Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения в России.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социального обеспечения
1.2 Виды социального обеспечения
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Государственная социальная помощь
2.2 Система социального страхования
Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), удерживается их состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ.
Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ[31].
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан также имеют право обратиться за предоставление им набора социальных услуг.
Порядок[32] обращения этих лиц за предоставление набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов[33], связанных с предоставлением указанным лицами набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ.
Плата за предоставление указанным гражданам набора социальных услуг не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.
Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральный орган исполнительной сласти, осуществляющим надзором в сфере здравоохранения и социального развития.
Государственная социальная помощь (в части финансирования) может рассматриваться как вид региональной формы социального обеспечения. Это обусловлено также и тем, что правовое регулирование отношений в области социального обеспечения относится к совместной компетенции органов государственной власти федерального центра и субъектов Российской Федерации.
В ростовской области Федеральный бюджет обеспечивает расходы по социальной поддержке: инвалидов и участников войны; участников боевых действий; жителей блокадного Ленинграда; членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников войны, ветеранов боевых действий; инвалидов; военнослужащих; доноров, чернобыльцев и приравненных к ним категорий; бывших узников фашистских лагерей. Их численность превышает 370 тыс. человек. В области более 1,1 млн. региональных льготников. Это: ветераны труда, труженики тыла, пострадавшие от политических репрессий, сельские специалисты, малообеспеченные семьи с детьми. В 2007 году добавилась новая категория - ветераны труда Ростовской области.
Статьей 159 Жилищного кодекса[34] РФ и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761[35] определен единый для всех субъектов Российской Федерации порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 1999 года в области действует закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области[36]», которым законодательно закреплены заявительный характер помощи, адресный подход в предоставлении и зависимость помощи от прожиточного минимума и доходов получателя. Получатели адресных социальных пособий являются семьи с инвалидами, неполные и многодетные семьи, граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Социальное обслуживание населения:
1) стационарные учреждения социального обслуживания. В области для престарелых и инвалидов действуют государственные стационарные учреждения: дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты. В учреждения направляются граждане, оставшиеся без опеки родственников, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе;
2) учреждения социального обслуживания семьи и детей. С 1993 года в области развивается сеть учреждений социального обслуживания семей и детей. Их деятельность направлена на профилактику безнадзорности и беспризорности, оказание реабилитационной работы семьям с детьми;
3) нестационарные учреждения социального обслуживания. Это социально-реабилитационные отделения, отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания;
4) учреждения социальной помощи лицам без определенного места жительства. Обратившимся в данные учреждения предоставляется место временного пребывания или ночлега, оказываются социально-медицинские, социально-правовые услуги, а также содействие в проведении мероприятий по социальной адаптации к условиям жизни в обществе.
В целях оказания социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в области реализуется ряд мер:
1) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) адресная социальная выплата в связи с ростом тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение;
3) компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
По состоянию на 01.04.2016 жилищные субсидии получили 151,1 тыс. семей (9,4 % всех семей, проживающих в области), средний размер субсидии в месяц на одну семью составил 2 177,7 рубля. С января по март 2016 года адресную социальную выплату в связи с ростом тарифов получили 77,6 тыс. семей, проживающих в 29 муниципальных образованиях Ростовской области, средний размер выплаты на семью в месяц составил 120,0 рубля. По состоянию на 01.04.2016 в области состоят на учете 346,6 тыс. федеральных льготников (ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов, инвалиды всех групп, граждане, подвергшиеся воздействию радиации). Средний размер денежной выплаты на оплату ЖКУ федеральным льготникам составляет – 1 117,4 руб. в месяц, региональным льготникам – 1 205,6 руб. в месяц. С 01.01.2015 полномочия по предоставлению ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР» переданы органам социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Ростовской области. Выплата на 01.04.2016 осуществлена 10,3 тыс. чел., размер выплаты в 2016 году составляет 12 373,0 рубля.
В соответствии с действующим областным законодательством семьям с детьми в Ростовской области предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям;
2) ежемесячная денежная выплата на детей первого - второго года жизни из малоимущих семей для приобретения специальных молочных продуктов детского питания;
3) ежемесячные денежные выплаты на полноценное питание при наличии заключения врача беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет из малоимущих семей;
4) ежемесячная денежная выплата на детей из многодетных семей на каждого ребенка.
Размер пособий и выплат в 2016 году составляет от 374 до 745 рублей. На 1 апреля 2016 года указанные меры социальной поддержки предоставлены более чем 264,8 тыс. детей. В 2016 году размер регионального материнского капитала составляет 117 754 рубля. В целях улучшения демографической ситуации в Ростовской области и во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации[37]» в Ростовской области с 1 января 2013 года семьям при рождении третьего или последующих детей предоставляется ежемесячная денежная выплата до достижения ребенком возраста 3 лет. Размер выплаты в 2016 году составляет 7 704 рубля. За период с 01.01.2013 по 01.04.2016 года произведена единовременная денежная выплата 18 семьям в связи с рождением одновременно трех детей. Размер выплаты на каждого ребенка с января 2016 года составляет 58,9 тыс. рублей. По состоянию на 01.04.2016 года адресная социальная помощь оказана 6 471 малоимущим семьям, средний размер помощи составил 6 224,71 рубля.
Таким образом, государственная социальная помощь в России предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
2.2 Система социального страхования
Система социального страхования (ССС) – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование[38].
ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в социальной сфере.
Главной из них является ФСС. Это фонд наделен особым статусом. Благодаря этому саму систему можно считать совокупностью методов при страховании рисков потери нетрудоспособности и ежемесячного дохода. Риски – это обязательный элемент страховой сферы. Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально – экономических рисков[39].
Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.
Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации[40].
Очевидно, что данная система централизована. Руководство для каждого фонда образует правительство страны. Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.
Данная система имеет три уровня:
1) первый уровень – государственные федеральные фонды;
2) второй уровень – территориальные ответвления центральной организации;
3) третий уровень – административные фондовые единицы.
Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально – политических задач, всегда разные.
Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами. Главная цель в предоставлении такой финансовой независимости – гарантия социальной справедливости в обществе, обеспечение перераспределения денежных средств между разными категориями трудоспособного населения. Фонды вступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае[41].
Средства фондов формируются за счет:
1) пожертвований;
2) бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
3) налогов;
4) платежей работодателей.
Добровольной страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное. Страховщиком может вступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.
Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию[42]. Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.
Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые перед годовым бюджетом той или иной организации. Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны[43].
В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.
Система социального страхования в РФ включает в себя:
1) обязательное;
2) добровольное страхование.
Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:
1) страхование при временной нетрудоспособности в связи с материнством;
2) страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
3) обязательное медицинское страхование;
4) обязательное пенсионное страхование.
Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.
Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций. Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека. Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (медицинского персонала, военнослужащих)[44].