Файл: Цель и задачи налогового учета (Этапы развития системы налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таком случае датой отгрузки продукции считается тот день, когда была передача определенного товарораспорядительного документа, а датой выполнения работ считается тот день, когда выполнение было по факту завершено. При этом в связи с внесением в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций метода начисления дополнительной прибыли, появившийся у налогоплательщиков по состоянию на 1 октября 1996 года, не предусматривается ими при исчислении данного налога до окончания 1996 года. При исчислении налога на прибыль предприятий и организаций за 1996 год налогоплательщики исчисляют сумму данного налога с учетом указанной дополнительной прибыли (убытка). В случае если сумма налога с учетом дополнительной прибыли (убытка) выше суммы налога без учета дополнительной прибыли, сумма превышения уплачивается налогоплательщиками равными долями в течение 1997 года, начиная с 1 февраля 1997 года. В случае если сумма налога без учета дополнительной прибыли больше чем сумма налога с учетом дополнительной прибыли, сумма превышения предъявляется налогоплательщиками к зачету равными частями в течение 1997 года, начиная с 1 февраля 1997 года;
в) в целях исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций начиная с 1 января 1997 года исполняется периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом повышения уровня цен на товары. Правительству Российской Федерации дано задание в срок равный месяцу предоставить Президенту Российской Федерации идеи по алгоритму расчета данной корректировки. При этом первая часть Налогового Кодекса Российской Федерации не описывала налогообложение по определенным видам налогов.
Данные функции в будущем были возложены на вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившую в силу с 1 января 2001 года. В данной части Налогового Кодекса Российской Федерации было описание порядка исчисления и сбора определенных налогов.
Принятые позже главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации описывают определенный способ взимания по соответствующему налогу. В 2006 г. в НК РФ были внесены дополнительные изменения в целях упорядочения налогового учета и приведения в соответствие законодательства о налогах и сборах. Налоговый учет - главное звено информационной системы финансовой и экономической деятельности предприятия, образовывающихся на принципах бухгалтерского учета в целях определения части изъятий доходов для государственного бюджета. В силу сложившихся в нынешнее время особенностей развития рыночных отношений в России государство выдвигает к информационным системам коммерческих предприятий ряд необходимых требований, способствующих реализации двух главных программ:
- вовлечение зарубежных инвестиций в экономику;
- наполнение доходной части федерального и местного бюджетов.


Данные два направления до недавнего времени обеспечивались структурами бухгалтерского учета и контролировались Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых, они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая политика многих суверенных государств, исторически сложившихся по национальному признаку, включает в себя три основные цели:

1)      развитие доходной части бюджета;

2)      помощь устойчивому развитию экономики;

3)      обеспечение социальной справедливости. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы, в том числе справку бухгалтера; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы, налоговые декларации.

Первичные учетные документы − это документы, оформленные по правилам Федерального закона о бухгалтерском учете, бухгалтерская справка содержит исправительные, дополнительные и вновь выявленные хозяйственные операции, которые не были отображены в текущем учете. Алгоритм составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль определен ст. 315 Налогового Кодекса Российской Федерации. Этим, налоговый учет обязан обеспечивать соответствующее раскрытие информации о структуре доходов и расходов в целях заполнения налоговой декларации. Положение, в итоге которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неминуемо приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, формирует условия для налоговых правонарушений, совершаемых по ошибке, и является началом частых правовых конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами. Только принятие необходимого нормативного документа, относящимся к налоговому учету, может изменить получившееся положение и придать новый толчок в развитии и улучшении всей системы финансовых отношений.

1.3 Понятие налогового учета и принципы налогового права

Налоговый учет – это учет, который ведется в целях сбора данных о валовых доходах и расходах в соответствии с действующим законодательством и нужно для формирования налоговой отчетности, форма, правила, порядок и срок представления которой определяются Государственной налоговой администрацией.


Налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный период, который формируется под действием экономических законов и влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет дает возможность корректировать доходы и расходы предприятия в отличие от данных бухгалтерского учета для налогообложения прибыли. Алгоритм ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой определенным приказом руководителя организации.

Налоговый учет необходим для составления объёмной и верной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком и для обеспечения внутренних и внешних пользователей необходимой информацией для контроля за верностью исчисления, объёмом и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимость которых определяет размер налоговой базы нынешнего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Единицами налогового учета являются объекты налогового учета, информация о которых используется более чем один отчетный период.

Главные задачи налогового учета соответствуют требованиям ст. 313 главы 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н, а точнее данные налогового учета включают в себя:

- Объём доходов и расходов;

- Объём расходов, учитываемых в целях налогообложения в текущем налоговом периоде;

- Сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- Объёмы создаваемых резервов;

- Сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль.

Кроме этого, важными задачами налогового учета являются также:

- предоставление информации в целях бухгалтерской, оперативной финансовой и управленческой отчетности о налоговых платежах;

- обеспечение планирования налоговых платежей;

- Временные разницы;

- Постоянное налоговое обязательство;

- Постоянный налоговый актив;

- Отложенный налоговый актив;

- Отложенное налоговое обязательство.

Поэтому, налоговый учет – это сбор установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами в целях регистрации всех налогоплательщиков в налоговых органах и поддержания информации о налогоплательщиках в общем государственном реестре налогоплательщиков. 


Под принципом налогового права понимают исходное нормативно-руководящее начало, определяющее единое направление правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений.

Общие принципы налогового права опираются на Конституцию, согласно ст.57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Базовые принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации:

1) Каждый должен уплачивать установленные законом налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах опирается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность к уплате налога;

2) Налоги и сборы не могут иметь негативный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Нельзя устанавливать раздельные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

3) Налогам и сборам необходимо иметь экономическое основание. Недопустимы налоги и сборы, мешающие реализации гражданами своих конституционных прав;

4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, так же, препятствующее свободному перемещению в пределах территории Российской Федерации товаров или финансовых средств, либо ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) При установлении налогов необходимы быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы так, чтобы каждый был уверен, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить;

6) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, главными принципами налогового являются:

1. Принцип всеобщности налогообложения — каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип равенства налогообложения — то есть равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

3. Принцип справедливости — учитывается способность налогоплательщика по факту уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.


4. Принцип экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

5. Принцип отрицания иной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

7. Принцип льготности налогообложения — налоговым законам необходимо иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.

8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь данный принцип и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и других различий между налогоплательщиками.

1.4 Отличие налогового учета от бухгалтерского учета

Основное отличие бухгалтерского и налогового учета состоит в системе их нормативного регулирования. Бухгалтерский учет поддерживается Федеральным законом от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иным законодательством в сфере этого учета, состоящий из четырех уровней. В основе налогового учета лежит налоговое законодательство и, главное, Налоговый кодекс Российской Федерации.

Бухгалтерское и налоговое законодательство, в отношении иных объектов или операций представляет вариативность их учета. Это обуславливает важность выбора организацией определенного варианта, что закрепляется в Учетной политике. К примеру, выбор для целей бухгалтерского учета и налогообложения способа начисления амортизации.

Для этих целей организацией устанавливается Учетная политика в целях бухгалтерского учета и Учетная политика в целях налогообложения.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налоговый учет – это система единой информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Однако в расширенном значении налоговый учет – это система определения налогооблагаемых показателей по всем налогам, а не только налогу на прибыль.