Файл: Методы прогнозирования и планирования (Применение методов планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 693

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержанием функции организации и реализации различных аспектов внутренней политики государства является активная деятельность Министерства экономики Российской Федерации в направлении обеспечения решения задач экономической, социальной, структурной, инвестиционной, инновационной, региональной и экологической политики.

Правительство РФ предоставило Минэкономики право:

  • в соответствии с действующим законодательством согласовывать, утверждать и регистрировать цены и тарифы на определенные виды продукции, работ и услуг;
  • формировать в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд, в том числе государственного резервирования основных видов материально-технических ресурсов для нужд обороны и безопасности страны, государственного материального резерва и резерва Правительства Российской Федерации;
  • осуществлять лицензирование деятельности лизинговых компаний;
  • определять в пределах средств, выделяемых Министерству на научные исследования, перечень наиболее значимых публикаций в области экономики, привлекать в установленном порядке к разработке вопросов, входящих в его компетенцию, каждое научное учреждение и отдельных ученых, специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов на эти цели.

Для выполнения своих задач и функций Министерство экономики Российской Федерации имеет центральный аппарат, в структуре которого наряду с другими департаментами (обеспечивающими работу министерства) имеется 45 департаментов, занимающихся основными вопросами деятельности Министерства. Помимо центрального аппарата, Министерство экономики имеет свои представительства в экономических регионах страны.

Свою работу в области стратегического планирования Министерство экономики РФ осуществляет, руководствуясь Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», подписанным Президентом страны 20 июля 1995 года, а также выполняя соответствующие распоряжения Правительства РФ.

Настоящий Федеральный закон четко очерчивает цели и задачи планируемой работы на федеральном уровне, определяет систему органов исполнительной власти, разрабатывает плановые документы, обеспечивает целевое назначение и общую характеристику включенных структурных элементов, а также механизм реализации содержащихся в них установок экономического и социального развития страны.


Основной целью плановых документов на федеральном уровне является обеспечение деятельности правительства, его рабочих органов, органов власти субъектов Федерации, граждан и их объединений: во-первых, системой научно обоснованных представлений о возможных направлениях социально-экономического развития общества на основе законов рыночной экономики; во-вторых, системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, путях их достижения; в-третьих, комплексная система целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мер, которые должны быть реализованы в планируемый период.

Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки.

а) долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;

б) концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

в) федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач, различного временного горизонта.

В соответствии с российским законодательством все указанные документы планирования подлежат опубликованию.

Задача стратегического планирования отслеживать условия, при которых постановка задачи фиксируется во времени в неизменном виде, является ключевой в аспекте рыночных отношений. Очень важно выбрать исходный принцип моделирования текущей ситуации, исходя из вероятностных характеристик явлений в рамках изменяющейся экономической реальности. Особенно это касается создания программ углубления экономических реформ.

Совершенствование реформаторского процесса в России связано с последовательным сочетанием реформаторских действий в единой плоскости экономических преобразований. Реализация макроэкономических программ углубления экономических реформ в Российской Федерации в связи с этим сталкивается с трудностями приведения условий организации процесса планирования исследований к условиям, в которых формируется масштаб отслеживания изучаемых макроэкономических явлений.

Возможная в перспективе социально-экономическая ситуация в стране раскрывается через систему количественных и качественных показателей, характеризующих макроэкономическую ситуацию в целом, социально-экономическую структуру общества, технологическое развитие, внешнеэкономическую деятельность, динамику производства и потребления, изменения уровня и качества жизни населения, состояние окружающей среды, системы образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.


На основе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития, проводятся специальные расчеты и составляются среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке.

Ежегодно разрабатываются краткосрочные прогнозы социально-экономического развития страны.

В Российской Федерации принято распоряжение, согласно которому президент страны после вступления в должность обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором есть специальный раздел, раскрывающий основное содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Рабочим документом, используемым Правительством Российской Федерации в процессе государственного регулирования социально-экономических процессов, является программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Он основан на положениях, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации. Программа должна состоять из следующих десяти разделов:

I. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации.

II. Концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

III. Макроэкономическая политика.

IV. Институциональные преобразования.

V. Инвестиционная и структурная политика.

VI. Аграрная политика.

VII. Экологическая политика.

VIII. Социальная политика.

IX. Региональная экономическая политика.

X. Внешнеэкономическая политика.

Рабочие органы Правительства Российской Федерации – Министерство экономики с участием заинтересованных ведомств и субъектов Федерации-привлекаются для решения актуальных задач стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества. Каждая такая программа имеет свой паспорт, в котором отражены следующие пункты:

1. Наименование программы.

2. Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта).

3. Государственный заказчик, директор Программы.

4. Основные разработчики Программы.

5. Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели.

6. Сроки реализации Программы (подпрограмм).

7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий.

8. Исполнители подпрограмм и основных мероприятий.


9. Объемы и источники финансирования.

10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

11. Система организации контроля за исполнением программы.

Как правило, в любой федеральной программе описывается: содержание проблемы и пути ее решения на основе использования программно-целевого подхода; цели и задачи программы; основные пути решения поставленных задач; источники и объемы финансирования программы; механизмы реализации программы; оценка эффективности программы; управление программой и контроль за ее реализацией.

В процессе разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве отдельного раздела выделяется проектирование развития государственного сектора. Они включают показатели его функционирования и развития, поступления и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку эффективности использования федерального имущества и долей участия, программу повышения эффективности использования федерального имущества.

Плановые документы и материалы, подготовленные Правительством Российской Федерации, представляются на обсуждение в Государственную Думу, которая самостоятельно устанавливает порядок их рассмотрения. Одновременно с проектом федерального бюджета в Государственную Думу вносится:

  • итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;
  • перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
  • перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Оперативный мониторинг за достоверностью прогнозов, ходом реализации концепции, Федеральной целевой программы и федеральных целевых комплексных программ осуществляет Правительство РФ и его рабочие органы.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Правительство Российской Федерации ежегодно дает указание экономике Российской Федерации подготовить совместно с другими рабочими органами плановые документы и материалы, необходимые для регулирования развития национальной экономики на следующий год.


Принципиально важным является то, что Министерство финансов Российской Федерации организует разработку основных прогнозов расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу совместно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и консолидированного финансового баланса Российской Федерации.

3.2. Стратегические компетенции развития

Основой конкурентоспособности любой национальной экономики является не продукт или услуга, а их правильное позиционирование в отдельном сегменте рынка, т. е. стратегическая ориентация экономик отдельных государств, интеграционных групп.

Экономический кризис обнажил глубокие недостатки в экономике многих государств, которые и без того находятся под давлением глобализации, нехватки ресурсов и старения населения. Поэтому многие развитые и развивающиеся страны мировой экономики начали формировать стратегии долгосрочного (стратегического) развития своих экономик.[17]

Согласно программе стратегического развития Европы, ее экономика должна основываться на знаниях и принципах устойчивого развития, что означает достижение устойчивых темпов роста, создание большого количества новых рабочих мест и обеспечение достойного уровня жизни для всех групп населения.

Помимо функциональной части, которая базируется на двух китах, таких как стимулирование потребительского доверия и расширение спроса, укрепление конкурентных позиций Европейского Союза, документ содержит основы корпоративной культуры Европейского Союза. В нем Европейский союз представлен как единый организм с целостной культурой и неделимыми целями развития. Один из тезисов этой программы: «мы утонем или выплывем вместе».

С точки зрения укрепления конкурентных позиций Европейского Союза была разработана интеллектуальная инвестиционная стратегия, включающая инвестиции в повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие чистых технологий, а также научно-исследовательской инфраструктуры с целью повышения эффективности НИОКР. В программах четко прослеживаются задачи сближения государств-членов, координации их действий в экономической и других сферах, т. е. формирования общей корпоративной культуры на глобальном интеграционном уровне.