Файл: Методы прогнозирования и планирования (Применение методов планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 697

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегическое планирование имеет следующие характеристики:

адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта;

устремленность в среднесрочную и долгосрочную перспективы (на период более одного года);

ориентация на решение определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание;

увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения.

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется тем положением, которое планирование занимает в системе управления.

Поскольку планирование является органически неразрывным структурным элементом управления, его важнейшей функцией, вполне обоснованно говорить о том, что планирование является центральным звеном в системе управления любой экономической системы.

В стратегическом планировании на макроуровне цели и задачи содержатся в Концепции социально-экономического развития страны. Концепция представляет собой общую идею прогнозов, проектов стратегических программ и планов, выраженную в формулировании глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы на плановый период и определении наиболее важных путей, форм и методов их достижения.[12]

Тактическое планирование – предполагает выбор тактических целей и средств их достижения в рамках известной стратегии и идеала.

Оперативное планирование – предполагает выбор средств достижения целей, которые намечены.

Нормативное планирование – характеризуется наибольшей свободой при планировании деятельности.

Целевые программы являются важным элементом планирования.

Комплексные целевые программы на федеральном уровне разрабатываются как программы, имеющие важное значение для решения задач развития национальной экономики.

Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением крупных задач. Она включает в себя выделение целей, приоритетов, формирование целевых показателей, выраженных в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мероприятий по реализации поставленных целей и др.

Приводятся цели и задачи планируемой работы, система плановых документов, разрабатываемых исполнительной властью, назначение и общая характеристика структурных элементов, входящих в эту систему.

Закон описывает механизм реализации целей социально-экономического развития страны, то есть глубокое и всестороннее обоснование стратегических решений по глобальным проблемам национальной экономики; системную концентрацию ресурсов, необходимых для решения важнейших задач долгосрочного развития; координацию и своевременность выполнения задач всего цикла работ по реализации программы; координацию деятельности хозяйствующих субъектов, субъектов Федерации и центральных органов власти в решении поставленных задач.


Государственные программы формируются на основе прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности возможно привлечение предприятий, населения, иностранных инвесторов. Материально-техническое обеспечение программ осуществляется за счет поставок для нужд государства по типу государственного заказа через систему государственных контрактов, органы которых закупают продукцию, прогнозируют тенденции потребностей.

2.3. Программно-целевой метод как взаимосвязь планирования и прогнозирования в российской экономике

Программно-целевое планирование – один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-то конкретных целей. Но в данном случае в основе процесса планирования лежит определение и постановка целей и только после этого выбираются пути их достижения.

Сущность ПЦМ заключается в выборе основных целей социально-экономического и научно-технического развития, разработке взаимосвязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом их эффективного использования. Т. е. программно-целевое планирование строится по логической схеме «цели-пути-пути-средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, затем намечаются пути их реализации, а затем более детальные пути и средства. В итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а подготовка конкретной программы для достижения желаемых результатов. То есть программно-целевой метод планирования является «активным», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что отличает его от большинства других методов.[13]

Программно-целевой метод затрат, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых проблем, а, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.


По сравнению с другими методами, ПЦМ является относительно новым. Он получил широкое применение только в последние годы, хотя был известен уже давно и впервые был использован при разработке плана Государственной комиссии по электрификации России. ПЦМ тесно связан с нормативными, балансовыми и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей на основе целей экономического развития в дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетного планирования.

ПЦМ используется при разработке целевых комплексных программ, которые представляют собой документ, отражающий цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационных, экономических, социальных и других задач и мероприятий, связанных между собой ресурсами, исполнителями и сроками реализации.[14]

Программно-целевое планирование может применяться на различных организационных уровнях: микроэкономическом – по отношению к отдельной организации, и макроэкономическом – по отношению к экономике страны в целом. В каждом из этих случаев имеет место специфическое Применение рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа предприятия, в которой формулируются цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Поскольку условия окружающей среды постоянно меняются, программу предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с текущим состоянием рынка. В то же время, краткосрочные программы развития компании являются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей компании и программы действий является задачей руководителя организации, главного исполнительного директора. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. Выделяются следующие шаги.

1. Разработка общих целей.

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени.

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.[15]

На практике доказано, что использование программно-целевого планирования в организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.


Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Данный метод предполагает разработку плана исходя из целей экономического развития в дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения.

Программно-целевое планирование также сталкивается с более конкретными задачами, такими как непосредственное воздействие на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых территорий, восстановление экономики депрессивных территорий, разрешение острых эколого-экономических ситуаций и др.).

Программно-целевой метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, поскольку они содержат реальные предложения по воздействию на экономику страны. Более конкретными документами планирования являются интегрированные целевые программы.[16]

Таким образом, рассмотрев значимость программно-целевого метода, можно сделать вывод, что программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое планирование исходит из ориентации ресурсов на достижение социально значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности бюджетных фондов.

Раздел 3. Применение методов планирования и прогнозирования на макроуровне

3.1. Модель планирования на макроуровне


Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие отлаженной модели планирования на макроуровне и системы органов, осуществляющих практическую деятельность в этих сферах. Такая модель уже создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Законодательные органы Российской Федерации в лице Государственной Думы и Совета Федерации обеспечивают правовую основу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет – ядро национальной системы планирования.

Исполнительная власть – правительство Российской Федерации в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизни общества.

К системе рабочих органов правительства Российской Федерации, непосредственно участвующих в регулировании экономики и плановой работе, относятся, прежде всего:

а) министерства экономики, финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, труда и социального развития, общего и профессионального образования, транспорта;

б) государственные комитеты РФ по связи и информатизации, жилищной и строительной политике, по государственным резервам, по охране окружающей среды, стандартизации, метрологии и сертификации.

Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономики РФ. Его задачи и функции, содержание и порядок работы определяются Положением о данном министерстве, утвержденном постановлением Правительства РФ № 844 от 26 августа 1995 г. По мере необходимости Положение о Министерстве экономики РФ уточняется, дополняется правительством страны.

Министерство экономики Российской Федерации имеет следующий статус: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий единую государственную социально-экономическую политику. Его основная задача-выявление путей и разработка методов эффективного экономического развития, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

Функция разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики предполагает непосредственное участие Министерства экономики Российской Федерации в формировании и обосновании социально-экономической политики государства, определении приоритетных направлений экономического развития, государственной структурной политики, государственной инвестиционной инновационной политики и мер стимулирования инвестиционной активности.