Файл: Современные рекламные технологии и деятельность по использованию BTL-коммуникаций для продвижения товаров на российском рынке ( L’Oréal Paris).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы рекламных технологий и использования BTL-коммуникаций
1.1 Сущность, роль и виды рекламы в рыночной экономике
1.2 Понятие и преимущества BTL-коммуникаций перед традиционными средствами рекламы
1.3 Основные виды BTL-коммуникаций
Глава 2. Анализ состояния современных рекламных технологий и рынка BTL-коммуникаций в России
2.1 Текущее состояние рынка BTL-коммуникаций в России
3.1 Стратегии продвижения товаров L’Oréal Paris в 2016-2017 годах
Важнейшие цели рекламы систематически упорядочены в концепции «ступенчатого действия рекламы». Еще в 1898 г. Левис в рамках модели сформулировал АIDA-правило, которое устанавливает следующие задачи рекламы: Attention — внимание, Interest — интерес, Desire — желание, Action — действие[11]. За прошедшее время модель претерпела многочисленные изменения, причем иногда интерес понимался не как следствие внимания, а как его предпосылка (IADA), иногда добавлялась еще одна ступень — Confidence — доверие, и тогда модель выглядела как AIDCA.
Подобные модели (а их насчитывается более 20) предполагают, что между контактом с рекламой и решением о покупке проходит от четырех до десяти этапов, которые образуют так называемую «иерархию эффектов». Суть заключается в том, что реклама представляет вначале определенный стимул, который, возможно, привлечет внимание целевой группы. Если это удалось, то последующее сознательное восприятие рекламного обращения пробуждает интерес к рекламируемому товару. Интерес является предпосылкой появления желания приобрести товар, которое ведет, в свою очередь, к определенным действиям.
Высшая цель рекламы — повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.
Цели рекламы бывают краткосрочными, среднесрочными и долго-срочными в зависимости от стратегии поведения товара на рынке. Цели могут ориентироваться на спрос (информация, убеждение, напоминание) и на имидж (отраслевые, корпоративные). В общем случае они состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей, т.е. познавательной, эмоциональной и поведенческой[12].
Коммерческая реклама товара должна информировать покупателя о продукции спонсора или стимулировать рынок. Ее предназначение, — продать конкретную продукцию, переключить на нее внимание с аналогичной продукции конкурентов. В отличие от нее корпоративная реклама строится таким образом, чтобы создать позитивное отношение к самому продавцу. Задача этой рекламы — усилить внимание к стоящей за ней организации, а не к тому, что выставляется этой организацией на продажу.
Известный французский специалист в области рекламы Жак Сегела заметил следующее: «Реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали»[13].
Различают экономические и коммуникативные цели рекламы: первые прямо направлены на покупку товара, вторые — опосредованно.
К экономическим целям относят:
- поддержку сбыта товара;
- формирование потребности в данном виде товара или услуге;
- побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;
- стимулирование спроса на конкретный марочный товар и стимулирование сбыта;
- объявление о льготных сделках, распродажах, снижениях цен;
- сокращение сроков вывода на рынок нового товара или услуги;
- понуждение потенциальных покупателей к посещению магазина, выставки;
• представление товара в новой упаковке.
К коммуникативным целям относят:
- ознакомление потребителей с новым продуктом, новой маркой или новым предприятием;
- повышение уровня известности продукта;
- влияние на привычки при потреблении продукта;
- информирование потребителей (например, об изменении цен);
- изменение имиджа в определенном направлении (модернизация, повышение привлекательности);
- пробуждение любопытства, которое приводит людей в магазин даже без намерения приобрести продукт;
- пробуждение желания последовать примеру других людей, которые уже приобрели продукт;
- поддержание верности продукту;
- улучшение мнения о предприятии и его продукции;
• выделение собственных товаров среди конкурирующих[14].
Содержание целей определяет задачи рекламы. В общем случае они подразделяются на коммерческие (стимулирование сбыта, рост продаж, увеличение прибыли, ускорение товарооборота, поиск выгодных партнеров), некоммерческие (осуществление политических целей, укрепление моральных устоев, охрана природы, снижение заболеваемости и др.) и имиджевые (формирование образа товара, фирмы, престижности фирмы и ее продукции).
Рассмотрим функции рекламы. Основными функциями рекламы являются:
- информационная (заявление о существовании, формирование знаний о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях);
- психологическая (побуждение и развитие потребностей в каких-либо действиях (например, в покупке) через воздействие на чувства, самооценки, устремления потребителей);
- стимулирующая (когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию — приобретению (покупке), установ-лению контактов и пр.).
Кроме вышеуказанных, реклама выполняет еще и другие функции.
Коммуникативная. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Вместе с тем реклама исключает диалог, аудитория не всегда спешит ответить на сделанное предложение.
Контролирующая и корректирующая (увещевательная). Она позволяет контролировать продвижение товара на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к нему, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности.
Управления спросом. Используя возможности направленного воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им. С помощью такой функции можно управлять потоком информации, способами воздействия на потребителя и на приобретаемые товары.
Экономическая. Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс купли-продажи, реклама способствует оборачиваемости капитала.
Образовательная. Люди учатся на рекламе, они узнают новое и интересное о предлагаемых им товарах и открывают способы совершенствования своей жизни. Реклама в своем образовательном аспекте ускоряет адаптацию нового и неопробованного, тем самым продвигая ускоренными темпами технический прогресс в промышленности и воплощая в реальность идею лучшей жизни для всех.
Общественная. Передается сообщение, адресованное одновременно множеству лиц, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, событие, юбилейную дату, предупреждение, призыв и т.д. Покупатель получает мотивации от рекламы, понятные обществу.
Экспрессивная. Она проявляется через дизайн, светотехнические и другие эффекты, становясь броской, впечатляющей, эффектной, красивой.
В соответствии с функциями рекламы реализуется ее стратегия:
- знание о предлагаемом товаре через распространение информации;
- понимание, что товар нужен потребителю через ознакомление с его свойствами;
- позиционирование товара для формирования удовлетворенных потребителей;
- формирование намерений купить товар;
- облегчение процесса первой покупки[15].
Выделяют три отдельных направления развития рекламы (привлечение клиентов, участие в процессе анализа рынка, формирование условий для достижения успеха в бизнесе), а также их комплексное воздействие. Различие между рекламой продукта и рекламой фирмы заключается в том, что именно является объектом рекламного обращения. Любая организация занимается обычно рекламой, как отдельных продуктов, так и фирмы в целом. В первом случае выделяются особые качества продукта, во втором через указания на определенные характеристики фирмы, например на ее величину, структуру и связи, делается попытка добиться доверия покупателей ко всей продукции.
Итак, рыночная экономика, как показывает опыт многих развитых стран, не может функционировать без института рекламы. Реклама - внутренне присущий элемент рынка, один из важнейших инструментов его развития.
Главной предпосылкой рационализации рекламной деятельности во всём её масштабе является методическая и плановая подготовка рекламных сообщений и правильное их использование на всех этапах рекламного процесса. Один из теоретиков-классиков рекламы Дэвид Огилви писал: «Успешная рекламная кампания - это сочетание удачного рекламного обращения и правильного выбора средств массовой информации»[16].
Таким образом, избитая фраза «реклама - двигатель торговли» на самом деле довольно полно раскрывает основную маркетинговую функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Итак, от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате.
Средство рекламы - это способ представления рекламы с использованием какого-либо носителя или раздражителя для передачи информации в определенных форме и виде. К рекламным средствам относят: визуальные, акустические, графические, предметные, с воздействием на обоняние и их комбинации.
Важно определить и классифицировать рекламу по совокупности критериев, представленным в табл. 1.
Носители рекламной информации - это все то, что помогает сообщать о торговых предложениях возможным покупателям, что представлено в Приложении 1.
В настоящее время наблюдается большое разнообразие средств рекламы, используемых рекламодателями и рекламными агентствами при проведении рекламных кампаний в рамках осуществления рекламных программ.
При выборе средств распространения рекламы с почти одинаковыми достоинствами необходимо руководствоваться их преимуществами и ограниче-ниями, а также стоимостью средств рекламы на текущий момент времени[17].
Таблица 1
Классификация рекламы
Критерий классификации |
Разновидность рекламы |
Средства рекламы |
Акустическая, визуальная, графическая, предметная, воздейст-вующая на обоняние |
Цели рекламы |
Познавательная, эмоциональная, поведенческая |
Типы рекламы |
Престижная, стимулирующая, информативная, напоминающая, имидж-реклама, реклама стабильности, реклама прямого ответа |
Рекламная направленность |
Торговой марки, торговая (розничная и оптовая), потребительская, профессиональная, финансовая, политическая, адресно-спра вочная, корпоративная, общественная, бизнес-реклама, директ-маркетинг |
Роль рекламы |
Маркетинговая, познавательная, экономическая, социальная, политическая, эстетическая |
Предмет рекламного анализа |
Товара, идеи, личности, территории |
Доходность |
Коммерческая и некоммерческая |
Особенности рекламного обращения |
Информативная, убеждающая, напоминающая |
Способ воздействия на целевую аудиторию |
Рациональная, эмоциональная |
Направленность на целевую аудиторию |
На бизнес, на производителя, на потребителя |
Концентрация на сегменте |
Селективная, массовая |
Открытость понимания |
Непосредственная, косвенная |
География охвата |
Локальная, региональная, общенациональная, международная, личностная |
Стратегическая цель |
Формирования спроса, стимулирования сбыта |
Источник финансирования |
Направленная на производителя, государственная, социальная, совместная, частная, политических партий |
Характер воздействия |
Агрессивная, мягкая, нейтральная |
Характер понимания |
На уровне сознания, на уровне подсознания |
Способ воздействия |
Зрительная, слуховая, зрительно-обонятельная, комбинированная |
Средства распространения |
Печатная, аудио-визуальная, компьютеризированная, наружная, по почте, на сувенирах, на транспорте, демонстрационная |
Преимущества и недостатки основных средств рекламы представлены в Приложении 2.
1.2 Понятие и преимущества BTL-коммуникаций перед традиционными средствами рекламы
В современном комплексе маркетинговых коммуникаций компаний, функционирующих в условиях роста конкуренции, глубокой дифференциации товаров и способов их продвижения, важную роль стали играть BTL-коммуникации.
BTL (Below-the-Line, дословно - «под линией») - маркетинговые коммуникации, использующие средства активного воздействия на непосредственный процесс продажи товара.[18]
В последние годы термины ATL и BTL получили широкое распространение. Несмотря на это, некоторые авторитетные отечественные практики предлагают отказаться от данных терминов, т.к. подобная классификация, по их мнению, не может быть признана научной и четко определенной.[19] Разночтения касаются, прежде всего, составляющих BTL: разными авторами в научной литературе дается различное толкование, что относить к данной системе.
Итак, большинство специалистов сходится во мнении, что к ATL (часто используют синонимы, такие как: прямая реклама, медийная реклама - media advertising или традиционные средства рекламы) следует относить рекламу в СМИ: в прессе, на радио и ТВ, а также наружную рекламу, кино-рекламу и медийную рекламу в сети Интернет. К BTL (или непрямой рекламе) чаще всего причисляют такие средства маркетинговых коммуникаций, как:
- мероприятия по стимулированию сбыта (sales promotion);
- прямой маркетинг (direct marketing), включая личные продажи;
- мерчандайзинг и POS материалы (рекламные материалы в местах продаж);
- а также спонсорство, специальные мероприятия (special events).
Разночтения в отнесении тех или иных средств к ATL и BTL чаще всего касаются как PR в целом, так и такого инструмента, как паблисити в СМИ, а также полиграфической рекламы, коммуникаций в сети Интернет, средств ambient маркетинга, мобильного маркетинга и каналов телевидения прямого отклика. Указанные коммуникационные средства относятся разными авторами то к группе «над чертой», то, наоборот – «под чертой». Что касается PR, то включение его в какую-либо из двух категорий, по мнению многих специалистов, в принципе является ошибкой, т.к. PR-кампании чаще всего преследуют самостоятельные, более глобальные цели.