Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли. (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Понятие ассортимента товаров, свойства и показатели
1.2. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.3. Методика формирования ассортимента
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ показателей ассортимента
2.3. Оценка состояния ассортимента
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Меры по совершенствованию торгового ассортимента
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. Однако в специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.
В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров ассортимент предлагаемых к продаже товаров определяется самостоятельно предприятиями розничной торговли в соответствии с профилем и специализацией их деятельности.
Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента,
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Выражением этих показателей являются коэффициенты полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента (Кпол) рассчитывают по формуле[29. стр. 84]:
Кпол. = , (7)
где Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности ассортимента (Кст) определяется по формуле:
Кст = , (8)
где Рф1, Рф2 …, Рфп - фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;
Рп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
n - число проверок.
Для обеспечения устойчивого ассортимента товаров и, следовательно, более полного удовлетворения спроса покупателей в магазине должна проводится работа по управлению товарными запасами.
При определении оптимальных размеров товарных запасов в магазинах исходят из объема дневной реализации товаров, частоты завоза и величины разовой поставки товаров, а также других факторов.
Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат. Поэтому в случае снижения необходимого количества товаров работникам магазина следует принимать меры по ускорению их завоза. Если же образуются излишние товарные запасы, то выявляются причины их образования (неправильное определение потребности в товарах, низкое качество, высокие цены и т. п.), а затем принимаются меры по стимулированию продажи этих товаров или возвращают их поставщику.
В настоящее время для управления товарными запасами в магазинах все большее применение находит электронная техника. С этой целью используются персональные компьютеры, кассовые терминалы (POS-терминалы), электронные контрольно-кассовые машины, оснащенные сканерами для считывания штрихкодов и другими периферийными устройствами. Такое оборудование и специальное программное обеспечение позволяют не только контролировать товарные запасы, но и вести учет движения товаров начиная с заключения договоров и заканчивая их продажей населению.
1.3. Методика формирования ассортимента
Порядок формирования ассортимента товаров состоит из 5 этапов:
- исследование рынка.
- исследование возможностей самого предприятия.
- выбор ассортиментной стратегии.
- непосредственного формирования ассортимента на предприятии.
- определение рентабельности нового ассортимента.
1 этап. Исследование рынка является основой формирования рентабельного ассортимента и включает:
- изучение товаров
- анализ условий конкуренции
- анализ рыночной сегментации
- анализ форм и методов сбыта и доведения товара до покупателя.
При изучении товаров выявляются те, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей, т. е. являются наиболее конкурентоспособными. Анализ конкурентоспособности осуществляется путем сопоставления его потребительских свойств, цены, издержек производства и др. с аналогичными показателями продукции конкурирующей фирмы.
Эффективная деятельность на рынке невозможна без анализа позиций конкурирующих фирм на этом рынке. Анализ условий конкуренции ведется по следующим направлениям: изучение рыночного положения конкурентов, анализ ассортиментной стратегии, изучение сбытовой политики, ценовой политики, методов продажи товаров и стимулировании сбыта.
Особое значение при исследовании имеет выявление «белых пятен» в спросе, т.е. таких рыночных потребностей, которые не удовлетворяются конкурирующими фирмами с целью использования данных для эффективности своей работы.
Анализ рыночной сегментации.
Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга. Предприятие, готовящееся выходить на рынок, определяет способ сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степень привлекательности каждого из них. Сегментирование рынка в условиях жесткой конкурентной борьбы позволяет добиться максимального объема продаж посредством ориентирования своей продукции на запросы конкретной группы потребителей.
2 этап. Исследование собственных возможностей предприятия.
В оценку возможностей в формировании ассортимента входят:
- анализ материально-технической базы (размер магазина, наличия складских и др. помещений, имеющегося оборудования и эффективности использования площади торгового зала).
- требования к специализации и ассортименту местных органов власти.
- анализ товарных запросов.
При оценке эффективности использования торгового зала анализируют общую, установочную и демонстрационную площади и вычисляют соответствующие коэффициенты.
Анализ объема и структуры продаж магазина позволяет определить в какой степени выполнен план объема продаж и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в объеме и структуре продаж за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии объема продаж.
При выборе участников канала товародвижения обращается внимание на предлагаемый ассортимент товаров и условия поставки товаров, добросовестность выполнения обязательств.
3 этап: Выбор ассортиментной стратегии предприятия:
- торговать только товарами с высокой товарооборачиваемостью.
- торговать товарами – новинками.
- торговать товарами определенного изготовителя и др.
Т.е. одни фирмы стремятся оптимизировать ассортимент путем снижения его широты и уменьшения глубины и торгуют лишь самыми популярными и быстрооборачивающимися товарами что позволяет уменьшить должные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.
Другие магазины, напротив, торгуют всеми товарами, сколь бы малым спросом не пользовались некоторые из них и создают образ «у нас можно купить все, что вообще где-нибудь можно купить».
4 этап. Непосредственное формирование ассортимента товаров в магазине состоит из трех этапов:
1) установление основных групп реализуемых товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения следует учитывать экономические выгоды в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется п/п расчеты структуры дополняются определением рентабельности от реализации той или иной товарной группы.
2) определяется внутригрупповой (развернутый)ассортимент товаров, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы по размерам, фасонам и др. потребительским признакам. При этом должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров, спросу населения, учитывая влияние различных факторов.
5 этап. Определение рентабельности нового ассортимента.
Существуют разные способы оценки рентабельности ассортимента, наиболее простым является определение рентабельности каждой товарной группы на основе данных о товарообороте, издержках обращения и полученной прибыли от реализации продукции. Правильное соотношение между товарами с разной издержкоемкостью приводит к достижению запланированного уровня рентабельности в целом по магазину.
Наиболее распространенным способом формирования рационального ассортимента является расчет «точки безубыточности» – это минимальный уровень сбыта, при котором отсутствует убыток, но нет прибыли.
Формирование ассортимента товаров с учетом вышеперечисленных факторов и правил позволит предприятию добиться максимального удовлетворения требований целевых сегментов рынка и значительно повысить свои конкурентные позиции.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
Наименование: Торговый Дом «Ассорти»
ТД «Ассорти» расположен в советском районе, где интенсивный покупательский поток. Магазин предназначен для живущих неподалеку людей со средним достатком.
Тип предприятия торговли: Торговый дом
Вид предприятия торговли: самообслуживание - покупатели самостоятельно, не пользуясь услугами продавцов, на основе сравнения товаров осуществляют их отбор.
Форма собственности: аренда
Организационно – правовая форма:
ООО «Ассорти» представляет собой общество с ограниченной ответственностью – ООО. Общество с ограниченной ответственностью – это общество, учрежденное двумя или боле лицами, уставной фонд которого разделен на доли, определенные учредительным договором. Его участники не отвечают по обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах сумм вложенных ими вкладов.
Число участников не может превышать 50. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено 1 лицом. Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем на половину. Остальная неоплаченная часть уставного капитала подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. Размер уставного капитала не может быть меньше 100 МРОТ. Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или единоначальной основе. Исполнительный орган подотчетен обществу собранию участников общества.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав. Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Он имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.
Материально - техническая база: ТД «Ассорти» - предприятие торговли, имеющее торговую площадь 1200 кв. м, осуществляет торговлю продовольственными и непродовольственными товарами в широком ассортименте (около 2000 наименований) и оказывающее дополнительные услуги населению.
Устройство магазина:
- арендная площадь (вся закассовая зона, хлебопекарня от Печерского хлебокомбината, мясной цех от Ильиногорского мясокомбината);
- торговая площадь (от кассовой зоны до начала подсобных помещений);
- подсобные помещения (зона приемки товара, офисные помещения, фасовка, склад для хранения сухого товара, холодильные камеры (2 низкотемпературных, 4 среднетемпературных)).