Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире переход развития человечества из состояния индустриального в информационное общество резко повышает роль человеческой уникальности личности, творческого начала человека во всех сферах его жизни. Не менее важную роль играет уход в прошлое доминирование тоталитарных режимов, деколонизация народов, переход к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу, социальные и экономические изменения в нашей стране рождают особое внимание к смысловой оценке как отдельной личности, так и её роли в жизни общества.

Объектом и предметом исследования данной курсовой работы является анализ личности и её роли в современном обществе. Человек – социальное личность, которая нуждается в социуме, именно благодаря окружающей среде его личность может полноценно раскрыть свой потенциал. Через исследование роли человеческой личности в обществе возможно и познание самого себя.

Цель исследования состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.

Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.

Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.

Исследовать проблему формирования социальной установки личности.

В первой части, мы выясним общие представления о понятии личности, основные характеристики личности, особенности выстраивания личностной коммуникации и социальной среде. Также рассмотрим роль деятельности на формирование личности, какие психологические конфликты возникают в этом процессе.

Во второй части нашего исследования мы проанализируем структуру личности, её активность и направленность в окружающей среде. Выявим несколько подходов к определению личности, рассмотрим различные теории личности в трудах отечественных психологов, а также роль направленности и активности в формировании личности в контексте окружающей среды.

В третьей части работы мы проанализируем биологические и социальные условия развития личности, влияние окружающей среды в процессе формирования личности.


Следует отметить отечественных учёных, которые внесли весомый вклад в исследование роли личности в социальной психологии. Это Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Дмитриевич Парыгин, Галина Михайловна Андреева, Алексей Александрович Бодалёв и другие.

1. Общее понятие личности человека

1.1. Характеристики личности в контексте социальных отношений

Под личностью в психологии понимается способность психики организовать и преобразовать окружающую среду в гармонии с внутренними представлениями и желаниями индивидуума. У всех людей личность проявляется по-разному. Поэтому мы может говорить о человеке как о личности в том смысле, насколько он смог реализовать свои идеи, чувства, желания через определенные успехи в творчестве и научной сфере, оставившие определенный след в его жизни.

Основной характеристикой личности является её устремлённость, ориентация. Жизненный путь, по которому следует человек, его творческая деятельность зависит от этой направленности личности. Человек нуждается в том, чтобы проявлять свои способности, а это деятельность сознания, которое проявляется в способности размышлять, чувствовать, желать, наблюдать. Тем не менее следует отметить, что различные проявления личности есть результат работы мозга, высшей нервной деятельности.

Человеческая личность включает в себя как яркость индивидуальности, так и социальную обусловленность условиями жизни. Тем не менее представляется важным, чтобы общественные догмы не преобладали над индивидуальными особенностями, так как индивидуальность является основным источником развития личности. Если же внешние условия не являются участниками в процессе развития тех или иных свойств личности, то они остаются лишь склонностями.

Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально-типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь особенностями личности.


Психические свойства личности – “это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах”. [1]

Одно из важных влияний на развитие личности оказывают социальные взаимоотношения. Существует прямая связь между тем какая модель общественных отношений преобладает в обществе и тем, каковым является личность. Успех личности во многом зависит от того контекста жизни которому принадлежит человек, и его биография, и условия воспитания в семье, учёбе и т.п. Определяющим является то, как будет его деловая роль, как общественная функция личности.

Основное значение деятельности проявляется в том, насколько значимым является его деловая роль для главных свойств личности. Практические задачи позволяют осуществить достижение поставленных целей. И в процессе деятельности эти цели формируют обобщённые и устойчивые отношения личности. Осознанность деятельности напрямую связана с тем смыслом, который ставит перед собой индивидуум. Во многом дополнительный поиск знаний могут помочь человеку в достижении поставленных целей и задач.

Существует связь между формированием личностного отношения под воздействием деловой роли и целеполагания, который имеет название «закон градиента цели». Согласно закону по мере приближения к цели мотивация личности усиливается. Из двух мотивов выбирается тот, который быстрее может быть удовлетворён. “Чем более глубокими и активными становятся общественные мотивы, тем более отдаленной может быть та цель или задача деятельности, которая усиливает активность мотива”[2]

Значительное влияние на появление новых мотивов и формирования личностных отношений имеет похвала и критика. Возникновение психологических конфликтов у личности во многом зависят от того как отрицательные оченки повлияют на личность, насколько повлияют на самооценку, мотивов индивидуума. Глубина изменений зависит от характера человека, степени сопричастности социальной группе.

Человек самого себя и социальные взаимоотношения определяет благодаря субъективным представлениям, суждениям, понятиям об окружающей среде. Но при этом межличностные отношения человек сформировывает с помощью тех моделей поведения, которые приняты в конкретной социальной группе; в свою очередь зависящие от состава группы, особенностей деятельности, происхождения. При переходе человека из одной социальной группы в другую особо заметны отличия, которые возникли у человека из предыдущего опыта отношений в той группе, где он является новичком. Тем не менее сложно определить причины изменений личностных свойств, его внутренние психические механизмы и во многом подобные попытки понимания будут лишь гипотезой.


1.2. Роль конфликтов в межличностных отношениях

В межличностных отношениях люди ориентируются на те представления об идеале группы, которые присущи индивидууму, тем не менее межличностные отношения познаются через опыт отношений в обществе.

Как писал С.Л. Рубинштейн: «Объективная детерминация всей психической деятельности всегда осуществляется через посредство внутреннего, уже сложившегося ранее в психике человека» [3]

О самосознании человека можно говорить по анализу самооценки, как более полно выраженной особенности личности: «Свойства личности представляют собой не слепок общественных условий, не зеркальное их отражение, а отражение субъективное, преобразованное сознанием» [4].

Отношение индивидуума к деятельности в процессе развития изменяют их по своему пониманию. Однако происходит и обратный процесс – устройство общественных связей оказывают существенное воздействие на отношения человека и его деятельности.

Успешность развития отношений внутри общественных связей во многом зависит от психических свойств личности, их соответствия с другими людьми в группе. В любом случае свойства личности обязательно проявят себя, даже при отсутствии разделения функций и труда, когда участники группы выполняют одинаковые действия.

В процессе выстраивания отношения человеческая личность находится в состоянии неустойчивого равновесия. Если равновесие нарушается, то возникает чувство дискомфорта, обостряются старые или возникают новые противоречия между отношениями, сторонами, свойствами и действиями личности. Это состояние принято называть психологическим конфликтом.

Психологический конфликт не возникает на пустом месте, для его возникновения необходимы как внешние, так и внутренние причины. Внешние условия конфликта возникают глубоких и сильных мотивов и отношений личности, которые не могут быть удовлетворены в конкретном отрезке времени. Подобные ситуации возникают на протяжении всей жизни человека. Перечислим несколько возможных предпосылок внешних угроз:

  1. Борьба с обстоятельствами – неизбежное возникновение препятствий на пути достижения личностных целей и отношений человека;
  2. Удовлетворение одних мотивов, могут стать причиной для появления новых, также требующих удовлетворения;

3. Общество может навязать личности необходимость отказа от желаемого, ограничивая мотивацию определёнными условиями.

Но внешние предпосылки недостаточны для возникновения полноценного внутреннего конфликта, необходимо сочетание ещё и внутренних причин. Они возникают при наличии противоположных желаний личности, различии между мотивацией и отношением, долгом и личным интересом, устремлениями и обладанием определёнными ресурсами.

Внутренние условия психологического конфликта как бы обусловлены внешними ситуациями и историей развития личности. Развитие и разрешение конфликта выражает собой острую, критическую форму развития личности. Под воздействием психологического конфликта может измениться сама структура личности, построиться новые отношения личности. Психологический конфликт оказывает существенное влияние на развитие самосознания и зачастую его необходимым условием. Главный путь развития личности в психологическом конфликте - это акт самосознания, очищающий подавленный мотив (катарсис).

Несомненно, что формирование личностного конфликта во многом обуславливается предыдущим опытом жизни человека, особенностями индивидуального развития его личности. Человек на основании своего опыта формирует и модели с помощью которых он учится преодолевать внутренние конфликты, таким образом всякий раз либо воспроизводит прошлый опыт либо находит новые образцы поведения в зависимости от новых условий и обстоятельств. Психологический конфликт очень часто является необходимым условием для развития личности. Главный путь развития личности в психологическом конфликте - это акт самосознания, очищающий подавленный мотив (катарсис).

Человеческая личность развивается только с помощью деятельности. Процесс развития проходит с помощью различных этапов, когда наличие необходимых психо-физиологических условий способствует переходу с одного этапа или фазы на другой.

Бездеятельность первой фазы создает условия для снятия парабиотического состояния и делает таким образом возможным возникновение доминант].

В действиях человека закладывается обобщенный опыт отношения личности, который влияет на дальнейшее формирование деятельности. В итоге повышается уровень функциональности нервной деятельности, который со временем становится более длительным и устойчивым, формирующим целенаправленность трудовых и предметных действий. В контексте этого представляется важным отдельные мотивы, совокупность которых и формирует определённый порядок деятельности.