Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В фундаменте каждой фазы конфликта закладываются предрасположенность не только к определённой деятельности, но и образы восприятия и памяти, логика рассуждения. Психофизиологические предпосылки дают повод говорить о бессознательном механизме предрасположенности к тому или иному виду деятельности. На этапе действий определяет положительные и отрицательные стороны своей работы, переносит акцент своего внимания на те детали работы, которые ранее его не интересовали. На этом этапе человек уже более осознано воспринимает способы достижения цели. Основная установка цели говорит о том, что присутствует непрерывный характер смены этапов в психологическом конфликте. Конфликты возникают не в противопоставлении внутренних устремлений и осмысленных социальных установок, но из-за противоречий между осознанными и бессознательными мотивами внутри сознания личности.

Подобный внутренний конфликт приводит к распаду бессознательных установок, но на месте старых установок могут появляться новые. От принятого решения и совершения поступка во время конфликта зависит развитие его личности в дальнейшем. При этом существенную роль играет предыдущая история развития личности. При одной и той же ситуации особое значение имеет направленность личности, которая и определяет психологическое наполнение очередного конфликта.

От личности зависит как процесс протекания конфликта, так и его завершение. Тем не менее на ситуацию в целом могут существенно повлиять случайные сочетания условий в которых помещена личность. Они могут быть как вполне объективными, так и субъективными.

В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками.

1.3. Формирование системы личности в процессе развития

Очень важную роль в деятельности человека играют специфика его психических особенностей: границы зрения и слуха, способности сохранять информацию в памяти, концентрация внимания и многое другое. Каждая сфера личности имеет свою роль и цели. Следует понимать, что человеческая личность – это не набор, не совокупность отдельных психических свойств, но интегрированное и целостное единство. Благодаря всем свойствам личности формируется единая система, которая имеет определенные закономерности связей внутри этой системы.


Эта система имеет несколько признаков:

1. В нее входит большое количество психических свойств и определена она большим количеством многообразных условий; 2. Личность характеризует человека как субъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующейся; 3. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность – система саморазвивающаяся.

Cледует отметить, что многозначное влияние на свойства личности оказывают и её подсистемы, тем не менее зависимость от какого-либо психологического свойства может быть только опосредованная. Во многом успешность функционирования личности связывают с саморегуляцией системы, которая зависит от качества обратной связи между системой и средой. Общество тоже является в своём роде общей системой, которая состоит из подсистем в виде индивидов и социальных групп.

Для полноценного формирования психических закономерностей структуры и развития личности, как в субъективном, так и объективном отношений, важным представляется психологическое содержание. Только постоянно развивающаяся личность может быть предметом психологического исследования. Психические свойства личности являются тем основанием, на котором формируется фундамент строения личности. Основной характеристикой которого является выражение отношение человека к одной из сторон действительности. Это проявление внутреннего мира человека можно поделить на две стороны: во-первых, одна сторона является результатом воздействия субъекта на объект и отражает реакцию человека на определённые стороны действительности. К примеру мысли, образы, эмоции, которые появляются в сознании при определённом внешнем контексте. Во-вторых, другая сторона является результатом не просто воздействия субъекта на объект, но и выработкой такого отношения, которое выражается осознанием действий, активным побуждением, избирательным подходом в отражении окружающей среды.

Любой психический процесс обусловлен свойствами личности и её отношениями. Это проявляется в избирательном подходе, который отражает внешний мир и не может являться отношением. Поэтому отношения личности не являются следствием психических процессов, но направляют эти процессы в нужные для личности стороны. Есть только одно отношение, которое можно представить психическим процессом – это потребность в функционировании, активное отношение к процессу. Проявляется это через возможность осязания, осмысления и восприятия, всё это является основным направлением активного отношения человека к процессу.


Отличительным признаком личности является направленность на объекты в окружающей среде. Поэтому индвид формирует определённое отношение, которое, в свою очередь, предполагает собой определённую структуру. Отношение личности – это обобщенное отношение к широкому кругу предметов и определенной стороне действительности, направленное на удовлетворение не одного какого-либо мотива, а целой системы мотивов.

Тот мотив, который стал приоритетным и определяет отношение личности к объекту. Отличительными психических свойств личности будут: устойчивость и постоянство. Чем более выражены обобщенные и сознательные мотивы, тем ярче выражена личность человека, чем большую роль они играют во всей системе мотивов.

Психические свойства личности определяются через отношение к деятельности. При этом у личности всегда есть цель и направление, которое формирует целенаправленное отношение с помощью постановки задач, целей и особенностей деятельности. Внутренние связи между ними носят индивидуальный, единичный характер, поэтому познание личности требует индивидуализированного мышления. Основной задачей будет служить поиск причинный зависимостей отношений личности и социальных отношений и взаимоотношений внутри общественной группы.

Цель действия внутри действующего объекта совпадает с причиной. Цели, как внутренние причины действий, сами по себе не могут обусловливать поведение человека. Тем не менее единство внутренних и внешних причин основа любого материального явления. Причина и следствие могут иметь функциональные связи, так как одно и только следствие и наоборот. Так как личность является одновременно и индивидуальностью, то возникает методологическая проблема исследования личности. Задача теории психологии личности состоит не в простом описании какой-то отдельной индивидуальности, но в рассмотрении какой оказывает эффект на личность воспитательные и психофизические средства воздействия. После этого происходит обобщение практического опыта исследования, которые соотносятся с похожими ситуациями других исследований, определяется какую роль для формирования индивидуального фактора в общих закономерностях развития сыграли средства воздействия.

Психические свойства формируются в течение всего периода развития личности. Жизненные ситуации играют роль спускового механизма, которые способствуют проявлению определённого паттерна поведения, которая закрепляются в поведении личности в соответствии с полученным опытом. Тем не менее история личности и обусловленные свойства у каждого человека уникальны. Универсальными являются лишь социальное положение, общественные цели и т.п., определяя социальный тип личности. Перед специалистами встаёт цель выявить подлинную сущность человеческой личности, узнать каким он хочет себя видеть.


Основной характеристикой свойства личности является степень устойчивости под воздействием изменяющихся обстоятельств, длительность их проявления в индивиде. Следует отметить, что психические свойства личности напрямую зависят от свойств нервной системы. От нервной системы происходит направленное влияние на свойства личности, которые вызывают различные проявления. Специфическое значение для психологии личности имеют физиологические исследования.

Целью психологического исследования личности является выявление обобщенных отношений личности в окружающей среде, определение системы этих отношений, которая, в свою очередь, входит в подсистему большой схемы общественных взаимоотношений. Таким образом возникает определенная подсистема свойств личности, которая во многом зависит от физиологических свойств организма и психических свойств человека, как отдельной личности. Подобным образом психические свойства личности взаимосвязаны с социально-психологической системой социальной группы.

Внутри личности свойства тоже находятся в взаимной и многозначной зависимости друг от друга, которая формирует определённые психологические закономерности личности. Здесь присутствует с одной стороны, взаимосвязанное единство физиологических свойств организма и психических особенностей личности, с другой – психология социальной группы, общества в целом. Возникает система взаимоотношений «человек – общество», которая следует своей логике отношений. Конечно же существуют многочисленные противоречия внутри личности, к примеру свойства личности могут противоречить свойствам темперамента индивидуума, что может породить стремление изменить условия существования в процессе деятельности, а значит изменить и представление о личности как о субъекте.

Тем не менее возможности повлиять на условия существования имеются только внутри коллективной деятельности, когда личность имеет возможности переживать определенные условия в социальной группе и обществе. Без активной деятельности самосознание может лишь создать иллюзию свободы от общественных закономерностей, которые воздействуют на человека. Субъектом общественных отношений личность становится, когда имеется общие цели, отношения, т.е. при её социально обсусловленной типичности. И то насколько личность сумеет преобразовать коллективную деятельность через своё индивидуальное своеобразие, чтобы улучшить окружающую действительность, и будет объектом исследования для определения качества и глубины психических свойств личности.


2. Особенности структуры личности

2.1. Внутренние и внешние границы структуры личности

Существуют несколько подходов к определению понятия «личность».

Первый подход: общечеловеческий, из которого выходят разные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

Второй подход: отраслевой, когда исходят из предмета какой-либо науки, например социальные науки определяют Личность, как качество субъекта.

Третий подход: определенные концептуальные определения различных авторов в рамках одной науки, но различные по-своему содержанию.

Человеческая личность определяется своим отношением к окружающей среде, другим людям. Они проявляются через деятельность с помощью которой человек формируется как личность.

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Посмотрим в чём их отличия.

Человек – это представитель биологического вида живых существ, который отличаются от других животных определёнными, уникальными особенностями и уровнем психологического развития, имеет сознание, способен мыслить, говорить, принимать решение, контролировать свои действия, эмоции, чувства.

Человеческий индивид характеризуется, как носитель конкретных биологических свойств. Это целостный, неповторимый представитель рода живых существ, с его психофизиологическими свойствами, которые проявляют себя в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Понятие человеческого индивида выражают два главных признака:

Человек – это уникальный представитель животного мира, как результат фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

С рождением человек сразу же включается в систему определённых общественных отношений и процессов, сразу же приобретает определённое социальное качество – личность. Происходит это по причине того, что включение в систему социальных связей человек выступает в качестве носителя сознания, которое постепенно развивается и формируется в процесс деятельности.