Файл: Цель и задачи налогового учета (Этапы развития системы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации имеется обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

Организации – это юридические лица, основанные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, владеющие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица не имеющие гражданства.

Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает следующие права налогоплательщиков:

– применять налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать рассрочку, отсрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– на своевременный зачет или возврат сумм чрезмерно уплаченных либо чрезмерно взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, и по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и постановлений налоговых органов, а также налоговые уведомления и запросы об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, прочих уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК Российской Федерации или другим федеральным законам;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия их служебных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать в установленном порядке компенсирования в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.


Перечень обязанностей налогоплательщиков установлен ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации Налогоплательщики обязаны:

– оплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах;

– вести в установленном порядке учет своих доходов или расходов и объектов налогообложения;

– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, нужные для исчисления и уплаты налогов;

– выполнять законные требования налогового органа об устранении обнаруженных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не мешать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при реализации ими своих служебных обязанностей;

– предоставлять налоговому органу потребную информацию и документы;

– на протяжении четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и иных документов, нужных для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные налоги;

– нести прочие обязанности.

Признаки физического лица как лица налогового права и носителя статуса налогоплательщика:

1) наличие объекта налогообложения - Долг заплатить налог возникает только тогда, когда есть объект налогообложения. Если объекта нет, нет и оснований для уплаты налога. Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, который получен физическим лицом;

2) право иметь субъективные права;

3) распространение на физическое лицо налоговой юрисдикции России.

На правовой статус налогоплательщика не сказывается возраст налого­плательщика, так как обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в определенном порядке и осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс Российской Федерации также относит частных охранников, ча­стных нотариусов и частных детективов. Индивидуальные пред­приниматели заслуживают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпри­нимателя. Так, ст. 11 Налогового Кодекса Российской Федерации указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в ка­честве индивидуальных предпринимателей в нарушение требова­ний гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе опираться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.


Налоговыми резидентами Российской Федерации распознаются физические лица, по факту находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Основой правового статуса налогоплательщика является право иметь субъективные права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет из себя юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность определённых действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и реализовывать порученные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга

· налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и так далее),

· дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и так далее).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей используются меры государственного принуждения.

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в случае на­личия объекта налогообложения являются плательщиками: налога на доходы физических лиц, транспортного налога, налога на имущество физиче­ских лиц, государственной пошлины, земельного налога, сбо­ров за употребление объектов животного мира. Индивидуальные предприниматели также являются плательщи­ками сборов в государственные внебюджетные фонды социального назначения и налога на добычу полезных ископаемых.

2.2 Налоговый мониторинг: понятие и субъекты


Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, позволяющая проверять точность исчисления, объём и своевременность уплаты налогов и сборов, обязанность по уплате которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации поручена на налогоплательщика – организацию.

Налоговый мониторинг – это способ более широкого информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а наряду с этим получает право в случае наличия сомнений спросить у налогового органа мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику не получить в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает тяжесть налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Организация имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

- индивидуальная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с передвижением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет минимум 300 миллиона рублей;

- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет минимум 3 миллиарда рублей;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет минимум 3 миллиарда рублей.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.


Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

- регламент информационного взаимодействия по установленной форме;

- информация об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;

- учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг

В период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки за исключением следующих случаев:

- представление налоговой декларации за налоговый период, за который проводится налоговый мониторинг позднее 1 июля, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

- представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой высказано право на компенсирование налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к покрытию;

- представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;

- проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

- прекращение налогового мониторинга досрочно;

- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. 

По итогам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов, переданных организацией, руководитель налогового органа до 1 ноября, в котором показано заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из решений: