конфликтное звено, на него приходится более 53 % всех конфликтных ситуаций) [41] и т.д.;
б) во втором случае конфликт располагается вдоль горизонтали, среди членов группы равных по статусу.
Возникновение конфликтных ситуаций в группах, особенности их развертывания и протекания определяются спецификой группы. В любой группе имеют место быть ситуации столкновения интересов, целей и т.п. членов группы. Создается ситуация разочарования в своих ожиданиях, порождающая создание конфликта.[42] Важнейшим психологическим условием, способным предотвратить появление конфликта или перевести его в конструктивное русло, является сплоченность данной группы. Это повышает эффективность ее деятельности и комфортность самочувствия ее участников, что способствует повышению успешности совместной деятельности членов группы в разных направлениях. Совместимость является предпосылкой сплоченности коллектива и бесконфликтного общения его членов. Она благоприятствует формированию сработанности-эффекту взаимодействия индивидов, позволяющему усиливать их личностные возможности (производственные, спортивные и т.д.) и оказывать положительное влияние в целях достижения успеха. Феномены совместимости и сработанности членов группы имеют существенные различия. Для совместимости важными факторами являются высокий интеллект, гибкость поведения, низкие показатели напряженности, общительность. Все это свидетельствует о способности и готовности индивидов к приложению усилий в установлении гармоничных межличностных отношений. Однако следует заметить, что высокая сплоченность группы при низкой «срабатываемости» ее членов приводит к тому, что члены группы будут чувствовать себя комфортно в общении друг с другом, но проигрывать в плане производственных успехов и показателей, в силу этого между ними и руководством не исключено возникновение конфликтных ситуаций. Напротив, при высокой «срабатываемости» и низкой сплоченности, у руководства не будет претензий, но в общении друг с другом члены группы будут испытывать дискомфорт.
Таким образом, в первом случае группа может перестать существовать в результате кадровых перестановок и увольнений, которые будут инициированы руководством для поднятия результативности работы группы. Во втором случае группа может распасться самостоятельно.
Поэтому важнейшим показателем наличия совместимости и сработанности в группе является удовлетворенность ее членов результатами своей работы и процессом совместной деятельности. Если удовлетворенность совместной деятельностью и общением будет достаточно высокой, то и возникновение конфликтных ситуаций в ней маловероятно.[43]
В организации конфликт между личностью и группой возможен в нескольких вариантах:
Табл. 2. Конфликт между личностью и группой [44]:
Вариант конфликта |
Возможные причины |
Руководитель-коллектив |
|
Рядовой член коллектива-коллектив |
1. Нарушение индивидом групповых норм. 2. Неадекватность внутренней установки индивида статусу в группе. 3. Конфликтная личность. |
Лидер-группа (микрогруппа) |
1. Превышение лидером своих полномочий. 2. Попытка дискредитации лидера. 3. Низкая профессиональная подготовка. 4. Изменение группового сознания. |
Как показывают исследования, хорошее отношение группы ценится ее членом выше, чем благодарность руководства в приказе, а боязнь потери расположения и уважения группы действует на индивида сильнее, чем страх получения выговора от руководства.[45] Когда член группы, следуя групповым ожиданиям, идет на конфликт с руководителем, как правило группа встает на его защиту, в результате чего конфликт между руководителем и подчиненным трансформируется в конфликт между руководителем и группой. Чем сплоченнее группа, тем труднее руководителю оказывать воздействие на ее отдельных членов преступая групповые нормы или вопреки влиянию группы. Можно сделать вывод, что руководитель в организации должен управлять не отдельными работниками, а группой в целом. Должен знать групповые нормы и всегда ориентироваться на них
3. Межгрупповой конфликт-это такой тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. [46]
Можно говорить о конфликтах между разными группами, в частности такими как- религиозные, классовые, этнические. Конфликтовать могут группы разные по своей численности и составу, относящиеся к формальным и неформальным. К межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми, в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп. Межгрупповое взаимодействие присутствует во всех сферах общественной жизни, следовательно, повсюду могут возникать и межгрупповые конфликты. Диапазон таких конфликтов безграничен, все масштабные изменения на протяжении всей истории человечества происходили в результате развертывания именно межгрупповых конфликтов. К ним можно отнести все политические перевороты, войны, революции, религиозные расколы. Конфликт можно считать межгрупповым, если конфликтующими сторонами являются группы, преследующие несовместимые цели.[47]
Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно более молодой и образованный, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном, эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднять общение. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить.[48]
Доказано, что для того, чтобы развился межгрупповой конфликт, необходимо чувство групповой сплоченности, главным условием появления этого чувства является общая принадлежность к группе, т.е. восприятие себя и других как составляющих одного целого. Поддержка группы придает людям большую уверенность в своих силах, в правомочности своих притязаний, все это в свою очередь усиливает вероятность возникновения конфликта. Конфликт становится возможен, если люди начинают ощущать себя группой, противопоставляя себя другой группе. В силу указанных обстоятельств межгрупповые конфликты имеют большее распространение чем межличностные. Источником межгрупповых конфликтов являются, с одной стороны, объективный конфликт интересов, а с другой-социально-психологические феномены, присущие групповым процессам.[49]
Принадлежность индивида к определенной группе оказывает большое влияние на его поведение и мышление. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность.
Все это способствует возникновению определенных феноменов таких как:[50]
- социальная фасилитация- эффект усиления доминирующей реакции индивида в присутствии других людей (школьник перед классом демонстрирует результаты своих спортивных достижений в несколько раз больше, чем в одиночку, но и в разговоре с учителем он ведет себя более вызывающе, чем в отсутствии одноклассников). Но этот феномен неоднозначен. В присутствии других индивид более успешен в решении простых задач, решение же сложных задач, затрудняется присутствием посторонних людей. А ситуация конфликта не является легкой, поэтому фасилитация способствует принятию неправильных деструктивных решений;
- социальная леность - выражается в тенденции людей уменьшать свои усилия, если они объединяются с другими для достижения общей цели, но никто из них не несет персональной ответственности за конечный результат. Но есть здесь и обратное правило: коллективность усилий не приводит к их ослаблению, если общая цель для всех участников группы значима и важна, если индивидуальный результат может быть определен;
- деиндивидуализация- утрата индивидом в групповых ситуациях чувства индивидуальности и сдерживающих норм самоконтроля. Обезличенность индивида в группе способствует отпусканию социальных тормозов. Доказано, что чем больше группа по своей численности, тем сильнее в ней деиндивидуализация ее членов, тем более вероятно проявление актов агрессии, вандализма и прочих асоциальных действий (так называемый «эффект толпы»);
- групповая поляризация- усиление первоначального мнения индивида, вызванное влиянием группы, происходит, под влиянием эффекта фасилитации принятие далеко не самого лучшего, а может даже и рискового, решения. Т.о. групповое обсуждение не способствует усреднению мнения индивидов, а, напротив, смещает их к одному из возможных полюсов;
- происходит огруппление мышления- тенденция к созданию единообразия мнений в группе, как правило мешающее реалистично оценивать противоположную точку зрения;[51]
- групповой фаворизм - предпочтение своей группы и ее членов только по одному факту принадлежности к ней, подобная пристрастность выявлена у людей разных возрастных категорий и разных национальностей.[52]