Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения в России.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
1.2 Виды социального обеспечения
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Государственная социальная помощь
2.2 Система социального страхования
Таким образом, социальное обеспечение – это форма практической реализации существующей в государственной социальной политики. Главная цель социального обеспечения – оказание активной помощи нуждающимся категор обеспечения путем перераспределения денежных средств и государственного бюджета и бюджетов специальных фондов.
Следовательно, существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.
1.2 Виды социального обеспечения
Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулирование нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид
социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения[10] - обязан обеспечить эту реализацию.
Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:
1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);
2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);
3) по срокам правоотношений длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные).
Можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения:
а) государственное социальное страхование;
б) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета;
в) дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия).
Первый и второй виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).
Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:
1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении основных и процедурных правоотношений[11].
Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор: а) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа; б) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.
Основные материальные правоотношения, как указывает Е.Е. Мачульская[12], являются «ядром» всей системы правоотношений по социальному обеспечению.
Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.
Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.
Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:
1) пенсионные;
2) по выплате пособий, социальных компенсаций;
3) по предоставлению социальных услуг.
Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения.
Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:
а) по старости;
б) за выслугу лет или военной службы;
в) по инвалидности;
г) по случаю потери кормильца;
д) социальной.
Этим основным материальным пенсионным правоотношениям предшествуют и пять видов соответствующих процедурных правоотношений по установлению юридических фактов и их составов для права на данный вид пенсии и вынесению решения о ее назначении.
Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом:
1) единовременного характера по выплате:
а) пособия при рождении ребенка;
б) пособия на погребение (ритуальное);
в) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;
г) пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет в женской консультации;
2) периодические по выплате:
а) пособия по беременности и родам;
б) пособия по временной нетрудоспособности;
3) ежемесячные по выплате:
а) пособия пострадавшим от радиации;
б) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;
в) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;
г) пособий по безработице.
Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды:
а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска;
б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3- летнего возраста;
в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам;
г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС[13] и др. Подробнее о них см. в разделе II. Эти виды правоотношений по компенсациям появились лишь в последние годы.
Правоотношения по обеспечению социальными услугами классифицируются по видам услуг следующим образом:
1) услуги по медицинскому обслуживанию и лечению. Их субъектами выступают все граждане как правомочные субъекты, а обязанными субъектами являются медицинские учреждения. Эти правоотношения различаются, в свою очередь, по видам медицинской помощи:
а) о скорой (неотложной) медицинской помощи;
б) об амбулаторном лечении в поликлиниках, диспансерах и профилактике ими заболеваний;
в) о стационарном лечении и помощи в стационарных лечебных учреждениях (больницах, госпиталях).
Объектом правоотношений по всем медицинским услугам является здоровье гражданина, а в отношении стационарного лечения к объекту относится и уход за больным, его питание.
2) длящиеся правоотношения по содержанию нетрудоспособных в социальных учреждениях:
а) престарелых и инвалидов — в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
б) детей, нуждающихся в этом: детей-сирот — в детских домах, интернатах, детей - инвалидов — в домах для детей-инвалидов, в профессионально-технических школах - интернатах органов социального
обеспечения (для слепых, глухонемых и т. д.), детей дошкольного возраста — в детских садах-яслях, школьников — в санаторно-лесных школах, в детских и юношеских лагерях;
в) не имеющих места жительства — в домах ночного пребывания.
3) санаторно-курортное лечение или отдых по направлению бесплатно или с частичной (20—30%) оплатой по путевкам, выдаваемым профсоюзным комитетом, в санаториях, пансионатах, домах отдыха, туристических или альпинистских лагерях и т.п.;
4) по протезированию бесплатно или на льготных условиях. Законодательство предусматривает круг лиц, которым предоставляется бесплатное протезирование (инвалидам войны, детям и др.) или со скидкой 50% (например, ветеранам военного тыла) и по пониженным ценам.
С момента возникновения необходимости в протезировании у такую граждан возникают при их обращении в соответствующие учреждения праве на протезирование и правоотношения по бесплатному или льготному их протезированию.
5) социально-бытовое бесплатное обслуживание одиноких нетрудоспособных граждан на дому социальным работником от органа социальной защиты населения (уборка, покупка продуктов и т. д.). Здесь содержанием правоотношения по предоставлению социальных услуг являются права и обязанности обоих его субъектов. Лицо, которому предоставляется соответствующая социальная услуга, обязано соблюдать правила того социального учреждения, в котором оно пребывает, а медицинское или социальное учреждение обязано предоставить ему необходимые лечение, уход; социальное учреждение для нетрудоспособных — также содержание, культурно-бытовое обслуживание, а детское — и воспитание ребенка;
6) услуги в полустационарных условиях (отделения дневного (ночного) пребывания, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лип без определенного места жительства (так называемых бомжей). Это услуга по организации для них питания, спальных мест, обеспечению книгами, газетами, настольными играми; услуги социально-медицинские (лечебно-оздоровительные мероприятия, содействие в получении медико- психологической помощи, содействие в получении образования и ( или) профессии инвалидами по их возможностям и способностям), по оказанию правовых услуг. Данные услуги предоставляются на основании Постановления Правительства РФ от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг[14].
В результате вышеизложенного можно сделать вывод, что классификация видов социального обеспечения имеет такой же принцип, как и классификация правоотношений по социальному обеспечению, т.е. основными критериями являются субъект и объект правоотношений. Однако следует заметить, что данная классификация может подлежать постоянному изменению в силу изменения характера правоотношений в соответствии с действующим и разрабатывающимся законодательством[15].
Источником финансирования всех видов социальной помощи служат бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ.
Что касаемо государственного социального обслуживание то, оно представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-медицинских услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме основных организационно-правовых форм можно сказать о том, что система социального обеспечения организованна на всех уровнях территориального устройства.
Так В. Ш. Шайхатдинов[16] выделял 3 уровня социального обеспечения на основе территориального устройства РФ:
- централизованное социальное обеспечение (федеральный уровень) – на этом уровне реализуется общая политика государства в сфере социального обеспечения, устанавливаюсь общие нормы и стандарты социального обеспечения для всех субъектов федерации.
- региональное социальное обеспечение (региональный уровень) - субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, данный уровень может быть только повышен. Субъект федерации может устанавливать свои организационно-правовые формы дополнительных мер социального обеспечения определенных категорий населения на уровне субъекта за счет собственных финансовых источников.
- социальное обеспечение на местном, локальном уровне – к нему можно отнести локальные формы дополнительных мер социальной защиты, которые устанавливаются органами местного самоуправления, коллективными договорами, субъектами социально-партнерских соглашений.
В наше время локальные формы имеют важное значение, так как именно они максимально приближены к человеку.
Таким образом, можно выделить три основные вида социального обеспечения: пенсии, пособии и социальные компенсации, которые охватывают все сферы жизни населения экономическую, социальную, политическую и духовную сферу.