Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение для бюджетной системы РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц в России
1.1 Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3 Налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц
2 Анализ и оценка налогов с физических лиц за 2013-2015 годы
2.1 Оценка динамики поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015 гг.
2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ
3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
- в 2018 г. по сравнению с 2017 г. поступления налогов с физических лиц увеличились также и в доходах консолидированных бюджетов РФ (темп роста составил 112,45 %). Однако, в 2018 г. относительно 2017 г. в консолидированные бюджеты РФ сократились поступления НДС, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 8,74 % и земельного налога – на 0, 58 %.
Также следует отметить, что в большей мере налоги с физических лиц поступают в консолидированные бюджеты РФ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Налоги с физических лиц в 2016 – 2018 гг., %
Согласно рисунку 2, можно сказать, что доля налогов, взимаемых с физических лиц, в общей величине доходов федерального бюджета в 2016 г. и 2017 г. составляла по 34,68 %, в 2018 г. снизилась до 31,41 %. Удельный вес налогов с физических лиц в доходах консолидированных бюджетов РФ в 2016 г. составил 36,49 %, в 2017 г. увеличился до 36,83 %, а в 2018 г. сократился до 35,96 %.
Среди налогов с физических лиц в федеральном бюджете преобладает НДС. В частности НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2016 г. составлял 56,93 % в 2017 г. – 58,66 %, 58,44 % в 2018 г., а НДС на товары, ввозимые на территорию РФ в 2016 г. 40,99 %, в 2017 г. – 39,50 %, а в 2018 г. – 39,93 % (Приложение Б).
Доля государственной пошлины среди налогов с физических лиц в федеральном бюджете в 2016 г. была равна 2,02 %, а в 2017 – 2018 гг. – 1,09 %. Наименьшую долю составляли сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – 0,01 % в 2016 г. и по 0,06 % в 2017 – 2018 гг.
Среди налогов уплачиваемых физическими лицами в консолидированных бюджетах РФ преобладал НДФЛ, его доля в 2016 г. составляла 83,35 %, в 2017 г. – 82,08 %, а в 2018 г. – 82,01 %. Значительную долю составляли поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 7,93 % в 2016 г., 8,71 % в 2017 г. и 9,48 % в 2018 г. Наименьшую долю составляли поступления НДС.
Таким образом, к налогам и сборам с физических лиц, взимаемых на территории РФ относятся: транспортный налог; НДФЛ; налог на имущество физических лиц; земельный налог; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Косвенным налогом, уплачиваемым физическими лицами является НДС. Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то он уплачивает налоги в связи с применением специальных налоговых режимов:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).Следует отметить, что наибольшую часть доходов из налогов с физических лиц в федеральный бюджет приносит НДС, а в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты приносит НДФЛ.
2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ
Факторный анализ фискальной функции налогов с физических лиц проведем в отдельности по каждому из налогов.
Так для транспортного налога в качестве фактора, который может оказать влияние на поступления данного налога в бюджет Оренбургской области выберем наличие в собственности граждан транспортных средств.
Согласно статистическим данным, в 2012 – 2018 гг. в собственности граждан находилось следующее количество транспортных средств (таблица 3) [20].
Таблица 3 – Транспортные средства в собственности граждан Оренбургской области в 2012 – 2018 гг.
В штуках
Наименование |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Наличие транспортных средств в собственности граждан |
505790 |
507210 |
511900 |
517900 |
678400 |
710981 |
740990 |
Для того, чтобы определить влияние изменений в количестве транспортных средств в собственности граждан на поступления транспортного налога в бюджет оренбургской области в 2009 – 2015 гг. проведем корреляционно-регрессионный анализ.
Исходными данными послужат информация о наличие транспортных средств в собственности граждан Оренбургской области и поступлениях транспортного налога в бюджет Оренбургской области за 2012 – 2018 гг. (таблица 4).
Таблица 4 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Наименование |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Наличие транспортных средств в собственности граждан |
505790 |
507210 |
511900 |
517900 |
678400 |
710981 |
740990 |
транспортный налог, тыс. руб. |
900583 |
905104 |
885061 |
929236 |
646199 |
710761 |
803721 |
Далее с помощью пакета анализа в Excel проведем корреляционно-регрессионный анализ (таблица 5).
Таблица 5 – Вывод итогов
ВЫВОД ИТОГОВ |
||||||||
Регрессионная статистика |
||||||||
Множественный R |
0,816355 |
|||||||
R-квадрат |
0,666436 |
|||||||
Нормированный R-квадрат |
0,599723 |
|||||||
Стандартная ошибка |
68446,99 |
|||||||
Наблюдения |
7 |
|||||||
Дисперсионный анализ |
||||||||
|
df |
SS |
MS |
F |
Значимость F |
|||
Регрессия |
1,00 |
46801273876,88 |
46801273876,88 |
9,99 |
0,03 |
|||
Остаток |
5,00 |
23424948892,55 |
4684989778,51 |
|||||
Итого |
6,00 |
70226222769,43 |
||||||
|
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-Значение |
Нижние 95% |
Верхние 95% |
Нижние 95,0% |
Верхние 95,0% |
Y-пересечение |
1261640 |
212133,5014 |
5,947384558 |
0,00192 |
716333 |
1806946 |
-20086763,68 |
-5510380 |
Переменная X 1 |
-0,80584 |
0,254962118 |
-3,160636224 |
0,025077 |
-1,46124 |
-0,15044 |
12,35625985 |
41,31631 |
В данной таблице «Множественный R» - это коэффициент корреляции, «R-квадрат» - коэффициент детерминации. «Коэффициенты: Y-пересечение» - свободный член уравнения регрессии 1261640; «Переменная Х1» – коэффициент регрессии -0,80584. Здесь имеются также значения F-критерия Фишера 9,99, t-критерия Стьюдента 5,947384558, «Стандартная ошибка 212133,5014», которые необходимы для оценки значимости коэффициента корреляции, параметров уравнения регрессии и всего уравнения.
На основе данных таблицы построим уравнение регрессии:
ух=-1261640 – 0,80584х.
Коэффициент регрессии а1=-,081 означает, что с увеличением количества транспортных средств в собственности граждан Оренбургской области поступления транспортного налога в бюджет Оренбургской области сокращаются на 0,81 тыс. руб.
Коэффициент корреляции r=0,81>0,66, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r2=0,66 показывает, что 66 % вариации результативного признака (поступления транспортного налога в бюджет Оренбургской области) вызвано действием факторного признака (наличием транспортных средств в собственности граждан).
Аналогичным образом проанализируем влияние изменений в доходах граждан Оренбургской области на поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области.
Таблица 6 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
среднедушевые денежные доходы населения Оренбургской области, руб. |
292 |
241,9 |
228,1 |
288,3 |
262,7 |
267,9 |
НДФЛ, тыс. руб. |
19637653 |
21027385 |
22204367 |
16133218 |
16954254 |
18649922 |
Таблица 7 – Вывод итогов
ВЫВОД ИТОГОВ |
||||||||
Регрессионная статистика |
||||||||
Множественный R |
0,714996 |
|||||||
R-квадрат |
0,511219 |
|||||||
Нормированный R-квадрат |
0,389024 |
|||||||
Стандартная ошибка |
19,67215 |
|||||||
Наблюдения |
6 |
|||||||
Дисперсионный анализ |
||||||||
df |
SS |
MS |
F |
Значимость F |
||||
Регрессия |
1 |
1619,035 |
1619,035 |
4,183624 |
0,110266 |
|||
Остаток |
4 |
1547,974 |
386,9934 |
|||||
Итого |
5 |
3167,008 |
||||||
Коэффициенты |
Стандартная ошибка |
t-статистика |
P-Значение |
Нижние 95% |
Верхние 95% |
Нижние 95,0% |
Верхние 95,0% |
|
Y-пересечение |
410,717111 |
72,429827 |
5,670552 |
0,004771 |
209,619671 |
611,814551 |
209,619671 |
611,814551 |
Переменная X 1 |
-0,000008 |
0,000004 |
-2,045391 |
0,110266 |
-0,000018 |
0,000003 |
-0,000018 |
0,000003 |
В данной таблице «Множественный R» - это коэффициент корреляции, «R-квадрат» - коэффициент детерминации. «Коэффициенты: Y-пересечение» - свободный член уравнения регрессии 410,717111; «Переменная Х1» – коэффициент регрессии -0,000008. Здесь имеются также значения F-критерия Фишера 4,183624, t-критерия Стьюдента 5,670552, «Стандартная ошибка 72,429827», которые необходимы для оценки значимости коэффициента корреляции, параметров уравнения регрессии и всего уравнения.
На основе данных таблицы построим уравнение регрессии:
Ух = 410,717111 – 0,000008х.
Коэффициент регрессии а1=-0,000008 означает, что с сокращением среднедушевых денежных доходов граждан Оренбургской области поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области увеличиваются на 410,717111 тыс. руб.
Коэффициент корреляции r=0,71>0,51, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r2=0,71 показывает, что 71 % вариации результативного признака (поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области) вызвано действием факторного признака (изменением в среднедушевых денежных доходах граждан оренбургской области).
Итак, в результате проведенного факторного анализа, можно сказать, что поступления транспортного налога во многом зависят от изменений количества транспортных средств, находящегося в собственности граждан, поступления НДФЛ – от денежных доходов граждан.
3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц
3.1 Меры по оптимизации НДФЛ
Несмотря на многочисленные споры, Правительство России отказывается поддерживать предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Оно обосновывает это тем, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц сделало круг налогоплательщиков шире и поспособствовало легализации оплаты труда многими работодателями, что увеличило поступления в российский бюджет. Кроме того, процедура уплаты налога после введения единой ставки налога на доходы физических лиц была значительно упрощена.