Файл: Роль мотивации в поведении организации (на примере Стоматологической клиники «Элит-Стом»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, можно сделать вывод, что модели мотивирования работников как зарубежных стран так в России разные. В некоторых вопросах они схожи, в чем-то различаются. Но, учитывая рассмотренные аспекты мотивации трудовой деятельности в данной главе, можно сделать вывод, что в любой стране мира, на любом предприятии вопросы мотивирования трудовой деятельности актуальны. Однако не все четко понимают методы мотивирования, не пытаются разобраться в специфике. В следующей главе анализируется опыт управления мотивацией на примере Стоматологической клиники «Элит-Стом».

Глава 2. Анализ системы мотивации труда в Стоматологической клинике «Элит-Стом»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия

Стоматологическая клиника «Элит-Стом» является медицинским коммерческим учреждением, специализирующееся в области стоматологии.

Место нахождения: г. Курск, ул. Ленина, д.60,

Номенклатура основных видов деятельности:

  • доврачебная помощь (рентгенология, диагностика, сестринское дело, стоматология стратегическая);
  • амбулаторно-поликлиническая помощь – лечение и протезирование детей и взрослых в полном объеме, эстетическая реставрация, эндодонтическое лечение, пародонтология, отбеливание зубов, профессиональная гигиена полости рта, удаление и имплантация зубов, прием по полисам добровольного медицинского страхования.

На сегодня в «Элит-Стом» представлен весь спектр стоматологических услуг – это терапевтические и ортопедические кабинеты, хирургическая служба, детский кабинет, где прием ведут детские стоматологи и врач ортодонт, рентген – кабинет, централизованное стерилизационное отделение, а также в «Элит-Стом» пациентам проводят физиолечение.

Организационная структура Стоматологической клиники «Элит-Стом» – линейно-функциональная (рис. 2.1). В структуру входят линейные подразделения, в которых сосредоточены функции, полномочия и ответственность за управление конкретными звеньями, и функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности.


Руководители

Главный врач

Главная

мед.сестра

Врачи стоматологи:

Средний

мед.персонал

младший

мед.персонал

- терапевты (детские,

взрослые); ортодонт, ортопеды, хирург.

Рисунок 2.1 – Организационная структура Стоматологической клиники «Элит-Стом»

Стоматологическая клиника «Элит-Стом» является юридическим лицом. Предприятие относится к частной собственности. Стоматологическая клиника «Элит-Стом» создана учредителями, которым и принадлежит данная стоматология.

Для управления организацией назначен директор для которого характерен смешанный стиль управления персоналом – авторитарно- демократический.

Директор использует следующие черты этих стилей – интересуется мнением работников, при принятии решения и снисходительно относятся к ним, но поступает в большинстве случаев по-своему, особого страха перед начальством работники не испытывают. Директор властный и настойчивый, много времени проводит в стоматологии, без руководства стоматология никогда не остается даже на один день. Если кому-то из руководителей необходимо отлучиться, все вопросы решают оставшиеся на месте руководители. Один из директоров по совместительству является главным врачом поликлиники. Финансовой частью заведует бухгалтер, который по совместительству специалист по кадрам.

При управлении персоналом руководители придерживаются либерально-демократического стиля. Это особенно выражается в отношениях с подчиненными. Управление реализуется на трех уровнях:

  • высшем уровне (главный врач, юрист и бухгалтер). Деятельность связана с обеспечением целей и реализацией стратегии развития организации;
  • среднем, производственном уровне (главная медсестра и стоматологи). Решаются задачи координации работы низших подразделений и осуществляется производственный процесс;
  • низшем, техническом уровне (медсестры, изготовители коронок и зубных протезов и обслуживающий персонал). Должностные обязанности связаны с обслуживанием рабочих мест и подготовкой материалов для работы стоматологов.

Миссия организации заключается в оказании квалифицированной стоматологической медицинской помощи населению и получение за свои услуги прибыли.

Анализ внутренней среды предприятия. Миссия организации заключается в оказании квалифицированной стоматологической медицинской помощи населению и получение за свои услуги прибыли.


Стратегическими целями является повышение прибыли на 10 % в течение 5 лет.

Тактические цели (в течение двух лет) подразделяются на:

  • технологические – выйти на первое место в регионе по обращаемости в стоматологию;
  • квалификационные – повысить уровень квалификации персонала;
  • социальные – повысить привлекательность стоматологии для пациентов;
  • экономические – снизить расходы.

Оперативными целями (в течение одного года) являются:

  • снижение текучести персонала на 20%;
  • повышение качества услуг за счет введения новых технологий, усовершенствования оборудования;
  • направить стоматологов на обучение новым технологиям в лечении и протезировании зубов, проводить аттестацию работников один раз в год;
  • введение дополнительных льгот и гарантий для пациентов;
  • применить в стоматологии бережливое производство. Основными задачами поликлиники являются:
  • оказание доврачебной помощи: рентгенология, сестринское дело, стоматология, стоматология стратегическая;
  • оказание амбулаторно-поликлинической помощи: стоматология терапевтическая, детская стоматология, стоматология ортопедическая, стоматология хирургическая.

Анализ внешней среды предприятия. Под внешней средой предприятия понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Анализ структуры персонала. Штат сотрудников организации

составляет 60 чел. Большая часть из них стоматологи – 24 чел., 14 чел. медицинских сестер, 1 главный врач, 1 юрист, 1 бухгалтер, 19 чел. – обслуживающий персонал.

Высшее образование имеют 23 работника (13,8%), среднее специальное

  • 35 чел. (21%) и среднее – 2 (1,2%) работника.

По возрастному составу персонал представлен следующим состав сотрудников Стоматологической клиники «Элит-Стом» в табл. 2.1.

Таблица 2.1 – Состав работников по возрастному составу

Возрастной состав

работников, лет

Численность работников

Удельный вес, %

Отклонение

2016 год

2017 год

2016 год

2017 год

– до 30

14

16

24,2

26,6

2

– от 31 до 35

3

4

5,2

6,6

1

–от 36 до 45

28

28

48,2

46,6

0

– от 46 до 50

7

7

12

11,6

0

– старше 50

6

5

10,4

8,6

-1

Итого:

58

60

100

100


Исходя из данных табл. 2.1, можно сделать вывод, что численность молодого (до 30 и 35 лет) персонала увеличивается, что благоприятно для предприятия, так как это показывает заинтересованность молодых специалистов в работе и наличие персонала, который может заменить работников пенсионного возраста.

При приеме на работу, особенно медицинских сестер, предпочтение отдается молодым специалистам. Наблюдается стабильность категории в возрасте 36-45 лет, что составляет 48,2 % в 2016 г .и 46,6 % в 2017 г. Это та категория работников, которые проработали в стоматологи много лет, эти люди ценят стабильность и стараются избегать перемен. Большинство работников преимущественно женского пола, что связано со спецификой деятельности организации, так как основной состав сотрудников – это медицинские сестры и стоматологи-терапевты.

Так же важно отметить, что немалочисленным является состав среднего медицинского персонала и вспомогательного персонала – по 23 %, 9 % -зубные техники и 5 % - управляющий персонал.

Рассмотрим структуру персонала Стоматологической клиники «Элит-Стом» по уровню образования в табл. 2.2.

Таблица 2.2 – Структура персонала по уровню образования

Показатель по уровню образования

2016 год

2017 год

Изменение

Кол-во

Уд. вес, %

Кол-во

Уд. вес, %

высшее

27

46,5

30

50

3,5

среднее специальное

29

50

28

46,6

-3,4

среднее

2

3,5

2

3,4

-0,1

Итого:

58

100

60

100

Из табл. 2.2 видно, что за анализируемый период на предприятии произошел рост уровня образования. Количество работников, имеющих высшее образование, увеличилось на 3 чел.

Распределение работников по количеству лет стажа работы в Стоматологической клинике «Элит-Стом» представлено в табл. 2.3.

Таблица 2.3 – Распределение работников по трудовому стажу

Показатель по трудовому стажу, лет

2016 год

2017 год

Изменение

Количество

Уд. вес, %

количество

Уд.вес,

%

– до 1

10

17,26

9

15

-2,26

– от 1 до 3

14

24,15

15

25

0,85

– от 3 до 5

10

17,25

12

20

2,75

– от 5 до 7

12

20,69

8

13,34

-7,35

- от 7 до 9

12

20,69

16

26,66

5,97

ИТОГО

58

100

60

100


Из табл. 2.3 видно, что большая часть сотрудников имеет стаж от 1 до 5 лет из-за высокого процента текучести кадров в стоматологии.

Анализируя систему мотивации труда в Стоматологической клинике «Элит-Стом» необходимо провести SWOT-анализ персонала, так как это позволит выявить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности проводимой кадровой политики на предприятии.

Метод является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. SWOT-анализ представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – SWOT-анализ персонала Стоматологическая клиника «Элит-Стом»

Сильные стороны

Слабые стороны

хорошая управленческая команда;

высококвалифицированный персонал;

демократический стиль руководства;

умение администрации работать в команде;

для разных видов деятельности используются различные критерии оценивания труда;

стабильная загруженность работников;

высокий уровень коммуникационных связей.

большое число новых сотрудников;

низкий уровень мотивации персонала;

постоянная текучесть кадров;

высокая степень расслоения персонала по уровню компетентности;

недостаточное финансирование подготовки и переподготовки персонала;

отсутствует план удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

Возможности

Угрозы

совершенствование системы мотивации трудовой деятельности как фактор стабильности персонала;

разработка новой формы управления организацией;

кадровая стабильность персонала – залог притока новых клиентов;

вследствие стабильности персонала -

расширение клиентской базы.

отсутствие достойных претендентов на смену врачам-стоматологам;

возможная смена членов администрации;

использование конкурирующими компаниями неофициальных каналов для привлечения к себе высоклассных специалистов;

кадровая политика конкурентов.

Сильными сторонами кадровой политики Стоматологической клиники «Элит-Стом» являются сформированная достаточно сильная трехуровневая управленческая команда, в стоматологической клинике работает высококвалифицированный персонал, директор использует демократический стиль управления, что положительно сказывается на производственном климате внутри клиники. Стабильная загруженность работников и высокий уровень коммуникационных связей также являются сильной стороной.