Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации родителям ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми
1.2 Особенности и правила семейного воспитания
Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем
2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса
2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных
Благодаря этому общению ребенок учиться общаться с людьми разного характера и возраста. Такие дети будут более общительными, им легче взаимодействовать в социуме. [10, с.118]
Воспитание ребенка в семье более результативно, чем общественное, в силу всестороннего, непрерывного воздействия на поведение, формирование личности. Этот сложный педагогический процесс уникален в каждой семье, ведь на него воздействуют разнообразные аспекты:
- место жительства (роль играет менталитет страны, традиции общества, школа, даже советы соседей);
- внутрисемейные правила, устои;
- социальное положение, материальная обеспеченность;
- личные внутрисемейные отношения;
- наследственные факторы;
- здоровье всей семьи. [9, с.78]
Основная особенность и главная проблема является в умении взрослых прийти к единому мнению, влиять на развитие единой методологической системой, чтобы воспитать гармоничную, самодостаточную личность. Не должно ощущаться противоречий в родительской позиции.
Позитивная атмосфера помогает воспитать желаемые положительные качества, привычки. [10, с.145]
Общие методы, которых чаще всего придерживаются родители:
1. Убеждение − советы, внушение, личный пример применяются, как способ воспитать самостоятельность, организованность. Формировать определенные взгляды помогает диалог (передается полезная информация),
диспут (ребенок сможет защитить личное мнение).
2. Поощрение хорошего поведения. Похвала позволяет воспитать веру в себя, ответственность, достоинство.
3. Наказание (принуждение) − осуждаются плохие поступки. Метод применяется, чтобы воспитать отрицательное отношение к ненужным, опасным действиям. Способ наказания не должен унижать (например, используется лишение удовольствий).
4. Упражнение − повторение способов поведения, выполнение заданий. Взрослые дают советы и показывают личный пример, отлично срабатывает совместная деятельность, работа. [15, с.84]
В зависимости от того, какие средства, приемы используют родители, каков характер их эмоционального взаимодействия, выделяют стили влияния:
- авторитарный − строгое стремление подчинить, ограничить инициативу, что приводит к формированию неуверенности, слабохарактерности;
- демократический − поощрение самостоятельности, лояльный контроль, дети имеют разные интересы, активны, открыты, легко преодолевают трудности;
- либеральный − окружение безграничной заботой, терпением, вседозволенностью, итог − детская неуправляемость. [13, с.49]
Подрастающий должен наполняться духовно и развиваться физически.
Воспитать должным образом можно, применяя два основных направления, которые во взаимосвязи дадут положительный результат для любого возраста:
- нравственное − формирование навыков общественного поведения, моральных убеждений, нравственных качеств;
- физическое − выработка физических способностей, тренировка воли с раннего возраста. [16, с.134]
Отрицательные особенности семейного воспитания, крайне негативно
отражаются на личности ребенка.
Это приводит к большим проблемам во взрослой жизни.
Основными негативными факторами воспитания являются: материальное благополучие семьи, бездуховность родителей, безнаказанность ребенка или наоборот авторитарный стиль воспитания, безнравственное поведение в семье, ссоры родителей, скандалы, рукоприкладство, психологическое давление со стороны родителей, физические наказания. [14, с.47]
На сегодняшний день существуют социальные службы и службы психологической помощи, куда дети могут обратиться в случае любых действий, которые угрожают их здоровью и жизни. [3, с.83]
Самое главное в воспитании ребенка – любить его. Не за какие-то поступки, а просто так, потому что это ваш ребенок. Дети не до конца понимают, что такое любовь, поэтому им постоянно нужно показывать и доказывать, что вы их любите. Но это не должно проявляться в виде безнаказанности или вседозволенности. Это уже будет не любовь, а слабость характера. [5, с.138]
Конечно же, каждая семья индивидуальна и использует свои правила воспитания.
Таким образом, у каждой семьи есть свои традиции воспитания, определенный социальный статус, количественный состав. Но есть общие правила семейного воспитания, которые подойдут для любой семьи.
- Ребенок должен воспитываться в любви, счастье и доброжелательности.
- Необходимо принимать своего малыша со всеми его хорошими и плохими качествами. Стараться развивать в нем хорошие стороны его характера и не наказывать за плохие, так как в будущем из-за этого могут развиться комплексы.
- При воспитании ребенка необходимо учитывать его возраст,
личностные особенности и социальный пол (кем он себя считает: мальчиком или девочкой).
- Взаимоуважение в семье – очень важный факт воспитания ребенка.
- Дети часто копируют модель поведения взрослых, что приводит к проблемам в воспитании. Поэтому необходимо обратить внимание на поведение взрослых в семье.
- Психологи советуют: обучать и развивать ребенка в форме игры. Этот метод считается наиболее эффективным в воспитании личности.
- Воспитание ребенка должно проходить в позитивном и оптимистичном тоне.
Следуя этим простым правилам, воспитание в семье будет правильным, что поможет ребенку развить его хорошие качества.
Выводы по главе 1.
Итак, правильное воспитание детей в семье – является залогом развитого счастливого общества. Никакими интернатами, высококвалифицированными педагогами не заменится ребенку общения с любимыми родителями. Знания и умения, которые дает семейное воспитание, останутся с ребенком на всю жизнь и станут залогом его счастья.
Самое главное в воспитании ребенка – любить его, но это не значит, что должна быть безнаказанность или вседозволенность.
Как основную особенность и главную проблему можно назвать умение взрослых найти единое мнение и оказывать комплексное воспитательное влияние влиять, применяя единую методологическую систему, чтобы воспитать гармоничную, самодостаточную личность. Не должны присутствовать противоречия в родительской позиции.
Должна быть позитивная атмосфера помогающая воспитание желаемых положительных качеств, привычек.
Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем
2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса
Целью практического исследования стало: изучение различных аспектов семейного воспитания.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие 15 семей и детей, младшего школьного возраста.
Для удобства характеристики исследуемых семей и детей составим таблицу (см. таблицу 1), наглядно показывающую половозрастной состав респондентов.
Таблица 1.
Таблица половозрастного состава респондентов
Возраст |
Пол |
|||
7 лет |
8лет |
мальчики |
девочки |
|
Группа |
10 человек |
5человек |
6 человек |
9 человек |
Социодемографическая характеристика выборки представлена в таблице 2. и на рисунках 1.
Как видим из таблицы 1, детей характеризуют следующие показатели:
- по гендерному распределению группа характеризуется незначительным преобладанием девочек 9 против 6 мальчиков, что соответствует 60% и 40% долевого соотношения.
Социодемографическая характеристика испытуемой группы семей и детей представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Социодемографическая характеристика испытуемых испытуемой группы детей
№ |
Имя ребенка |
Пол |
Семейная ситуация |
Семейное положение |
1 |
Кирилл |
м |
Низкие родительские требования |
Полная семья |
2 |
Ирина |
ж |
Высокие родительские требования |
Полная семья |
3 |
Вадим |
м |
Низкие родительские требования |
Не полная семья |
4 |
Полина |
ж |
Высокие родительские требования |
Многодетная семья |
5 |
София |
ж |
Высокие родительские требования |
Полная семья |
6 |
Дима |
м |
Высокие родительские требования |
Многодетная семья |
7 |
Даша |
ж |
Низкие родительские требования |
Многодетная семья |
8 |
Женя |
ж |
Низкие родительские требования |
Полная семья |
9 |
Рома |
м |
Высокие родительские требования |
Полная семья |
10 |
Аня |
ж |
Низкие родительские требования |
Полная семья |
11 |
Сережа |
м |
Высокие родительские требования |
Не полная семья |
12 |
Алина |
ж |
Низкие родительские требования |
Многодетная семья |
13 |
Полина П. |
ж |
Низкие родительские требования |
Полная семья |
14 |
Вика |
ж |
Низкие родительские требования |
Многодетная семья |
15 |
Илья |
м |
Низкие родительские требования |
Полная семья |
Таким образом, можем представить следующие данные:
- семьи с высокими родительскими требованиями у 6 детей (40%
группы),
- чувствуют на себе низкие родительские требования в семье – 9 детей (60% группы);
- воспитываются в полных семьях 8 детей (53% группы),
- воспитываются в неполных семьях 2 ребенка (1% группы),
- воспитываются в многодетных семьях 5 детей (46% из группы).
Наглядно данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Социодемографическая характеристика группа, в %
На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы с детьми, участвующими в эксперименте был использован цикл диагностических методик, для определения уровня социализации младших школьников:
- Анкета для родителей (Приложение 1).
- Анкета для детей;
- Метод наблюдения;
- Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля;
- Методика «Незаконченные предложения»;
- Методика «Рисунок семьи» (А.И.Захарова).
Определяя характер проведения досуга, мы воспользовались таким методом, как наблюдение.
Наблюдение проводится в процессе свободной деятельности детей, в частности на переменах. Мы фиксировали при наблюдении все случаи, которые выделяли ребенка из общей массы, а именно доминирующее эмоциональное состояние на перемене, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения, особенности внимания (переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость и т. д.), умственную работоспособность, темп учебной деятельности и т.д.
Мы особо обращали внимание на нормативность и индивидуальные проявления (агрессивное либо тревожное поведение, гиперактивность, пассивность) поведения ребёнка, владением им навыками общения.
Определить сферу межличностных отношений нам помогла методика Рене Жиля. Цель данной методики заключается в исследовании социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.
Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности
ребенка.
Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.