Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение для бюджетной системы РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц в России
1.1 Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3 Налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц
2 Анализ и оценка налогов с физических лиц за 2013-2015 годы
2.1 Оценка динамики поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015 гг.
2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ
3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
Сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
С 2011 г. срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если налоговый орган пропустил этот срок, то он вправе направить налоговые уведомления не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Таким образом, физические лица на территории РФ являются налогоплательщиками следующих налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог. Также наряду с юридическими лицами физические лица могут уплачивать водный налог, и государственные пошлины.
1.3 Налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц
По налогу на доходы физических лиц предусмотрено два вида льгот: освобождение доходов от налогообложения и применение налоговых вычетов.
В ст. 217 Налогового кодекса РФ поименованы доходы, которые освобождаются от налогообложения. Этот перечень довольно обширен, но закрыт.
В качестве примера можно привести следующие не облагаемые НДФЛ доходы:
- государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком, иные выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством, в том числе пособия по безработице, пособия по беременности и родам (п. 1 ст. 217 НК РФ);
- пенсии, а также выплаты пенсионных накоплений в любом виде (п. п. 2, 48, 53, 54 ст. 217 НК РФ);
- компенсационные выплаты (субсидии), связанные с предоставлением в соответствии с законодательством жилых помещений и оплатой коммунальных услуг (п. 3 ст. 217 НК РФ);
- компенсации работникам в связи с использованием личного автомобиля в служебных целях с согласия работодателя (п. 3 ст. 217 НК РФ; ст. 188 ТК РФ);
- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь (п. 4 ст. 217 НК РФ);
- алименты (п. 5 ст. 217 НК РФ);
- материальная помощь, которую работодатели выплачивают своим работникам в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, в размере не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка (п. 8 ст. 217 НК РФ);
- доходы от продажи объектов недвижимого и иного имущества, которое находилось в собственности три года и более, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 217.1 НК РФ (п. 17.1 ст. 217 НК РФ; п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ);
- материнский капитал, в том числе региональный, за исключением израсходованного не по целевому назначению (п. 34 ст. 217 НК РФ);
- выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджета (п. 36 ст. 217 НК РФ).
2) налоговые вычеты.
Доходы физических лиц, которые облагаются по ставке НДФЛ в размере 13 процентов, можно уменьшить на сумму так называемых налоговых вычетов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224 НК РФ). Предусмотрено несколько групп таких вычетов (ст. ст. 218 - 221 НК РФ). Наиболее распространенными являются стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты:
- стандартные налоговые вычеты можно условно подразделить на две группы: вычеты на себя и вычеты на детей.
Право на вычет на себя предоставляется отдельным категориям физических лиц, например «чернобыльцам», инвалидам ВОВ, Героям РФ и др. Размер такого вычета составляет 500 руб. или 3000 руб. в месяц (пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Стандартные налоговые вычеты на детей предоставляются физическим лицам, на обеспечении которых находятся дети.
Размеры вычетов на детей составляют от 1400 руб. до 12 000 руб. в месяц на каждого ребенка (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
- социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ) предоставляются в тех случаях, когда налогоплательщик несет определенные социальные расходы. Например, оплачивает обучение, лечение, оказывает благотворительную помощь.
Социальные вычеты предоставляются по пяти видам расходов:
а) на благотворительные цели и пожертвования. Такой вычет не может превышать 25 процентов от вашего налогооблагаемого дохода за год (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ);
б) на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ);
в) на лечение (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ);
г) на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование (пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ);
д) на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Социальные вычеты предоставляются в размере фактически понесенных вами расходов. Однако общая сумма вычетов не может превышать 120 000 руб. в год - для расходов на собственное обучение, на лечение (за исключением дорогостоящего), на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование, на дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (абз. 3 пп. 3 п. 1, абз. 7 п. 2 ст. 219 НК РФ).
Вычет по расходам на обучение детей, братьев, сестер не может превышать 50 000 руб. в год на каждого обучающегося (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). По дорогостоящим видам лечения ограничений нет, к вычету принимается полная сумма фактически понесенных расходов.
- имущественные налоговые вычеты предоставляются:
а) при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности менее трех лет;
б) при продаже иного недвижимого имущества, приобретенного после 01.01.2016, находившегося в собственности менее минимального срока, установленного ст. 217.1 НК РФ, а также иного имущества, например автомобиля, находившегося в вашей собственности менее трех лет.
в) при продаже доли или ее части в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве или по другому договору, связанному с долевым строительством. Вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав) (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ);
г) в случае изъятия у вас земельного участка и (или) расположенного на нем недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Вычет предоставляется в размере полученной выкупной стоимости (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ);
д) при строительстве или приобретении на территории РФ жилья, доли в нем, а также земельных участков для индивидуального жилищного строительства и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доли в них. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на строительство и приобретение этой недвижимости, но не более 2 млн руб. (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ);
е) при выплате процентов по кредитам, израсходованным на покупку или строительство недвижимости, либо при выплате процентов по кредитам, полученным в целях рефинансирования (перекредитования) таких кредитов. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на погашение процентов по кредитам, но не более 3 млн руб. (п. 4 ст. 220 НК РФ). Указанное ограничение (3 млн руб.) не действует по отношению к кредитам, полученным до 01.01.2014 [11].
В связи с реформированием имущественного налогообложения граждан в РФ предусмотрены обязательные на всей ее территории меры социальной защиты населения:
1) в отношении объектов жилого назначения предусмотрены налоговые вычеты;
2) сохранены действующие налоговые льготы;
3) в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки предусмотрены временные понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении налога.
Налоговые льготы. При введении в действие нового порядка расчета налога на имущество физических лиц все ранее действовавшие налоговые льготы сохраняются. Льготные категории граждан, которые не уплачивали налог на имущество физических лиц, а таких более 33% от общего количества собственников недвижимого имущества, по-прежнему освобождаются от уплаты данного налога.
В число «льготников» входят:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) инвалиды I и II групп инвалидности;
3) инвалиды с детства;
4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии и др. категории граждан, предусмотренные законодательством РФ [12].
Таким образом, для граждан в РФ при их налогообложении установлены налоговые льготы по отдельным налогам. Наиболее часто применяемы – это налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные и имущественные).
2 Анализ и оценка налогов с физических лиц за 2013-2015 годы
2.1 Оценка динамики поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015 гг.
К налогам и сборам с физических лиц, взимаемых на территории РФ относятся:
- транспортный налог;
- НДФЛ;
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Косвенным налогом, уплачиваемым физическими лицами является НДС.
Если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то он уплачивает налоги в связи с применением специальных налоговых режимов:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- патентная система налогообложения (ПСН);
- единый сельскохозяйственный налог (ЕСН);
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
На основе отчетов об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2016 – 2018 гг. проведем анализ поступлений налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней (рисунок 1).
Рисунок 1 – Поступления налогов с физических лиц за 2016 – 2018 гг.
Таким образом, поступления от налогов, уплачиваемых физическими лицами в федеральный бюджет, в 2016 – 2018 гг. имели тенденцию к увеличению. В федеральный бюджет в 2016 – 2018 гг. налоги с физических лиц поступали в следующих размерах: 4667,9 млрд. р. в 2016 г., 5233,42 млрд. р. в 2017 г. В 2018 г. поступления налогов с физических лиц в федеральный бюджет РФ увеличились до 6116,253 млрд. р.
Поступления налогов с физических лиц в консолидированные бюджеты РФ в течение 2016 – 2018 гг. имели тенденцию к увеличению и составляли в 2016 г. 3621,48 млрд. р., в 2017 г. 3962,42 млрд. р. и в 2018 г. 4455,78 млрд. р.
Динамика налогов с физических лиц за 2016 – 2018 гг. представлена в Приложении А:
- в 2017 г. по сравнению с 2016 г. поступления налогов с физических лиц в федеральный бюджет РФ увеличились на 12,12 %, в частности поступления от уплаты НДС на товары, реализуемые на территории РФ увеличились на 15,52 %, поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации выросли на 8,03 %, поступления водного налога увеличились на 5,28 %, величина сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов выросла на 5,84 %, а государственной пошлины сократилась на 0,87 %. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. в федеральном бюджете РФ продолжился рост всех налогов, уплачиваемых физическими лицами;
- величина поступлений налогов с физических лиц в консолидированные бюджеты РФ в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 9,41 %. Темп роста НДФЛ, в частности, составил 107,75 %. На 51,6 % увеличились поступления от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ и на 48,09 % увеличились поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. Также в 2017 г. по сравнению с 2016 г. в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличились поступления от уплаты налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (темп роста 120,26 %), единого сельскохозяйственного налога (темп роста составил 103,97 %), налога на имущество физических лиц (темп роста 144,73%), транспортного налога с физических лиц (темп роста составил 116,89 %), земельного налога (темп роста 128,02 %), поступления государственной пошлины увеличились на 9,83 %. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. в консолидированные бюджеты РФ сократились поступления от уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 4,97 %;