Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В статье 7 Конституции Российской Федерации[1] государство определяется как социальное, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой же статье отмечается, что в Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Таким образом, специфической функцией социального государства является функция социальной защиты населения, прежде всего самых неблагополучных в материальном отношении социальных групп.

К числу мер социальной защиты относится, прежде всего, достойный человека минимум заработной платы, равно как и гарантированность права на труд, и охрану труда. Огромное значение имеет также поддержка государством семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Социальное государство стремится в известных пределах и к обеспечению социального равенства. Оно в той или иной форме реагирует на проявления неравенства, устанавливая разного рода гарантии для тех, кто принадлежит к наименее обеспеченным социальным группам или оказался в сложной жизненной ситуации в силу возраста, потери трудоспособности, природных катаклизмов и т.д.

Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось гибкой социальной политикой государства, эффективной системой социальной защиты населения, определения ее наиболее эффективных форм, и их путей совершенствования.

Актуальность темы исследования. Вопросы правового регулирования отношений по социальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Это обусловлено новыми явлениями в экономике страны – формированием рыночных отношений, построением федеративного устройства государства и пр.

Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; развитие местного самоуправления; зарождение основ негосударственного социального обеспечения. Указанные явления развиваются непоследовательно и крайне противоречиво, что зачастую негативно отражается на материальных интересах подавляющего большинства российских граждан.


Издержки затянувшегося так называемого переходного периода особенно остро ощущают нетрудоспособные граждане, а также семьи с детьми. Размеры получаемых ими государственных пенсий и пособий не достигают уровня установленного прожиточного минимума.

Вполне очевидно, что проводимая экономическая реформа затрагивает государственную систему социального обеспечения и все его виды (элементы) – пенсии, пособия и компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь и лечение.

Особую остроту многие проблемы социального обеспечения приобретают в условиях мирового финансового кризиса, что еще раз подчеркивает актуальность тематики дипломного исследования.

Предметом дипломного исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих систему социального обеспечения, практика ее осуществления.

Объектом дипломного исследования выступает система социального обеспечения в РФ и ее организационно – правовые формы.

Целью данной дипломной работы является раскрытие правовой природы системы социального обеспечения в РФ.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность системы социального обеспечения.
  2. Охарактеризовать виды социального обеспечения.
  3. Дать понятие системы социального страхования.
  4. Охарактеризовать систему государственной социальной помощи.
  5. Рассмотреть обеспечение за счет средств федерального бюджета.

Теоретической базой исследования являются труды специалистов по праву социального обеспечения: Бутенко Е. И., Буянова М.О., Галаганова В.П., Горшкова А.В., К.Н. Гусова., Захарова М.Л., Сулеймановой Г. В., Тучковой Э.Г., и других.

Нормативная база исследования включает в Конституцию РФ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» другие нормативные правовые акты.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность социального обеспечения

Термин «социальное обеспечения» в специальной литературе употребляют в различных смыслах: 1) как особая форма распределительных отношений; 2) как функция государства; 3) как правовая категория, которая в свою очередь может вступать в значении субъективного права граждан; 4) как государственная система и форма материального обеспечения граждан в старости, при потери кормильца и нетрудоспособности и в других случаях; 5) как отрасль права и т.д[2].


Представляется, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (РФ), иных категорий физических лиц[3], вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Всеобщая декларация прав человека[4], принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, закрепляет право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Международный пакт об социальных, экономических и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966г.[5], развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выполнению этих международно- правовых норм, закрепив и развив их в своем законодательстве.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации[6], которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политики которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права.


Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с его возрастом (детство, старость), состояние здоровья или трудоспособности (болезнь, инвалидность), выполнение либо невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.

В ст. 39 Конституции РФ[7] готовится только о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях социальных пособиях. Кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения проявляется в функциях:

1) экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработной платы, утраченной в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, в частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи. Источниками финансирования служат государственные внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный, социального страхования, бюджеты различных уровней, а так же обязательного медицинского страхования;

2) политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются различия в уровне жизни различных слоев населения;

исчерпывающим, так как социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях, установленных законом. Например, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком и др.

В ст. 39 Конституции РФ[8] готовится только о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях социальных пособиях. Кроме денежных выплат, социальное обеспечение может осуществляться и в натуральных формах: содержание в домах - интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.


Часть 2 ст. 39 Конституции РФ закрепляет важное правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией для реализации гражданами своего конституционного права на социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения проявляется в функциях:

1) экономическая функция заключается в полном или частичном замещении заработной платы, утраченной в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, в частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также в оказании минимальной денежной или натуральной помощи. Источниками финансирования служат государственные внебюджетные фонды социального назначения: пенсионный, социального страхования, бюджеты различных уровней, а так же обязательного медицинского страхования;

2) политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются различия в уровне жизни различных слоев населения;

1) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2) натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла - коляски и т. д.);

3) услуги и льготы (содержание в домах – интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и т. д.)[9].

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо бесплатно (алиментарно) вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; предоставление бесплатных для потребителя медицинских услуг по программам ОМС; оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них - по льготным тарифам.