Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее понятие личности человека
1.1. Характеристики личности в контексте социальных отношений
1.2. Роль конфликтов в межличностных отношениях
1.3. Формирование системы личности в процессе развития
2. Особенности структуры личности
2.1. Внутренние и внешние границы структуры личности
2.2. Структуры личности в отечественной психологии
2.3. Активность и направленность личности
3. Биологические и социальные особенности развития личности
.
. . . . . . .И.с.т.о.ч.н.и.к.о.м. .А.к.т.и.в.н.о.с.т.и. .ч.е.л.о.в.е.к.а. .я.в.л.я.ю.т.с.я. .п.о.т.р.е.б.н.о.с.т.и... .П.о.т.р.е.б.н.о.с.т.и. .х.а.р.а.к.т.е.р.и.з.у.ю.т.с.я. .с.л.е.д.у.ю.щ.и.м.и. .п.р.и.з.н.а.к.а.м.и.:.
- .л.ю.б.а.я. .п.о.т.р.е.б.н.о.с.т.ь. .и.м.е.е.т. .с.в.о.й. .п.р.е.д.м.е.т.;.
- .в.с.я.к.а.я. .п.о.т.р.е.б.н.о.с.т.ь. .п.р.и.о.б.р.е.т.а.е.т. .к.о.н.к.р.е.т.н.о.е. .с.о.д.е.р.ж.а.н.и.е. .в. .з.ависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется;
- потребность обладает способностью воспроизводиться.
Потребности сопровождаются индивидуальными переживаниями (желанием, тревогой), они побуждают человека к определённым действиям, поступкам, которые требуют удовлетворение потребностей, а те, в свою очередь, рождают мотив.
Мотив – это стремление к деятельности, которое соединено с удовлетворением потребностей личности и которое определяет направление его действий.
Вопреки существованию многих научных подходов к личности, ведущей характеристикой выделяется ее направленность. В различных концепциях направленность рассматривается по-разному:
- Как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн);
- Как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев);
- Как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев);
- Как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
В процессе изучения системы психических свойств выявляется направленность таких состояний, как потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации и т.д. Направленность играет основную роль в образовании системы свойств личности и определяющие ее психическое состояние. Направленность – это общее состояние постоянных мотивов, которые управляют поведением и деятельностью личности, вне зависимости от внешних условий.
Первостепенную роль в направленности личности играют осознанные мотивы. Направленность личности обсуславливается социальным обществом и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархии связанных между собой формах:
- Влечение - неосознанное проявление потребности человека, его первичное эмоциональное.
- Желание – это психическое состояние, которое проявляется через осознание потребности, ее объектов и возможных способов удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к определенной цели.
- Стремление – входит в волевой компонент, когда человек способен преодолевать препятствия, трудности, невзгоды на пути к достижению желаемого. Стремление нераздельно от чувств.
- Интерес – это психическое состояние, которое обеспечивает направленность личности. Интерес и мотив возникают в условиях дефицита информации, когда человеку не хватает определённых знаний об объекте.
- Склонность – это психическое состояние с избирательной направленностью личности на занятия определенной деятельностью.
- Идеал - это образ конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и которая имеет основную роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал - преобладающий мотив деятельности и отношений личности.
- Мировоззрение – определённая система взглядов человека на окружающий мир, которым человек руководствуется в своей деятельности и которое определяет его поведение. То, что у человека есть своё мировоззрение говорит о зрелости личности.
- Убеждения – это осознанные мотивы личности, побуждающие ее поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.
3. Биологические и социальные особенности развития личности
ческий чело2век личность
Человек есть сложная система личности, которая интегрирована в более сложные системы – биологическую и социальную. Это объясняется тем, что человек одновременно и биологическое и социальное существо. С одной стороны человек часть природы, с другой – социального общества. И один из главных вопросов, которые интересуют учёных: продолжается ли биологическая эволюция человека, после того его возникновения, как отдельного вида животного мира?
Эволюция человека происходит непрерывно за всё время существования человеческого сообщества, в первую очередь это относится к его социальной стороне. Биологическая роль эволюции играет меньшую роль с того момента, когда человек выделился из животного мира. Благодаря успехам медицины люди со слабым здоровьем также имеют возможность принимать участие в жизни общества.
Тем не менее человек имеет прежние особенности жизнедеятельности, т.е. он также нуждается в еде, сне, он испытывает страх, боль, в нём по-прежнему действуют инстинкты самосохранения. Но человек часть социума, поэтому соблюдает приемлемые в культуре способы поведения. Он хранит традиции и следует общепринятым правилам.
Современные социальные институты, высокий уровень здравоохранения постепенно сглаживают влияние внешних биологических факторов. К примеру снизился уровень туберкулёза за последние 200 лет.
Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека формировались постепенно. В эпоху Просвещения многие мыслители рассматривали общественное, как искусственно созданное человеком в процессе развития человечества. Такие важные аспекты человеческого общества, как духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции, обычаи создавались человечеством в течении длительного времени. В эпоху Просвещения получают широкое распространение такие понятия, как «естественное право», «естественная мораль», «естественное равенство».
Естественное или природное в человеке рассматривалось как правильное основание общественного устройства. Ко второе половине XIX в. широкое распространение получают различные теории социального дарвинизма, которые пытались перенести теорию эволюции Чарльза Дарвина на социальную сферу человеческих отношений. Появление и развитие общества рассматривалось только в свете эволюционных изменений, которые происходили независимо от воли людей. Отсюда и всё социальное неравенство, жестокость социальной борьбы рассматривалось как необходимые и полезные для общества в целом, так и для отдельных личностей.
В XX в. попытки биологического объяснения сущности человека продолжили свои развития в других теориях. Например понятие феноменологии французского мыслителя и естествоиспытателя П.Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно его теории человек воплощает и фокусирует в себе всё развитие мира. Природа в человеке достигает своего высшего биологического развития, выступая как уникального начала её сознательного, а значит и социального развития. В современной науке стало преобладающим мнение о биосоциальной природе человека. Роль социального не принижается, но ему уделяется значительное влияние в выделении Homo Sapiens из животного мира, как социального существа. Даже без специальных мы можем наблюдать значимую зависимость человека от природных изменений – магнитных бурь, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
Как было отмечено ранее, в развитии и существовании человека огромная роль принадлежит социальным факторам, таким как труд, взаимоотношения с людьми, влияние политических и социальных институтов. Ни один из них, сам по себе, не смог бы привести к возникновению человека и выделению его из животного мира.
Человек формируется его природой, неповторимой совокупностью генов, которые он наследует от родителей, поэтому каждый из людей обладает собственной уникальностью. Эти физические различия между людьми обусловлены биологическими различиями. В первую очередь различиями между двумя полами – мужчинами и женщинами.
Конечно же существуют и другие различия, к примеру – цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, в первую очередь, географическими и климатическими условиями, в которых длительное время проживали предки человека. Что в свою очередь повлияло и на неравными условиями исторического развития, традициями воспитания, различий в быту, психологией отношений и пр. Тем не менее несмотря на все эти различия, по своим физиологическим, биологическим и умственным потенциалам все люди нашей планеты имеют равные возможности. Нет никаких оснований утверждать о превосходстве одной расы над другой.
Социальным в человеке принято считать его всего орудийно-производственную деятельность, коллективные формы жизни с распределением обязанностей внутри социальной группы, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Человек как личность не сможет существовать вне социума. Есть примеры, когда дети вырастали вне общества, в диких условиях, во многом их социальные навыки были неразвиты либо совсем утеряны. Трудно представить человека без его общественной активности. Как же коррелирует биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука даёт ответ на этот вопрос – только в единстве. Без биологических предпосылок трудно представить появление человеческих предков, но ещё труднее представить развитие человечества без социальных условий развития человеческого общества. Как и миллионы лет назад сегодня существование человеческого вида во многом зависит от внешнего мира и состояния природы в целом. Только через гармоническое единство биологического и социального возможно дальнейшее существование человеческого вида.
Заключение
Итак, в проведенном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Анализ научной и учебной литература отечественных и отчасти зарубежных авторов позволил выявить такие особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности.
Во-первых, данный подход показывает социально-психологическую структуру личности; во-вторых он раскрывает механизмы социализации личности; в-третьих он предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее. Помимо этого можно отметить, что главное внимание социальных психологов в исследовании личности устремлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.
Социальная психология исследует те аспекты личности человека, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. В первую очередь это: его самооценка или Я-концепция, ценности, социальные установки, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми.
Личность понимается в социальной психологии на основании ее коммуникативного потенциала, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, ценностями, умениями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.
Анализ литературы показал, что сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».
Если говорить о развитии и становлении личности, то оно представляется как культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности.
Отдельно была рассмотрена такая важнейшая категория как социально-психологическая социализация, которая представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности. Учитывая результаты проделанной работы, можно сказать, что изначально поставленные перед исследованием цели и задачи достигнуты.
В курсовой работы приведены примеры социально-психологических методик, которые можно применить в исследовании личности и её роли в социальной группе.
Список использованных источников
1. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.—М.: Мысль, 1984. - 212 с.
- 2. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. – М.: Мысль, 1988. - 78 с.
- 3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.—М.: Аспект Пресс, 1996. – 102 с.
- 4. Социальная философия. / Под ред. Лавриненко.—М.: Культура и спорт, 1995. – 88 с.
- 5. Спиркин А.Г. основы философии.—М.: Политиздат, 1988. – 45 с.
- 6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.—М.: Ренессанс, 1992. – 34 с.
- 7. Фрейд З. Психология бессознательного.—М.: Просвещение, 1990.
8. Мерлин В.С. “Личность как предмет психологического исследования”,
Пермь, 1988
9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.