Файл: Методы прогнозирования и планирования (Применение методов планирования и прогнозирования).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Прогноз показателей социально-экономического развития России
1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации
Глава 2. Методы планирования и прогнозирования
2.2. Методы стратегического планирования на макроуровне
2.3. Программно-целевой метод как взаимосвязь планирования и прогнозирования в российской экономике
Раздел 3. Применение методов планирования и прогнозирования на макроуровне
В 2010 году Еврокомиссия разработала новый документ по стратегическому развитию региона «Европа 2020», согласно которому есть пять основных направлений деятельности, которыми должны руководствоваться европейские государства: занятость, исследования и инновации, изменение климата и энергетика, образование и борьба с бедностью. Стратегия направлена на развитие низкоуглеродной промышленности, инвестиции в разработку новых продуктов, цифровую экономику и модернизацию образования и профессиональной подготовки.
В этой связи ЕС преследует следующие основные цели:
- 75% населения в возрасте от 20 до 64 лет должно быть трудоустроено;
- 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки;
- цели энергетической политики и политики по поводу изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды) должны быть достигнуты;
- доля учеников, бросивших школы, не должна превышать10%; не менее 40% молодежи должно иметь высшее образование;
- число людей, находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, должно быть сокращено на 20 млн.
В соответствии с концепцией стратегического управления в России также разработана Концепция долгосрочного развития – «Стратегия 2020».
Согласно этой концепции существует три варианта Стратегии инновационного развития страны:
- возможен вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, обрекающий Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе – и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай;
- вариант догоняющего развития и местной технологической конкурентоспособности, ориентированный не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок;
- достижение лидерства в ведущих научно-технических отраслях и фундаментальных исследованиях, что характеризуется значительными усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, ориентацией на прорывные научно-технические направления.[18]
Этот вариант характеризуется резким повышением спроса на новые научные и инженерные кадры и предполагает формирование единой национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Этот путь, более привлекательный как с экономической, так и с политической точки зрения одновременно, является более затратным, так как предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок, прежде всего, фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации полученных перспективных результатов, активный поиск и создание новых рынков, ниш и сегментов в рамках существующих рынков, наконец, поддержку выхода российских компаний.
Для страны с большой экономикой, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой выбор политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов.
Для России в современных условиях оптимальна смешанная стратегия с элементами стратегии лидерства в отдельных сегментах, которые имеют (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но реализация догоняющих стратегий в большинстве отраслей экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерно-конструкторского потенциала.
В настоящее время основные показатели российской экономики, такие как уровень инновационной активности, себестоимость единицы продукции, НИОКР, отдача от внедрения инновационных технологий, способность компаний заимствовать и адаптировать технологии, говорят о том, что адаптация предприятий к экономическим условиям очень сложна, внешняя среда недружественна, степень неопределенности высока.
Такая стратегия не является, по сути, инновационной – это стратегия догоняющего развития. Этот тип глобальной стратегии был использован многими новыми промышленными странами, такими как Япония, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Китай. Однако Россия пытается использовать эту стратегию в то время, когда большинство стран вступило в эпоху постиндустриального общества, а технологическая мощь, хотя и важна, не является основой социального благополучия.[19]
Таким образом, для России догонять путь развития означает массовое заимствование обычных для мирового рынка, но передовых по российским меркам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.
3.3. Прогноз развития сектора экономики
Стратегия развития отраслей экономики представляет собой систему целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам реализации и ресурсам, обеспечивающих эффективное решение системной социально-экономической проблемы.
В зависимости от динамики цен на нефть и влияния мер бюджетной и денежно-кредитной политики рассматриваются три сценария развития экономики.
Сценарий 1 (консервативный, на грани стагнации). Цена на нефть в 2018-2020 годах находится на относительно стабильных уровнях 50-55 долларов за баррель. Сценарий предполагает достаточно жесткую фискальную и монетарную политику. В целях обеспечения лучшей сбалансированности бюджета планируется существенно ограничить размеры индексации пенсий и зарплат в бюджетной сфере. В то же время для поддержания доходов населения и энергоемких предприятий данный сценарий позволяет ограничить рост тарифов компаний инфраструктурного сектора до уровня ниже инфляции. В этих условиях рост ВВП в 2018 году оценивается в 0,7-1% и только в 2019-2020 годах возможен восстановительный рост на уровне 2,5-2,7%.
Сценарий 2 (консервативный, с оживлением нефтяного рынка). При таком сценарии ожидается более благоприятная динамика мировых цен на нефть (55-60-70 долларов за баррель), что позволит увеличить доходы бюджета и увеличить валютные резервы. Бюджетная политика в целом соответствует параметрам основных направлений бюджетной политики (далее ОНБП) и благодаря дополнительным 8 нефтегазовым доходам в 2019 году федеральный бюджет может быть сокращен до профицита. Рост ВВП в 2018 году составит 1,3-1,6%, а в 2019-2020 годах стимулирующая динамика цен на нефть позволит выйти на рост ВВП в диапазоне 2,8-3,3%.
Сценарий 3 (умеренно оптимистичный из-за стимулирующей денежно-кредитной и фискальной политики). Динамика цен на нефть соответствует сценарию 2, при этом сценарий отражает потенциальный эффект дополнительных мер денежно-кредитного и фискального стимулирования. В целях поддержания внутреннего спроса и относительного повышения заработной платы целевых групп государственных служащих предполагается, что заработная плата в государственном секторе будет индексироваться как минимум до уровня инфляции. Пенсии индексируются в соответствии с действующим законодательством.
В целях стимулирования долгосрочного роста ожидается дополнительное финансирование здравоохранения, образования, науки, инфраструктурных проектов, промышленной и сельскохозяйственной политики. Для этих целей предусмотрены дополнительные инвестиции из Фонда национального благосостояния (до 1/3 размера фонда) и дополнительные бюджетные расходы в рамках государственных программ.
Данный сценарий также основан на относительно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на повышение доступности кредитных ресурсов и стимулирование инвестиций, в том числе за счет расширения использования Банком России специальных кредитных инструментов. Если более высокие цены на нефть позволят увеличить темпы роста ВВП на 0,6-0,8%, то реализация дополнительных стимулирующих мер в условиях значительного недоиспользования мощностей потенциально может увеличить темпы роста ВВП в 2018 году до 3%, а в среднесрочной перспективе до 4% и выше без существенных инфляционных последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, а также систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
Прогнозирование является важнейшим инструментом принятия стратегических управленческих решений на основе анализа системы показателей: качественных (их часто называют бенчмарками) и количественных (задачами). Основной задачей стратегического планирования является определение путей и методов достижения поставленных целей.
Если упоминается прогнозирование, то оно является частью функции планирования. Хотя это и не совсем верно, но, тем не менее, прогнозирование и планирование взаимосвязаны. Более того, в рыночных условиях планирование без прогнозирования неэффективно.
Планирование является директивным (план должен быть выполнен). Прогнозирование носит информационный (консультативный) характер.
Чаще всего объектом прогнозирования является совокупность организации и внешней среды. Объектом планирования является только деятельность организации. Естественно, не имеет большого смысла планировать деятельность конкурентов, органов государственной власти, потребителей, поскольку руководство организации не имеет возможности непосредственно контролировать их действия.
Прогнозирование может осуществляться на более длительный период, чем планирование. Планирование на предприятии осуществляется на год. В случае, когда на предприятии реализовано стратегическое планирование, дополнительно разрабатывается план на несколько лет. Планирование на более длительный период нецелесообразно. Прогнозный период не ограничен.
Прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован. Цель прогноза – дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем. Зачастую достаточно нескольких ключевых показателей. План разрабатывается по кварталам или месяцам, в разрезе структурных подразделений, в разрезе статей расходов, по видам продукции, с выделением ответственных за выполнение и т. д.
Из приведенных выше различий между прогнозированием и планированием, становится ясно, что это два разных процесса.
Прогнозирование осуществляется на этапе анализа внешней среды, до разработки плана. Прогнозы помогают реализовать правильные цели и задачи, выработать правильную стратегию. В этом случае, прогнозирование становится элементом планирования.
Прогнозирование осуществляется на этапе реализации планов с целью оценки возможных результатов и их отклонений от плановых значений с целью организации дополнительных контрольных мероприятий по устранению нежелательных отклонений. Такой прогноз называется оперативным. В этом случае прогнозирование становится элементом управления.
Итак, прогнозирование является важной функцией управления, тесно связанной, во-первых, с планированием, а во-вторых – с контролем. Прогнозирование не тождественно планированию, так как оно носит информационный характер, а объектом прогнозирования может быть как внутренняя, так и внешняя среда или их совокупность. Кроме того, чаще всего прогнозирование менее детализировано и осуществляется на более длительный период, чем планирование.
БИБЛИОГРАФИЯ
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.
- Багриновский, К. А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: учеб. пособие/ К. А. Багриновский, В. А. Рубцов. − М.: Изд-во РУДН, 2019. – 285 с.
- Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 286 с.
- Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2019. – 347 с.
- Василевский А.И. Экономика. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 256 с.
- Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2019. – 324 с.
- Герасенко В.П. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие. – Минск: Новое знание, 2019. – 321 с.
- Герасенко В.П. Прогностические методы управления рыночной экономикой. − Гомель: Альтаир, 2018. – 289 с.
- Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 376 с.
- Жахов Н. В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. – 2015. – №2. Т.1. – С. 109-112.
- Инновационная Россия-2020 (стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.). – М., 2014. – 124 с.
- Кривина М. Р. Модели смешанной экономики // Аль-Пари. – 2014. – № 6. – С. 12-26.
- Логвинов С.А., Павлова Е.Г., Дрогобыцкая К.С. Стратегическое планирование. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2016. – 241 с.
- Математические основы экономического прогнозирования: учебное пособие / Карасев П.А. – М.: Палеотип, 2013. – 132 с.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/2016241101.
- Прогнозирование и планирование экономики: учебная программа курса для экономических специальностей высших учебных заведений. – М., 2019. – 147 с.
- Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова [и др.]; под общ. ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. – Мн.: Современная школа, 2019. – 521 с.
- Пронин Л. Д. Перспективы смешанной экономики // Саясат. – 2014. – № 2. – С. 2-24.
- Стратегическое планирование: учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. – СПб.: Знание, 2014. – 285 с.
- Ширяев В.И., Ширяев Е.В. Принятие решений: Прогнозирование в глобальных системах: Учеб. пособие. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. – 176 с.
- Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю.Н. Иванова. − М.: ИНФРА-М, 2013. – 480 с.
- Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие, 2-е изд., испр. / Бутакова М.М. – М.: КноРус, 2010. – 167 с.