Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства. Система вступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Осуществляется в двух видах как обязательное так и добровольное. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, добровольных принципах.

2.3 Обеспечение за счет средств федерального бюджета

Финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, различных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций государства.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

Другой организационной формой осуществления конституционного права каждого на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигновании из федерального бюджета.

Бюджетным кодексом РФ[45] статьей 74.1. дается определение бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения:

К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.


Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Эта форма охватывает особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам (например, Министерству обороны РФ) из бюджета РФ.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи»[46] получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величины прожиточного минимума, установленных для соответствующих социально – демографических групп населения.

В случае, если в субъекте РФ не установлены величины прожиточных минимумов, используется величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Порядок назначения государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.


Предоставленные заявителем сведенья могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органов социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (однако проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки, В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом[47].

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания оказывается заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи. Заявитель обязан известит орган социальной защиты населения, который назначал государственную социальную помощь, об изменениях,

являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течении 2 недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период, в течение, которого указанная помощь заявителю незаконно оказалась[48].


Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Таким образом, обеспечение за счет средств федерального бюджета имеет важное значение в системе социального обеспечения. Государство осуществляет финансирование за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция РФ, провозгласившая Российскую Федерацию, социальным государством определяет, что в Российской Федерации «устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Таким образом, специфической функцией социального государства является функция социальной защиты населения, прежде всего самых неблагополучных в материальном отношении социальных групп. Следовательно, важное значение приобретают вопросы правового регулирования отношений по социальному обеспечению. Процесс нормативного обоснования системы социального обеспечения должен напрямую отражать происходящие в стране процессы реформации.

По результатам проведенного дипломного исследования можно сделать ряд выводов:

Во-первых, социальное обеспечение представляет собой форму практической реализации существующей государственной социальной политики. Главная цель социального обеспечения – оказание активной помощи нуждающимся категориям населения, предоставления им минимального уровня материального обеспечения путем перераспределения денежных средств и государственного бюджета и бюджетов специальных фондов.

Следовательно, существование указанного комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Во-вторых, можно выделить три основных вида социального обеспечения: пенсии, пособии и социальные компенсации, которые охватывают все сферы жизни населения экономическую, социальную, политическую и духовную сферу.

В-третьих, обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства. Система вступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Осуществляется в двух видах как обязательное так и добровольное. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, добровольных принципах.


В-четвертых, государственная социальная помощь в России предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В-пятых, обеспечение за счет средств федерального бюджета имеет важное значение в системе социального обеспечения. Государство осуществляет финансирование за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, обобщая вышесказанное можно сделать обобщающий вывод. Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержке других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Нормативные правовые акты
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995.
  3. Международный пакт от 16.12.1966 Об экономических, социальных и культурных правах //Бюллетень Верховного Суда РФ. – № 12. – 1994.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// СЗ РФ. – 26.01.2009. – № 4. - Ст. 445.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016, с изм. от 02.06.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) // СЗ РФ. – 03.08.1998. – № 31. – ст. 3823.
  6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // СЗ РФ. – 03.01.2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
  7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. – 19.07.1999. – № 29. – Ст. 3686.
  8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. – 19.07.1999. – № 29. – Ст. 3699.
  9. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. – 19.07.1999. – № 29. – Ст. 3686.