Файл: Цель и задачи налогового учета (Этапы развития системы налогового учета).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и принципы налогового учета
1.1 История возникновения налогового учета. Необходимость возникновения налогового учета
1.2 Этапы развития системы налогового учета
1.3 Понятие налогового учета и принципы налогового права
1.4 Отличие налогового учета от бухгалтерского учета
1.5 Первичные учетные документы
2.1 Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности
2.2 Налоговый мониторинг: понятие и субъекты
2.3 Порядок проведения камеральной налоговой проверки.
3. Различия в признании доходов в бухгалтерском и налоговом учете
3.1 Особенности признания доходов в налоговом и бухгалтерском учете
Учитывая, что большинство отличий между бухгалтерским и налоговым учетом появляются при определении бухгалтерской и налоговой прибыли, именно правила и требования главы 25 «Налог на прибыль» Налогового Кодекса Российской Федерации рассматриваются через призму отличий бухгалтерского и налогового учета.
Помимо способов начисления амортизации, которые в бухучете и налогообложении могут не совпадать, к основным различиям бухгалтерского и налогового учета можно отнести:
- перечень классификации доходов и расходов;
- способы признания доходов и расходов;
- учет амортизируемого имущества;
- варианты оценки МПЗ;
- перечень определения прямых и косвенных расходов;
- порядок создания резервов и так далее.
К примеру, в бухгалтерском учете амортизация основных средств может начисляться одним из следующих 4 способов:
- линейный способ;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
А в налоговом учете применяются только 2 метода:
- линейный метод;
- нелинейный метод.
В нынешнее время взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета в расчете налога на прибыль реализуется способом применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».
Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В случае, если организация применяет общую систему налогообложения, то налоговый учет она ведет в целях определить налог на прибыль – это главная цель налогового учета.
Основной нормативный документ в области ведения бухгалтерского учета — Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с установленным Законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской отчетности.
Основная цель бухгалтерского учета — составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить об итогах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета.
К примеру, решение о предоставлении организации кредита или займа в большинстве случаев выполняется на основании предоставленной бухгалтерской отчетности. Она необходима и для участия в конкурсах, аукционах и так далее. Только на основании бухгалтерской отчетности можно судить об экономическом положении организации.
1.5 Первичные учетные документы
Законодательство о налогах и сборах рассматривает оформление таковых первичных документов налогового учета:
- счета‑фактуры – для плательщиков налога на добавленную стоимость и акцизов;
- налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц – для налоговых агентов на доходы физических лиц;
- карточек учета сумм начисленных выплат и других вознаграждений, сумм начисленного общего социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование– для налогоплательщиков единого социального налога и плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обязательство по выставлению счетов‑фактур возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Согласно статье 168 главы 2 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации при продаже товаров выставляются определенные счета‑фактуры не позже пяти дней, начиная со дня отгрузки товара. При продаже товаров, операции по которым не подлежат налогообложению, и также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные и первичные учетные документы оформляются и счета‑фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается нужная надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». В случае реализации товаров за наличный расчет организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания требования по оформлению документов и выдвижению счетов‑фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или другой документ аналогичной формы.
Согласно со статьей 169 Налогового Кодекса Российской Федерации счет‑фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров, имущественных прав, сумм НДС к вычету в порядке, который предусмотрен главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик обязан составить счет‑фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов‑фактур, книги покупок и продаж, если другое не предусмотрено:
- при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, в том числе не подлежащих налогообложению;
- в других случаях, определенных в установленном порядке.
Счета‑фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг, а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению.
В счете‑фактуре должны быть указаны:
- дата и порядковый номер выписки счета‑фактуры;
- адрес, наименование и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
- адрес и наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- номер платежно‑расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров;
- наименование отгруженных товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения;
- объём отгруженных по счету‑фактуре товаров исходя из принятых по нему единиц измерения;
- цена за единицу измерения по контракту без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен, содержащих в себе налог, – с учетом сумм налога;
- стоимость товаров, имущественных прав за все количество поставляемых по счету‑фактуре товаров, переданных имущественных прав без налога;
- сумма акциза по подакцизным товарам;
- налоговая ставка;
- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров, имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
- стоимость всего количества отгруженных по счету‑фактуре товаров, переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
- страна происхождения товара;
- номер таможенной декларации.
Налогоплательщик, продающий такие товары, несет ответственность только за верность указанных сведений в предъявляемых им счетах‑фактурах сведениям, которые содержатся в полученных им счетах‑фактурах и товаросопроводительных документах.
1.6 Объекты и показатели налогового учета
Объект налога – это предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.
Объекты налогового учета – это имущество, обязательства, банковские и хозяйственные операции, операции с ценными бумагами, стоимостная оценка которых меняет размер налоговой базы текущего отчетного периода или налоговой базы последующих периодов.
Показатели налогового учета:
В статье 315 Налогового Кодекса Российской Федерации перечислено, какие показатели необходимы быть отображены в налоговом учете для составления расчета налоговой базы. К ним относятся:
1. Прибыль или убыток от продажи:
- товаров собственного производства, а также от продажи имущества и имущественных прав;
- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- покупных товаров;
- финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;
- основных средств;
- товаров обслуживающих производств и хозяйств.
2. Прибыль или убыток от внереализационных операций.
Для расчета этого показателя необходимо учитывать отдельно внереализационные доходы и расходы.
3. Убыток, подлежащий переносу на будущее в порядке, предусмотренном статьей 283 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Только эти показатели должны приниматься в первую очередь при разработке видов и форм аналитических регистров налогового учета.
В основу этой концепции налогового учета заложен принцип его максимального совмещения с бухгалтерским учетом.
Не секрет, что сумма прибыли или убытка как в целях составления бухгалтерской отчетности, так и для расчета налоговой базы рассчитывается одинаково, как различие между доходами и расходами.
2. Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов
Согласно ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации Налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится служебными лицами налоговых органов в пределах своих обязанностей способом налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таможенные органы, налоговые органы, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, уведомят друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
Основная цель проведения налогового контроля — это снабжение режима законности в сфере налогообложения, развитие целостной системы налогообложения и достижение максимально высокого уровня налоговой дисциплины.
К органам, осуществляющим контроль и надзор в области налогов и сборов относят:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за верностью исчисления, объёмом и внесения в надлежащий бюджет налогов и сборов вовремя, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за точностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в должный бюджет иных обязательных платежей.
Таможенные органы.
Таможенные платежи — это важная часть системы обязательных платежей, их применение возможно в случае факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Собственно, условие перемещения предопределяет особое место таможенных платежей в бюджетной системе Российской Федерации.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по сбору налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, Налогового Кодекса Российской Федерации, и другими федеральными законами о налогах, а также другими федеральными законами.
2. Органы внутренних дел.
При обнаружении обстоятельств, требующих совершения действий, относящихся к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, физического лица, орган внутренних дел в срок десяти дней направляет материалы в нужный налоговый орган для принятия по ним решения. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Государственные внебюджетные фонды:
Вступление в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“ определяет осуществление контроля за точностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.