Файл: Методы прогнозирования и планирования (Применение методов планирования и прогнозирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 695

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К 2021 году необходимо создать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна достичь стабильного роста на основе ускоренного роста частных инвестиций с использованием современных технологических решений и механизмов стратегического планирования.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[5] до конца 2020 года будет завершен этап формирования системы документов стратегического планирования в рамках единого цикла стратегического планирования Российской Федерации.

Будет проведен комплекс научно-методических исследований и организационных мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического планирования, оптимизации системы отчетности федеральных органов исполнительной власти о выполнении документов стратегического планирования и эффективности реализуемых мер государственного регулирования в сфере социально-экономического развития.

В основе социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2019-2021 годы) лежат приоритеты, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.[6]

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  • повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;
  • рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • импортозамещение;
  • повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • повышение качества функционирования институтов государственной власти;
  • развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В условиях повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды в 2019-2021 годах особое внимание будет уделено новым инициативам бизнес-сообщества, усилиям правоохранительных органов и доведению информации о результатах реализации «дорожных карт» до представителей бизнеса.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.


Рост доли производительных расходов в структуре бюджета бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечиваться за счет использования механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне бюджетной консолидации, которая предполагает, прежде всего, меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающие существенных макроэкономических эффектов.

На сохранение стабильности налоговых условий направлена реализация Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,[7] который предусматривает установление 3-летних «надзорных каникул» в отношении плановых проверок предприятий, не имевших серьезных нарушений установленных требований к ведению предпринимательской деятельности в течение трех лет.

В рамках процесса импортозамещения, начиная с 2019 года, будут реализованы меры по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам.[8]

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

  • сохранение в 2019 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
  • строительство в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, включая 92 детских дошкольных учреждения и 44 общеобразовательных школы;
  • создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2020 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) превысит индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентных пункта.

В сфере образования для повышения общественного престижа рабочих профессий и среднего профессионального образования проводятся региональные, республиканские и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства, всероссийские олимпиады и конкурсы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.

Утверждена Программа содействия в создании в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы, установлены равные условия доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей. Кроме того, создана сеть ресурсных учебно-методических центров по подготовке инвалидов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.


В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2020 года являются:

  • обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно-обоснованного анализа;
  • разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения);
  • принятие «дорожной карты» развития центров ядерной медицины и диагностики.

В сфере повышения квалификации в ближайшие два года в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда будет продолжена работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем актуализации требований к компетенциям и квалификации работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня. В условиях развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по ликвидации «цифрового разрыва» путем развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запуска цифрового вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2019-2020 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и продвижение экспорта программного обеспечения.[9]

В 2020 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

С точки зрения повышения качества функционирования органов государственной власти важной целью структурных социально-экономических реформ является повышение качества государственного управления. Для достижения этой цели планируется внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Актуальными остаются задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствования механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. В то же время в 2019-2020 годах будет продолжена политика последовательного сокращения государственного сектора экономики.


Проанализировав социально-экономическое развитие Российской Федерации, обратимся к методам планирования и прогнозирования в экономике страны.

Глава 2. Методы планирования и прогнозирования

2.1. Методы прогнозирования

Методы прогнозирования – совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных по исследуемому объекту выносить суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Одной из важнейших особенностей методов прогнозирования является степень формализации, которая в полной мере охватывает методы прогнозирования.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Формализованные методы прогнозирования используют математическое описание выявленных закономерностей в развитии объекта для получения прогноза. Интуитивные методы прогнозирования применяются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются экспертные оценки.[10]

Интуитивные и формализованные методы схожи по составу с экспертными и фактологическими методами. Фактологические методы основаны на фактической имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные методы основаны на информации, полученной по оценкам экспертов.

По оценкам отечественных и зарубежных ученых, в настоящее время существует более ста методов прогнозирования, но на практике регулярно используется несколько десятков основных методов, которые сгруппированы следующим образом:

1. Эспертные (интуитивные) методы:

  • индивидуальные экспертные оценки;
  • коллективные экспертные оценки.

2. Фактографические (формализованные) методы:

  • методы прогнозной экстраполяции (статистические);
  • системно-структурные методы и модели;
  • ассоциативные методы;
  • методы опережающей информации;
  • математические методы и модели.

В практике прогнозирования экономических процессов преобладают статистические методы (методы прогнозной экстраполяции), к которым относятся:


  • метод скользящих средних;
  • метод экспоненциального сглаживания;
  • метод экстраполяции трендов;
  • авторегрессионные модели;
  • вероятностное моделирование.

Применение вышеуказанных методов обусловлено главным образом тем, что статистические методы опираются на аппарат анализа, развитие и практика которого имеют достаточно длительную историю.

Процесс прогнозирования, основанный на статистических методах, делится на два этапа.

Первым шагом является обобщение данных, собранных за определенный период времени, и создание модели процесса на основе этого обобщения. Модель описывается как аналитически выраженный тренд развития (экстраполяция тренда) или как функциональная зависимость от одного или нескольких факторов-аргументов (уравнение регрессии). Построение модели процесса прогнозирования, какую бы форму она ни имела, обязательно включает в себя выбор формы уравнения, описывающего динамику и взаимосвязь явлений, и оценку его параметров с помощью конкретного метода.

Второй этап – непосредственно прогноз. На этом этапе на основе найденных закономерностей определяется ожидаемое значение прогнозируемого показателя. Полученные результаты нельзя считать окончательными, так как их оценка и использование должны учитывать факторы, условия и ограничения, которые не были задействованы при описании и построении модели. Их корректировка должна осуществляться в соответствии с ожидаемым изменением обстоятельств их образования.[11]

Особое место в классификации методов прогнозирования занимают комбинированные методы, сочетающие в себе различные методы прогнозирования. Применение комбинированных методов особенно актуально для сложных социально-экономических систем, когда различные комбинации методов прогнозирования могут быть использованы при разработке прогноза показателей каждого элемента системы. Многообразием комбинированных методов можно считать эконометрическое моделирование.

Практическое применение метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, сложность и структура системы, доступность исходной информации и др.

2.2. Методы стратегического планирования на макроуровне

Стратегическое планирование – это особый вид плановой работы, заключающийся в разработке стратегических решений (в виде прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих формирование таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.