Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений (Общая характеристика правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно плюралистической теории, объекты правоотношений многообразны, поскольку закон и его нормы воздействуют не только на людей, но и на объекты материального мира, общности людей, государственные структуры, учреждения, организации, институты, устанавливая или изменяя их статусы, режимы и состояния[20].

Правоотношения могут быть классифицированы в зависимости от отраслевой принадлежности: конституционно-правовыми, административно – правовыми, уголовно-правовыми, уголовно-процессуальными, гражданско – правовыми, трудовыми и др.

Объекты, входящие в их структуру, тоже различны и обладают специфическими свойствами, присущими данной конкретной области.

Так, главное в административно-правовых отношениях - выражение публично-правового интереса. В качестве объектов данных отношений могут рассматриваться действия (в т.ч. услуги) сотрудников органов внутренних дел и граждан (предприятий, организаций), а также документы (постановление о назначении административного наказания и др.).

В ряде случаев объектами указанных правоотношений выступают некоторые материальные блага, личные неимущественные блага, по поводу которых граждане и иные лица вступают в административные правоотношения.

Объектом конкретных уголовно-правовых правоотношений является, прежде всего, уголовная ответственность, поскольку данные правоотношения складываются в отношении лиц, совершивших общественно опасное, уголовно наказуемое деяние, а объектом общих уголовно-правовых правоотношений - правомерное поведение граждан.

Особенностью уголовно-процессуальных правоотношений является то, что они складываются по поводу обеспечения уголовного процесса (производства). Объектом указанных правоотношений, как и административно-правовых, выступают прежде всего, действия сотрудника органов внутренних дел и гражданина (свидетеля или подозреваемого в совершении преступления, обвиняемого и т.п.); неотъемлемым объектом являются также документы, составляемые в ходе уголовного расследования (протоколы, постановления и др.).

В гражданско-правовых отношениях объектом чаще всего выступают материальные блага (имущество), нематериальные блага (напр., право на неприкосновенность и др.), действия, документы.

Объекты трудовых правоотношений в значительной степени связаны с действиями и документами, касающимися прав граждан на труд и на отдых.

Следовательно, в зависимости от характера и вида правоотношений их объектами выступают:


1. Материальные блага: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Указанные объекты характерны, в частности, для гражданско- правовых (имущественных) правоотношений.

  1. Нематериальные блага. В основном типичны для гражданско- правовых, уголовно-правовых, процессуальных правоотношений.
  2. Поведение, действия субъектов, разного вида работы и услуги, складывающиеся, например, на основе норм гражданского, административного права в сфере управления, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
  3. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, товарные знаки и иные средства индивидуализации (интеллектуальная собственность).
  4. Документы (удостоверения, дипломы, паспорта, протоколы).

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее приемлемой является плюралистическая теория объектов правоотношений, поскольку она отражает многообразие существующих объектов и не исключает материального содержания правоотношения.

Таким образом, объект правоотношения - то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, обуславливающих возникновение юридических (правовых) связей. Если же объект правоотношения определить как то, по поводу чего возникает правоотношение, то, как правило, невозможно выяснить, какой именно элемент общественных отношений, какое благо интересует субъекта. Вместе с тем представляется необходимым дать определения правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, и их объекта, чему и посвящается вторая глава настоящей работы [21].

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Общая характеристика правоотношений, в которых участвуют сотрудники органов внутренних дел

Органы внутренних дел, являясь одним из основных субъектов правоохранительной деятельности и осуществляя функции по защите жизни, здоровья, собственности от противоправных посягательств, участвуют в реализации воли государства, следовательно, они постоянно становятся участниками тех или иных, в том числе процессуальных правоотношений[22].


Правоотношения в деятельности органов внутренних дел - это обеспеченные государством социальные связи, складывающиеся как на основе норм административного, уголовного, уголовно-процессуального, трудового, гражданского и других отраслей права, так и до их правового регулирования, в которых в качестве одной из сторон участвуют подразделения и сотрудники органов внутренних дел.

Деятельность органов внутренних дел имеет четкие правовые основы, поскольку правовая регламентация не только обязывает сотрудников органов внутренних дел в своей деятельности руководствоваться нормами права, но и способствует укреплению законности и правопорядка, а значит, позволяет более эффективно решать задачи в сфере охраны общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и других правонарушений.

Правовые отношения в системе органов внутренних дел по различным критериям могут быть разделены на определенные виды.

Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников, в области публичного права обычно являются субординационными отношениями, т.е. «власть - подчинение» - вертикальными отношениями.

Внешние правоотношения - отношения, складывающиеся между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями в результате обеспечения общественного порядка и безопасности (личности, общества, государства).

Внутренними правоотношениями являются отношения, формирующиеся внутри системы органов внутренних дел: между сотрудниками, службами и подразделениями различных уровней, а также между ними и вышестоящими должностными лицами.

Органы внутренних дел могут вступать и в иные правоотношения, которые обеспечивают их деятельность. Как правило, такие отношения имеют договорный характер, например: заключение договоров на сопровождение имущества, охрану объектов различных форм собственности подразделениями вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе, при проведении массовых мероприятий, предоставление персональных данных о лицах, ранее судимых и находящихся в розыске и многие другие услуги, выполнение которых не нарушает функционирования органов, призванных решать, прежде всего, правоохранительные задачи[23].

Одним из важнейших вопросов при рассмотрении такого юридического понятия, как правоотношение, является вопрос структуры и содержания правоотношения.


В процессе своей деятельности органы внутренних дел могут вступать в разнообразные правоотношения, что связано с их функциональным назначением. Особенность их деятельности состоит также в том, что она регулируется правовыми нормами, относящимися к разным отраслям права.

Все общественные отношения, затрагивающие интересы личности, общества, государства и отношения, требующие государственного обеспечения, подлежат регулированию нормами права. Следовательно, вся деятельность органов государства и их взаимодействие с населением, другими государственными органами, иными организациями находятся в сфере правового регулирования[24]. Например, задачи и функции органов внутренних дел, их структура, компетенция, права и обязанности, регламентируются нормами уголовно-процессуального кодекса, кодекса об административных правонарушениях и другими кодексами, законами Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами. Особенностью органов внутренних дел как субъектов этих правоотношений является то, что они обладают государственно-властными полномочиями. В пределах своих полномочий они имеют право предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Юридическое содержание составляют взаимные права и обязанности, возникающие между вышеуказанными субъектами. Наличие государственно - властных полномочий определяет содержание данных правоотношений, их особенности, в том числе и характер объектов этих правоотношений. В большинстве случаев, согласно компетенции органов внутренних дел, принимаемые ими решения носят властный характер, т.е. обязательны для исполнения другими субъектами правоотношений. Так, законные требования сотрудника полиции обязательны для граждан и должностных лиц, их невыполнение, а тем более совершение действий, препятствующих законной деятельности сотрудника полиции, могут повлечь за собой ответственность. Таким образом, подчинение законным действиям сотрудников органов внутренних дел является обязанностью другой стороны правоотношения, т.е. граждан, организаций, должностных лиц.

Другая особенность субъективных прав, которыми обладают органы внутренних дел, объясняется тем, что каждое звено является органом государства и одновременно находится в подчинении у соответствующего вышестоящего органа. В связи с этим субъективное право сотрудника органов внутренних дел в правоотношении с гражданами и организациями является вместе с тем его служебной обязанностью по отношению к государству.


Говоря об особенностях деятельности органов внутренних дел, следует отметить "компетенционные нормы, которые устанавливают правомочия органов государства и должностных лиц, в том числе органов, служб, подразделений внутренних дел и их сотрудников. Эти нормы могут быть сформулированы и как управомочивающие, и как обязывающие. Но главная их особенность заключаются в том, что они независимо от формулировок диспозиции (установления права или обязанности) всегда порождают дополнительные обязанности должностных лиц по отношению к государству. Ведь их права, по отношению к иным субъектам, являются в то же время их служебными обязанностями"[25].

Объекты, возникающие в деятельности органов внутренних дел, различны и зависят от вида правоотношений, в которые они вступают.

Прежде всего, это действия участников, как органов внутренних дел и их сотрудников, так и другой стороны правоотношения, при этом в качестве иных объектов правоотношений с участием органов внутренних дел могут выступать документы, материальные и духовные блага и др.

С учетом этого, по мнению автора, объект правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, - это то, на что направлены права и обязанности сотрудников органов внутренних дел и других участников указанных правоотношений в процессе правотворчества, правоприменения и реализации права, в т.ч. в интересах самих сотрудников в рамках их взаимоотношений с обществом и государством[26].

Ключевой характеристикой объекта правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, обусловленной действиями их сотрудников, является такое понятие как «результативность». Очевидно, что сами правоотношения выступают результатом воплощения нормативных предписаний в действительность. Результат наглядно отражается статистическими показателями, но и он в то же время отражает состояние правового регулирования общественных отношений, в том числе в сфере укрепления законности и правопорядка.

Одним из важнейших показателей результативности в сфере обеспечения безопасности в качестве объекта правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, является отражение в статистике реально существующей картины раскрываемости преступлений. Представления населения о деятельности органов внутренних дел складываются по основаниям и критериям действий их сотрудников, от которых зависит, насколько правоохранительная деятельность соответствует ожиданиям людей и возросшим требованиям к обеспечению их безопасности. Объективная оценка не может складываться только из цифровых показателей, которые сами по себе еще не являются свидетельством хорошей или плохой работы и ее соответствия предъявляемым ожиданиям населения.