Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение для бюджетной системы РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в 2018 г. по сравнению с 2017 г. поступления налогов с физических лиц увеличились также и в доходах консолидированных бюджетов РФ (темп роста составил 112,45 %). Однако, в 2018 г. относительно 2017 г. в консолидированные бюджеты РФ сократились поступления НДС, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 8,74 % и земельного налога – на 0, 58 %.

Также следует отметить, что в большей мере налоги с физических лиц поступают в консолидированные бюджеты РФ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Налоги с физических лиц в 2016 – 2018 гг., %

Согласно рисунку 2, можно сказать, что доля налогов, взимаемых с физических лиц, в общей величине доходов федерального бюджета в 2016 г. и 2017 г. составляла по 34,68 %, в 2018 г. снизилась до 31,41 %. Удельный вес налогов с физических лиц в доходах консолидированных бюджетов РФ в 2016 г. составил 36,49 %, в 2017 г. увеличился до 36,83 %, а в 2018 г. сократился до 35,96 %.

Среди налогов с физических лиц в федеральном бюджете преобладает НДС. В частности НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2016 г. составлял 56,93 % в 2017 г. – 58,66 %, 58,44 % в 2018 г., а НДС на товары, ввозимые на территорию РФ в 2016 г. 40,99 %, в 2017 г. – 39,50 %, а в 2018 г. – 39,93 % (Приложение Б).

Доля государственной пошлины среди налогов с физических лиц в федеральном бюджете в 2016 г. была равна 2,02 %, а в 2017 – 2018 гг. – 1,09 %. Наименьшую долю составляли сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – 0,01 % в 2016 г. и по 0,06 % в 2017 – 2018 гг.

Среди налогов уплачиваемых физическими лицами в консолидированных бюджетах РФ преобладал НДФЛ, его доля в 2016 г. составляла 83,35 %, в 2017 г. – 82,08 %, а в 2018 г. – 82,01 %. Значительную долю составляли поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 7,93 % в 2016 г., 8,71 % в 2017 г. и 9,48 % в 2018 г. Наименьшую долю составляли поступления НДС.

Таким образом, к налогам и сборам с физических лиц, взимаемых на территории РФ относятся: транспортный налог; НДФЛ; налог на имущество физических лиц; земельный налог; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Косвенным налогом, уплачиваемым физическими лицами является НДС. Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то он уплачивает налоги в связи с применением специальных налоговых режимов:

- упрощенная система налогообложения (УСН);

- патентная система налогообложения (ПСН);

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);


- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).Следует отметить, что наибольшую часть доходов из налогов с физических лиц в федеральный бюджет приносит НДС, а в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты приносит НДФЛ.

2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ

Факторный анализ фискальной функции налогов с физических лиц проведем в отдельности по каждому из налогов.

Так для транспортного налога в качестве фактора, который может оказать влияние на поступления данного налога в бюджет Оренбургской области выберем наличие в собственности граждан транспортных средств.

Согласно статистическим данным, в 2012 – 2018 гг. в собственности граждан находилось следующее количество транспортных средств (таблица 3) [20].

Таблица 3 – Транспортные средства в собственности граждан Оренбургской области в 2012 – 2018 гг.

В штуках

Наименование

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Наличие транспортных средств в собственности граждан

505790

507210

511900

517900

678400

710981

740990

Для того, чтобы определить влияние изменений в количестве транспортных средств в собственности граждан на поступления транспортного налога в бюджет оренбургской области в 2009 – 2015 гг. проведем корреляционно-регрессионный анализ.

Исходными данными послужат информация о наличие транспортных средств в собственности граждан Оренбургской области и поступлениях транспортного налога в бюджет Оренбургской области за 2012 – 2018 гг. (таблица 4).

Таблица 4 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Наименование

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Наличие транспортных средств в собственности граждан

505790

507210

511900

517900

678400

710981

740990

транспортный налог, тыс. руб.

900583

905104

885061

929236

646199

710761

803721


Далее с помощью пакета анализа в Excel проведем корреляционно-регрессионный анализ (таблица 5).

Таблица 5 – Вывод итогов

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Множественный R

0,816355

R-квадрат

0,666436

Нормированный R-квадрат

0,599723

Стандартная ошибка

68446,99

Наблюдения

7

Дисперсионный анализ

 

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

1,00

46801273876,88

46801273876,88

9,99

0,03

Остаток

5,00

23424948892,55

4684989778,51

Итого

6,00

70226222769,43

 

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y-пересечение

1261640

212133,5014

5,947384558

0,00192

716333

1806946

-20086763,68

-5510380

Переменная X 1

-0,80584

0,254962118

-3,160636224

0,025077

-1,46124

-0,15044

12,35625985

41,31631

В данной таблице «Множественный R» - это коэффициент корреляции, «R-квадрат» - коэффициент детерминации. «Коэффициенты: Y-пересечение» - свободный член уравнения регрессии 1261640; «Переменная Х1» – коэффициент регрессии -0,80584. Здесь имеются также значения F-критерия Фишера 9,99, t-критерия Стьюдента 5,947384558, «Стандартная ошибка 212133,5014», которые необходимы для оценки значимости коэффициента корреляции, параметров уравнения регрессии и всего уравнения.


На основе данных таблицы построим уравнение регрессии:

ух=-1261640 – 0,80584х.

Коэффициент регрессии а1=-,081 означает, что с увеличением количества транспортных средств в собственности граждан Оренбургской области поступления транспортного налога в бюджет Оренбургской области сокращаются на 0,81 тыс. руб.

Коэффициент корреляции r=0,81>0,66, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r2=0,66 показывает, что 66 % вариации результативного признака (поступления транспортного налога в бюджет Оренбургской области) вызвано действием факторного признака (наличием транспортных средств в собственности граждан).

Аналогичным образом проанализируем влияние изменений в доходах граждан Оренбургской области на поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области.

Таблица 6 – Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Наименование

2013

2014

2015

2016

2017

2018

среднедушевые денежные доходы населения Оренбургской области, руб.

292

241,9

228,1

288,3

262,7

267,9

НДФЛ, тыс. руб.

19637653

21027385

22204367

16133218

16954254

18649922

Таблица 7 – Вывод итогов

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Множественный R

0,714996

R-квадрат

0,511219

Нормированный R-квадрат

0,389024

Стандартная ошибка

19,67215

Наблюдения

6

Дисперсионный анализ

df

SS

MS

F

Значимость F

Регрессия

1

1619,035

1619,035

4,183624

0,110266

Остаток

4

1547,974

386,9934

Итого

5

3167,008

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y-пересечение

410,717111

72,429827

5,670552

0,004771

209,619671

611,814551

209,619671

611,814551

Переменная X 1

-0,000008

0,000004

-2,045391

0,110266

-0,000018

0,000003

-0,000018

0,000003


В данной таблице «Множественный R» - это коэффициент корреляции, «R-квадрат» - коэффициент детерминации. «Коэффициенты: Y-пересечение» - свободный член уравнения регрессии 410,717111; «Переменная Х1» – коэффициент регрессии -0,000008. Здесь имеются также значения F-критерия Фишера 4,183624, t-критерия Стьюдента 5,670552, «Стандартная ошибка 72,429827», которые необходимы для оценки значимости коэффициента корреляции, параметров уравнения регрессии и всего уравнения.

На основе данных таблицы построим уравнение регрессии:

Ух = 410,717111 – 0,000008х.

Коэффициент регрессии а1=-0,000008 означает, что с сокращением среднедушевых денежных доходов граждан Оренбургской области поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области увеличиваются на 410,717111 тыс. руб.

Коэффициент корреляции r=0,71>0,51, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r2=0,71 показывает, что 71 % вариации результативного признака (поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Оренбургской области) вызвано действием факторного признака (изменением в среднедушевых денежных доходах граждан оренбургской области).

Итак, в результате проведенного факторного анализа, можно сказать, что поступления транспортного налога во многом зависят от изменений количества транспортных средств, находящегося в собственности граждан, поступления НДФЛ – от денежных доходов граждан.

3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц

3.1 Меры по оптимизации НДФЛ

Несмотря на многочисленные споры, Правительство России отказывается поддерживать предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Оно обосновывает это тем, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц сделало круг налогоплательщиков шире и поспособствовало легализации оплаты труда многими работодателями, что увеличило поступления в российский бюджет. Кроме того, процедура уплаты налога после введения единой ставки налога на доходы физических лиц была значительно упрощена.