Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение для бюджетной системы РФ.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты налогообложения физических лиц в России
1.1 Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц
1.2 Виды налогов с физических лиц и их характеристика
1.3 Налоговые льготы, применяемые в налогообложении физических лиц
2 Анализ и оценка налогов с физических лиц за 2013-2015 годы
2.1 Оценка динамики поступления налогов с физических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015 гг.
2.2 Факторы, влияющие на поступление налогов с физических лиц в бюджетную систему РФ
3 Предложение практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения физических лиц
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
По последним данным, власти России в среднесрочной перспективе не намерены вводить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. В этой связи актуализируется проблема поиска иных путей совершенствования системы подоходного налогообложения в Российской Федерации.
Инструментами, обеспечивающими прогрессивность налогообложения при плоской шкале, являются, в основном, стандартные вычеты. Именно налоговые вычеты, предоставляемые налогоплательщикам, могут выступать как способ поэтапного перехода от существующей плоской шкалы к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Однако, действующая система налоговых вычетов не выполняет присущей подоходному налогообложению социальной функции, не может являться действенным инструментом воздействия на уровень доходов физических лиц и рост их благосостояния, а, следовательно, нуждается в реформировании. Из-за неполной и несвоевременной индексации вычетов по НДФЛ и отмены стандартного вычета прогрессивность подоходного налогообложения за десятилетие после реформы уменьшилась.
В настоящее время все чаще обсуждается переход на прогрессивную шкалу налогообложения. Однако, мгновенное увеличение налоговых ставок может привести к отрицательным последствиям, поскольку общество не готово к кардинальным изменениям, особенно если под угрозу ставится существующая стабильность. Это преобразование целесообразно начать с установления необлагаемого минимума, который будет равен прожиточному минимуму, устанавливаемому на федеральном уровне.
Важно понимать, что внедрение каких-либо нововведений в налоговое законодательство должно осуществляться с учетом особенности экономики Российской Федерации и ее социальной сферы. Новая система должна обеспечивать высокий доход бюджета, а также способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев граждан.
Указанное обстоятельство актуализирует следующие направления предлагаемой реформы НДФЛ. Наиболее целесообразным на современном этапе будет некий «промежуточный» вариант реформирования налога на доходы физических лиц, сочетающий преимущества и прогрессивной и плоской шкалы налога. Суть предлагаемых преобразований сводится к следующему:
- усиление прогрессивности налогообложения доходов физических лиц за счет увеличения стандартных вычетов до величины федерального прожиточного минимума, то есть введение так называемого «необлагаемого» минимума;
- увеличение ставки налогообложения до размера 15% при сохранении плоской шкалы подоходного налогообложения. По моему мнению, с одной стороны, данная ставка выше действующей и будет применяться к доходам, превышающим стоимость воспроизводства рабочей силы налогоплательщика и его иждивенцев, а значит, будет содействовать более справедливому перераспределению доходов, и суммы, уплачиваемые с высоких доходов, возрастут. С другой стороны, повышение ставки налога является не настолько существенным, чтобы вызывать массовое желание состоятельных налогоплательщиков начать скрывать те доходы, с которых они в настоящее время платят НДФЛ. Отмечу, что при этом вводить в налоговое законодательство термин «необлагаемый минимум» совершенно не обязательно, поскольку это потребует разъяснения места данного понятия среди таких категорий как «налоговая льгота», «налоговый вычет» и т.д., что может повлечь неопределенность как среди налогоплательщиков, так и администраторов налога. Таким образом, основными проблемами по уплате НДФЛ являются «плоская шкала» налогообложения, действующий порядок его зачисления, необходимость перевода данного налога в разряд региональных, а впоследствии и местных налогов. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти. Это позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога. Следующим важным шагом является изменение системы расчета налогооблагаемой базы. По примеру зарубежных государств налоговую базу необходимо рассчитывать путем вычитания из суммы полученных доходов суммы расходов, осуществленных с целью получения доходов.
3.2 Пути совершенствования налогообложения физических лиц в России
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации должно иметь комплексный характер и опираться на имеющиеся научные изыскания в этом научном направлении. Системное реформирование налогообложения труда с учетом опыта различных стран и российских особенностей позволит увеличить деловую активность населения и достичь более высоких темпов экономического роста.
Многие страны продолжали снижать налоговые базы подоходного налога с физических лиц. Из общего числа 61 изменения налоговой базы НДФЛ, вступивших в силу в 2017 г. или позже в странах ОЭСР, 49 уменьшили налоговую базу. Гораздо меньшее число стран приняли меры по расширению налоговой базы НДФЛ; только 12 государств сообщили о расширении налоговой базы. Ряд стран увеличил преференции на сумму, которую должно уплатить физическое или юридическое лицо (бизнес-налогоплательщик) за год. Так, в Аргентине, Бельгии, Германии, Норвегии, Нидерландах и Великобритании были введены диапазоны нулевых ставок, общие налоговые льготы, налоговые кредиты для бизнеса. Параллельно с этим в Эстонии с 2018 г. отменена безналоговая социальная надбавка к пенсиям, а с 2017 г. – ежегодные выплаты низкооплачиваемым работникам. В табл. 2 систематизированы изменения налоговой базы по НДФЛ. Ряд стран сузил налоговую базу НДФЛ, проводя реформы, ориентированные на семьи с детьми или опекунами. Австралия ввела налоговый вычет на вклады супружеских пар в пенсионные фонды, Германия увеличила базовые пособия на детей; введены налоговый кредиты опекунам (Ирландия); налоговый кредит для одиноких родителей (отец или мать – одиночки), а также налоговые льготы опекунам (Люксембург). Некоторые страны ввели меры, сужающие налоговую базу, в отношении малообеспеченных работников. Многие из этих мер предусматривали увеличение выдаваемых налоговых кредитов (переносов установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок) и сумм, которые можно вычесть из подлежащих уплате налогов работниками с низким уровнем доходов, преследуя двоякую цель – уменьшение нищеты и повышение стимулов к труду, ориентируясь на работников с низкими доходами. Так, для устранения неравенства между занятыми и самозанятыми лицами в Ирландии введены налоговые кредиты на заработанные доходы для самозанятых работников в 2016 г. с максимальной стоимостью 550 евро, которые затем были повышены до 950 евро в 2017 г.
В Нидерландах произошло значительное увеличение максимальной суммы налоговых кредитов в счет трудовых доходов с 2200 евро в 2015 г. до 3103 евро в 2016 г. в рамках комплексного пакета реформы налогового законодательства. Параллельно с этим уменьшались налоговые льготы на доходы более высокого уровня. Направленными на повышение деловой активности следует признать новации Финляндии, Италии и Португалии, которые за счет льгот и реформ сократили размеры налогооблагаемой базы НДФЛ в целях расширения предпринимательства и реализации инноваций. Финляндия ввела 5%-ный налоговый вычет для предпринимателей и самозанятых, а также увеличила налоговые вычеты по служебным расходам.
Португалия предоставила вычеты в размере до 25% всех инвестиций в стартапы стоимостью не более лимита 100 000 евро и до 40% от налоговых обязательств физических лиц. В Италии предприниматели могут отказаться от привычного налогообложения и уплачивать новый налог на предпринимательский доход (IRI). Согласно порядку обложения новым налогом реинвестируемый доход физических лиц не будет облагаться по обычной ставке НДФЛ, но будет облагаться налогом в размере 24%. Данная мера направлена на снижение налоговой нагрузки на реинвестирование доходов для предпринимателей без образования юридического лица и на обеспечение налогового нейтралитета среди различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.
В Италии в конце 2016 г. был одобрен законопроект, предусматривающий четырехлетнее освобождение от налогообложения 90% сумма вознаграждения профессорам и научным работникам, которые переезжают в Италию после преподавания или исследовательской деятельности за ее пределами более двух лет; пятилетнее освобождение распространяется на 50% вознаграждения в отношении менеджеров и специалистов, которые возвращаются в Италию после того, как они прожили не менее пяти лет за ее пределами. Мерами, направленными на повышение деловой активности, можно признать усиление налоговой конкуренции по привлечению физических лиц с высоким уровнем благосостояния.
В Италии разрешается лицам, которые становятся итальянскими жителями после проживания не менее девяти из последних 10 лет за пределами Италии, выплачивать единовременный суммарный налог в размере 100000 евро (максимум в течение 15 лет) по всем источникам дохода вместо того, чтобы платить регулярный подоходный налог, что представляется дополнением к стимулам для высококвалифицированных работников, упомянутых выше. Израиль облагает налогом лишь 75% Таблица 2 Реформы в области базы подоходного налога с населения, введенные с 2016 г. в странах ОЭСР и странах-партнерах. Португалия ввела льготный налоговый режим для нерезидентов и новых резидентов, который удостоверяется предоставлением специального вида на жительство на 10 лет. Отсчет десятилетнего периода начинается с года, когда заявитель стал налоговым резидентом Португалии. Данный порядок предусматривает уплату налога по сниженной ставке 20% на доходы, полученные на территории Португалии от профильной деятельности. Предусмотрено также освобождение от уплаты налога на доходы, полученные за пределами Португалии, включая пенсионные отчисления, проценты, дивиденды, роялти, а также доходы от профессиональной деятельности за рубежом при соблюдении определенных условий. В то же время проводятся реформы по расширению налоговой базы.
В Швеции установлена предельная корректировка порога по государственному подоходному налогу, был увеличен лимит для вычета командировочных расходов, скорректированы лимиты верхнего и нижнего пороговых значений дохода. Ставка подоходного налога в Швеции рассчитывается по прогрессивной шкале (от 0 до 57,1%). Большинство граждан страны платят только местный налог. Он может составлять от 29 до 35% годового дохода в зависимости от части страны, в которой проживает человек. Государственный налог (20%) взимают с тех, кто зарабатывает больше 443200 крон (50000 долл. США). Максимальный подоходный налог взимается с граждан, чей заработок 638800 крон и выше (71000 долл. США). Помимо местного и государственного налога, эти люди должны уплачивать 5% от суммы, превысившей лимит. Австралия, Канада, Эстония, Люксембург, Нидерланды и Великобритания также ввели меры по расширению базы подоходного налога с физических лиц, вступающие в силу в 2017 г. или позднее. Австралия осуществила реформы, касающиеся правил проживания, чтобы включить сезонных работников в число налогоплательщиков. Великобритания расширила базу НДФЛ путем принятия мер по борьбе с использованием скрытого вознаграждения самозанятых. Люксембург реформировал шкалу ставок НДФЛ. Увеличен налог на доходы от сбережений, которые получают резиденты Люксембурга. Вместо 10% им придется платить 20%. Появились также новые пороги в прогрессивной налоговой системе для доходов физических лиц: 41% для доходов выше 150 000 евро и 42% – для доходов выше 200 000 евро. Некоторые страны ограничили или полностью исключили налоговые расходы, которые, как правило, носят регрессивный характер. Реформы такого характера могут быть полезными, поскольку они увеличивают средние ставки налога без повышения предельных ставок и могут способствовать повышению прогрессивности налоговой системы. Например, Эстония ограничила вычет процентов по ипотечным кредитам; Люксембург ограничил вычеты по потребительским кредитам; Канада ликвидировала налоговые льготы по образованию, а также невозвращаемый налоговый кредит для детей, которые занимаются спортом или творчеством. В то же время Люксембург увеличил вычет процентов по ипотечным кредитам на жилье, а Швеция увеличила налоговый вычет для лиц, работающих в качестве домашних прислуг, и скорректировала лимит вычитаемых командировочных расходов для физических лиц.