Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -- М.: Инфра-М, 1998. -- 525 с.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: «Питер» Серия: Мастера психологии. - 2009. - 592 с.

12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.

13. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 600 с.

14. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2008. - 544 с.

15. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. – 567 с.

16. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.

17. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.

18. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2006. - 320 с.

19. Методические пособия в приложении: http://hr-portal.ru/tool/opredelenie-napravlennosti-lichnosti

Методические пособия по исследованию личности

Приложение № 1

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из 75 утверждений. Если вы согласны с ним (считаете, что оно соответствует особенностям вашего поведения), поставьте отметку в колонке «да», если не согласны (не соответствует) — поставьте отметку в колонке «нет».

Опросный лист


п/п

Утверждение

Ответ

да

нет

1

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2

Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю

3

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5

Я не всегда получаю то, что мне положено

6

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9

Мне кажется, что я не способен ударить человека

10

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14

Я настороженно отношусь к людям, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидаю

15

Я часто бываю не согласен с людьми

16

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20

Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21

Меня немного огорчает моя судьба

22

Я думаю, что многие люди не любят меня

23

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26

Я не способен на грубые шутки

27

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30

Довольно многие люди завидуют мне

31

Я требую, чтобы люди уважали меня

32

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

34

Я никогда не бываю мрачен от злости

35

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

40

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45

Мой принцип: «Никогда не доверять "чужакам"»

46

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54

Неудачи огорчают меня

55

Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60

Я ругаюсь только со злости

61

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62

Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67

Я часто думаю, что жил неправильно

68

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69

Я не огорчаюсь из-за мелочей

70

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71

Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72

В последнее время я стал занудой

73

В споре я часто повышаю голос

74

Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям

75

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить


Обработка результатов

При обработке полученных данных лучше пользоваться бланком подсчета результатов. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются показатели степени выраженности различных форм агрессивных и враждебных реакций, а также общие индексы агрессивности и враждебности.

Ключ к опроснику

Шкала

Баллы за ответ

Номер утверждения

да

нет

1

Физическая агрессия

1

0

1

25

33

48

55

62

68

0

1

9

17

41

2

Косвенная агрессия

1

0

2

18

34

42

56

63

0

1

10

26

49

3

Раздражение

1

0

3

19

27

43

50

57

64

72

0

1

11

35

69

4

Негативизм

1

0

4

12

20

28

0

1

36

5

Обида

1

0

5

13

21

29

37

51

58

0

1

44

6

Подозрительность

1

0

6

14

22

30

38

45

52

59

0

1

65

70

7

Вербальная агрессия

1

0

7

15

23

31

46

53

60

71

73

0

1

39

66

74

75

8

Чувство вины

1

0

8

16

24

32

40

47

54

61

67

0

1


Для определения индекса агрессивности суммируются баллы по 1-й, 3-й и 7-й шкалам.

Для определения индекса враждебности суммируются баллы по 5-й и 6-й шкалам.

Шкала

1

Физическая агрессия

3

Раздражение

7

Вербальная агрессия

Индекс агрессивности

5

Обида

6

Подозрительность

Индекс враждебности

Норма для показателя индекса агрессивности — 21 ± 4 балла.
Норма для показателя индекса враждебности — 7 ± 3 балла.

Пример графического представления результатов опроса:

Физическая агрессия

5

Косвенная агрессия

3

Раздражение

3

Негативизм

0

Обида

1

Подозрительность

2

Вербальная агрессия

4

Чувство вины

1


При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения — не одно и то же. Они могут быть поняты адекватно лишь в контексте комплексного психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: тестами по определению основных жизненных ценностей, мотивации, направленности, личностными тестами (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и др.

Приложение № 2

Определение направленности личности

«Опросник состоит из 27 вопросов. На каждый из них возможно 3 варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. В случае, если несколько вариантов ответов покажутся равноценными, отберите из них только один, который всё-таки в наибольшей степени отвечает Вашему мнению.

Букву, которой обозначен выбранный ответ (А, Б, В) напишите на листе ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего»

2. Затем из ответов выберите тот, который наименее всего близок к Вашему мнению. Букву, которой обозначен этот ответ, также напишите на листе для ответов под рубрикой «меньше всего».

Старайтесь быть максимально правдивым. Нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь угадать, какой ответ является для Вас лучшим».

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

А. Одобрения моей работы

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо

В. Сознания того, что меня окружают друзья

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры

Б. Известным игроком

В. Выбранным капитаном команды

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете

В. Создаёт в коллективе такую атмосферу, при которой ни кто не боится высказывать своё мнение

4. Мне нравится, когда люди:

А. Радуются выполненной работе

Б. С удовольствием работают в коллективе.

В. Стремятся выполнить свою работу лучше других

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность


Б. Были верны и преданы мне

В. Были умными и интересными людьми

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

А. С кем складываются хорошие взаимоотношения

Б. На кого можно положиться

В. Кто может многого достичь в жизни

7. Больше всего я не люблю:

А. Когда у меня что-то не получается

Б. Когда портятся отношения с товарищами

В. Когда меня критикуют

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, надсмехается и подшучивает над ними

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе

В. Не достаточно хорошо знает предмет, который преподаёт

9. В детстве мне больше всего нравилось:

А. Проводить время с друзьями

Б. Ощущение выполненных дел

В. Когда меня за что-нибудь хвалили

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

А. Добился успеха в жизни

Б. По-настоящему увлечён своим делом

В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью

11. В первую очередь школа должна:

А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь

Б. Развивать, прежде всего индивидуальные способности у ученика

В. Воспитывать качество, помогающее взаимодействовать с людьми

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями

Б. Для отдыха и развлечений

В. Для своих любимых дел и самообразования

13. Наибольших успехов я добиваюсь когда:

А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны

Б. У меня интересная работа

В. Мои усилия хорошо вознаграждаются

14. Я люблю, когда:

А. Другие люди меня ценят

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы

В. Приятно провожу время с друзьями

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учёбой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать

Б. Написали о моей деятельности

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

А. Имеет ко мне индивидуальный подход

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету

В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства

Б. Неудача при выполнении важного дела

В. Потеря друзей

18. Больше всего я ценю:

А. Успех

Б. Возможности хорошей совместной работы

В. Здравый практичный ум и смекалку