Файл: Методы прогнозирования и планирования (Применение методов планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 690

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы реформы в России были эффективными и ее экономика вышла из кризиса, необходимо, прежде всего, изучить методы государственного регулирования социально-экономических процессов, с помощью которых можно проводить активную государственную экономическую политику. Его реализация предполагает «упорядочение, тщательное и гибкое, но в то же время настойчивое и целенаправленное регулирование государством экономических и социальных процессов в интересах большинства населения».

Особенно важны прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегий и тактик общественного развития.

Социально-экономическое прогнозирование основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов для определения параметров функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методы прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос экспертов и ученых.

Особую роль в современном менеджменте играет прогнозирование как прогнозирование результатов развития экономической структуры и долгосрочное планирование как система мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых результатов от установленных параметров.

Переход России к новой системе экономических отношений, а также ряд последних административных реформ требуют разработки принципиально новой государственной политики. В рамках которой должны применяться различные методы управления (новые или усовершенствованные), отвечающие современным требованиям и способствующие достижению высокого уровня социально-экономического развития страны в целом и ее отдельных территорий. В этих условиях особое значение приобретает такой инструмент управления, как прогнозирование.

Ранее прогнозирование представляло собой четкую централизованную систему, состоящую из иерархически подчиненных территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, характеризующийся активной регионализацией экономического и политического пространства, привел к тому, что упомянутая выше централизованная система прогнозирования перестала отвечать современным условиям и, как следствие, была полностью разрушена.


Цель работы: изучить процессы взаимосвязи прогнозирования и планирования в рыночной экономике России.

Задачи:

  • рассмотреть прогноз показателей социально-экономического развития России;
  • обобщить методы планирования и прогнозирования в экономике;
  • изучить применение методов планирования и прогнозирования на макроуровне.

Объектом исследования является рыночная экономика России.

Предметом исследования являются экономические отношения России.

Информационная база курсовой работы включает: статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическую печать, интернет-ресурсы.

Курсовая работа состоит изведения, трёх глав основного текста, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Прогноз показателей социально-экономического развития России

1.1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Прогноз разработан в составе трех основных вариантов – базового, «базового+» и целевого.

Основные варианты прогноза основаны на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мерах со стороны России на протяжении всего прогнозируемого периода, а также об отсутствии геополитических потрясений и экономических потрясений. Прогноз основан на гипотезе сохранения макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.

Прогноз разработан исходя из единой для всех вариантов гипотезы развития мировой экономики со среднегодовым темпом роста в 2018 году на уровне 2,9% и последующим ускорением роста до 3,3% в 2019 году и 3,6% – в 2020-2021 годах.[1]

Базовая версия рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.


Вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает радикального изменения модели экономического роста.

Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть марки «Юралс»: на уровне 41 доллара США за баррель в 2018 году и стабилизации на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти – почти на 21 млн. тонн к 2021 году по сравнению с 2018 годом при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 34,8% в ценах 2017 года.

В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом минимальные социальные обязательства государства предусмотрены. В этих условиях оборот розничной торговли также будет восстанавливаться умеренными темпами – до 1,8% в 2021 году. В условиях сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция снизится до 5,8% в 2018 году (в годовом исчислении), а по итогам 2019 года достигнет 4,0% и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода.[2]

К середине 2019 года ожидается стабилизация инвестиционной активности. В 2020 году рост инвестиций возобновится. Среднегодовой прирост инвестиций в 2020-2021 годах составит 1,3% и будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.

Чистый отток капитала увеличится с 18 млрд. долларов США в 2018 году до 25 млрд. долларов США к концу прогнозного периода.

Подходы к фискальной политике в целом консервативны и не отличаются вариантами прогноза. Федеральный бюджет, по данным Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2018-2021 годов во всех вариантах прогноза. Для финансирования дефицита потребуется использование бюджетных средств, привлечение внутренних и внешних заимствований, приватизация государственного имущества.

В 2018 году падение ВВП замедлится до 0,6%, и уже к концу года в экономике предполагается переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2019 году темп роста ВВП перейдет в положительную область и составит 0,6%, в 2020 году темп роста ВВП повысится до 1,7%, в 2021 году – до 2,1 процента.


Вариант «базовый+» рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть «Юралс» до 48 долларов США за баррель в 2019 году, 52 доллара США за баррель в 2020 году и 55 долларов США за баррель в 2021 году.

В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного повышения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос восстановится с ускорением роста доходов населения, а также за счет расширения потребительского кредитования. В 2021 году рост оборота розничной торговли увеличится до 3,5%, объема платных услуг населению – до 2,8%.

На фоне более активного восстановления потребительского спроса замедление инфляции будет умеренным: по итогам 2019 года инфляция снизится до 4,5%, а в 2020-2021 годах до 4,3% и 4,1% соответственно.

Чистый отток капитала из частного сектора будет сокращаться и к 2021 году составит 15 млрд. долларов США.[3]

На фоне роста цен на нефть, укрепления рубля и более благоприятной внешней конъюнктуры инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами. Среднегодовой прирост инвестиций в 2019-2021 гг. составит 2,9% в год при опережающем росте инвестиций в инфраструктурный сектор и частные инвестиции.

За счет более высокой цены на нефть в варианте «базовый+» величина нефтегазовых доходов федерального бюджета будет заметно выше, что позволит обеспечить достижение сбалансированного федерального бюджета.

Восстановление экономики в условиях варианта «базовый+» будет характеризоваться более высокими темпами: 1,1% – в 2019 году, 1,8% – в 2020 году, 2,4% – в 2021 году.

Целевой вариант ориентирован на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается, что в среднесрочной перспективе российская экономика выйдет на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при обеспечении макроэкономического равновесия. В результате, оборот розничной торговли после умеренного роста на 1,5-2,3% в 2019-2020 годах ускорится до 5,3% в 2021 году.

Инфляция достигнет уровня 3,9% по итогам 2020 года. В 2021 году инфляция сохранится на уровне 2020 года на фоне повышенного потребительского спроса.[4]

Внешние условия остаются на уровне варианта «базовый+», но для достижения плановых целевых параметров необходим переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание роста потребительских расходов в первые годы прогнозного периода и снижение различных видов издержек для бизнеса.


Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта превысят темпы роста экспорта в целом и составят в среднем 4,9% в 2019-2021 гг. в реальном выражении. Объем несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении будет ежегодно увеличиваться на 9 процентов. Доля инвестиционных товаров будет увеличиваться в структуре импорта, в то время как инвестиционный импорт будет расти более быстрыми темпами.

Постепенное восстановление экономики в прогнозном периоде будет способствовать улучшению делового климата, что проявится в сокращении чистого оттока капитала вплоть до его полного прекращения к 2021 году.

Новая экономическая модель предполагает активную инвестиционную политику. Создание инвестиционных ресурсов и условий для трансформации сбережений в инвестиции, повышение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведет к более высокому росту инвестиций в основной капитал в 2019-2021 годах в среднем до 5,2% в год, при более быстром росте частных инвестиций и инвестиций в промышленность, инфраструктуру и другие отрасли экономики.

Начиная с 2019 года, при условии постепенного снижения процентных ставок, что положительно скажется на кредитовании бизнеса, с учетом реализации и начала реализации новых крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП достигнут 4,4% в 2021 году, что на 2,3 п. п. выше по сравнению с базовым вариантом.

Темпы роста ВВП увеличиваются в 2019 году до 1,8%, в 2020 году – до 3 процентов.

Для достижения целевых параметров социально-экономического развития необходимы существенные структурные изменения в рамках бюджетной политики, что предполагает, наряду с оптимизацией и эффективностью, рост производственных расходов, обеспечение макроэкономической эффективности бюджетных расходов.

Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров федерального бюджета на 2018 год.

1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации