Файл: Организационно-правовые формы социального обеспечения в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, система социального обеспечения представляет собой сложную многоуровневую структуру, которая играет основополагающую роль при реализации населением их конституционных гарантий на социальную защиту.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Государственная социальная помощь

Государственная социальная помощь-это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко приживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года[17].

Согласно ст. 3 указанного закона, государственная социальная помощь оказывается в целях:

1) поддержания уровня жизни малоимущих семей, а так-же малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

2) адресного использования бюджетных средств;

3) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

4) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

5) снижения уровня социального неравенства;

6) повышения доходов населения.

В зависимости от источника финансирования, государственная социальная помощь может быть предоставлена за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета субъекта РФ.

Закон предусматривает различные виды государственной социальной помощи:

1. Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

2. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

3. Набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.


В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей – инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно – курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий, к которым относятся[18]:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно – исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территории и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. По 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. По 31 декабря 1957 г.;

в) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

г) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;


4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно – учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные законом «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно – морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной Войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети – инвалиды.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3 – й степени, и дети – инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно – курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица[19].

Перечень лекарственных средств[20], в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно – профилактических учреждений, перечень[21] изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей – инвалидов, и перечень санаторно – курортных учреждений[22], утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок предоставления социальных услуг. Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством РФ ежемесячной денежной выплаты.


Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год[23].

В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года[24].

В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» [25] с 1 января 2006 г. гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату[26].

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальных услуг предусмотренной п. 1. И отказ от получения социальной услуг, предусмотренной п. 2, указанных выше.

Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.

Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверки подлинности подписи гражданина осуществляются:

1) нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации;

2) органом (организацией), с которым у Пенсионного фонда РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

В случае, если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Порядок[27] предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - регистр).


Регистр должен содержать в себе следующую основную информацию:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была к лица при рождении;

3) дата рождения;

4) пол;

5) адрес места жительства;

6) серия и номер паспорта иди удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дата включения в регистр;

8) категория, к которой относится гражданин;

9) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории;

10) иные сведения, определяемые правительством РФ.

Орган[28], осуществляющий ведение регистра, порядок[29] ведение регистра, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В настоящее время органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, являются Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ передают в орган, осуществляющий ведение федерального регистра, сведения (в том числе базы данных), необходимые для формирования и ведения регистра.

Сведения о лицах, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощью предоставляются органам исполнительной власти субъектов РФ безвозмездно.

С 1 апреля 2007 г. на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 513 руб. в месяц в расчете на одного гражданина, из них: 456 руб. – на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно – курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; 57 руб. – на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на международном транспорте к месте лечения и обратно.

Изменение суммы, направленной на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), производится в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ[30].