Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях на примере гостиницы «Националь».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии
1.1 Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины возникновения конфликтов
1.3. Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций
Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессовых ситуаций на примере гостиницы «Националь»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ причин возникновения конфликтных ситуаций в гостинице «Националь»
2.4. Пути улучшения микроклимата путем предотвращения конфликтов и стрессов
В межличностных конфликтах задействован весь спектр причин: общих и частных, объективных и субъективных. Кроме того, межличностные конфликты затрагивают интересы смежных сторон, так или иначе соприкасающихся с конфликтом. Сферами развития и реализации межличностных конфликтов могут быть коллективы (организации), семья, общественные объединения и другие.
В качестве причинных факторов межличностного конфликта можно назвать следующие (по В. Линкольну)[13]:
1) Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфликта. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация, преждевременная или запоздалая информация и т.д.
2) Поведенческие факторы - предполагающие неадекватное поведение. Они также вызывают конфликт. Например, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость и другие виды поведения.
3) Факторы отношений - определяют конфликт и проявляются во взаимодействии сторон. Так определяющую конфликт роль может играть важность отношений в понятиях ценностей, поведения, различия в образовательных, профессиональных отношениях и другие.
4) Ценностные факторы конфликтности охватывают сферы личностных систем верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты); групповые традиции, ценности, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности и так далее.
5) Структурные факторы, такие как закон, возраст, системы подотчетности, время, доходы, доступность (возможности) и другие.
Любые межличностные конфликты формируются на фоне структурных факторов, которые являются "внешними" по отношению к конфликту, но существенно влияют на его ход. В качестве таких факторов выступают власть, системы управления, политические партии и объединения, социальные нормы, право собственности, религии, правосудие, статус, роли, стандарты поведения, изолированность или открытость, географическое положение.
В реальной жизни "чистые", обусловленные лишь одной причиной конфликты встречаются крайне редко. Поэтому управленцу важно разобраться в системе причинных факторов конфликта, чтобы упредить развитие конфликтной ситуации или разрешить его на возможно ранней стадии.
Классифицировать межличностные конфликты можно по различным основаниям:
1) По сферам существования они могут быть: деловыми; семейными; имущественными; бытовыми и другими.
2) По реальности существования: подлинными - существующими объективно; случайными или условными - зависящими от легко изменяемых обстоятельств; "смещенными" - когда за видимым конфликтом скрывается другой - невидимый; "латентными" (скрытыми) - неосознаваемыми сторонами; "ложными" - когда отсутствуют объективные основания конфликта и он существует лишь в силу ошибок восприятия и понимания.
3) По эффекту функционирования и последствиям: конструктивные и деструктивные.
Конфликт между группой и руководителем. Здесь следует различать конфликты между руководителем и подчиненным ему подразделением, подразделением и руководителем другой группы, между руководителями различных подразделений, если в конфликт вовлекаются члены группы. В последних двух случаях конфликт может перерастать в межгрупповой. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т.е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример бифункционального конфликта.
Вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе связана с методами управления ею. Ибо управление – ни что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяет суть организации. Руководитель призван разрешать частные конфликты, возникающие между подразделениями организации, между управляющими и работниками, между производителями и потребителями во имя более общих интересов организации, которые он рассматривает в качестве целей своей управленческой деятельности.
2) По источникам конфликтности (конфликт генам) конфликты могут быть:
а) структурными - между структурными подразделениями организации (например, между отделами производства - бухгалтерией и отделом развития);
б) инновационными - связанными с развитием организации, ее структурными изменениями;
в) позиционными - возникающими в сфере значимости тех или иных субъектов социального взаимодействия внутри организации;
г) ресурсными - возникающими в процессе распределения и использования ресурсов;
д) динамическими - происходящими в процессе социально-психологического изменения, функционирования организации.
Соответственно видам рассмотренных нами конфликтов их причинами, как правило, становятся несоответствия и противоречия в сфере их возникновения: противоречия в задачах, которые объективно должны решать в организации и ее подразделениях; изменения в организационной структуре организации, ошибках распределения функций, просчеты и несоответствия во взаимоотношениях, нормативах общения, в квалификации работников; различие в целях деятельности подразделений, групповой эгоизм; ограниченность ресурсного обеспечения, нарушение справедливости и целесообразности в отношениях между персоналом организации; Социально-психологические причины жизнедеятельности организации, ее структурированности и уровня организованности.
3) По характеристикам типа функциональной системы.
а) Организационно-технологические конфликты. При таких конфликтах происходит рассогласование организационных начал структуры, что вызывает разбалансированность рабочих мест, должностных установок и предписаний через внутренние факторы конфликта, нарушение технологических процессов.
б) Конфликты в социально-экономической системе организации. Причинами такого вида конфликтов являются: неудовлетворенность заработной платой, задержки ее выплаты, увеличение норм выработки и снижение тарифов оплаты труда; просчеты в руководстве организацией.
в) Конфликты в административно-экономической системе. Обусловливаются радом экономических и организационно-технологических причин, нарушением договорных обязательств, информационной неопределенностью и закрытостью.
г) Конфликты, связанные с функционированием неформальной организации. Причины такого вида конфликтов кроются, прежде всего, в противоречиях системы формальных и неформальных интересов, несовпадением формальных и неформальных методов решения управленческих задач.
д) Конфликты, связанные с функционирование социально-психологической системы отношений. Причины таких конфликтов в противоречиях между сложившимися формальными и неформальными системами отношений в группе, групповыми нормами, в борьбе за лидерство и другие формы влияния, в столкновении групповых интересов, ценностей и целей.
1.3. Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций
Многие специалисты[14], занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет.
Развитие конфликта являет собой сложное социально-психологическое явление, которое воспроизводится, главным образом, в двух соображениях: этапы конфликта и фазы конфликта. Кроме того, мы выяснили, что направление конфликта подвержено содержательной неритмичности, трансформации границ зоны несогласий, напряженности, а также характеризуется различной направленностью. Все это предопределяет его динамику модифицирования, развития от момента создания до момента финала.
Существуют объективные и субъективные факторы конфликта.
По-настоящему имеющие место быть неприязни называются объективными. Они объединены с началами жизнедеятельности и начальными особенностями личности. Если приводить пример являющихся противоречий то выделим противоречия социального неравенства, классовые, конкурентные рыночные отношения. Это могут быть противоречия информационного, умственного характера, внутренних желаний человека и видений. Объективные факторы конфликтов делают конфликт неизбежным.
Управление конфликтами в таком случае потребно осуществлять в определенных формах, санкционирующих наиболее эффективно воплощать в действительность информационный мониторинг и вырабатывать зоны конфликта в субъективно значимых для конфликт антов границах[15].
Субъективные факторы конфликта познакомлены наглядно, надуманно существующими противоречиями, которые появляются в силу субъективности соображения и постижения конфликтной ситуации ратующими сторонами. Люди извращенно видят ситуацию и условия, в которых они находятся. Расстановка сил подчинения не отвечает реальной надобности и их мысленное видение создает картины не подобающие реальности бытия. Препровождаемое делается реальным - результат. Иллюзии становятся источниками неприязней и конфликта, а стимулы подчинения возрастают. Чья позиция конфликт антов не менее адекватна и правдоподобна, часто невозможно определить.
Динамика конфликта[16] реализуется в нескольких этапах, отличающихся один от другого, по содержанию и очередности форм его протекания. Такие этапы в каждом конкретном конфликте имеют различную продолжительность, но последовательность их неизменна. Представить ее можно следующим образом:
1) Этап пред конфликтные ситуации. Характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2) Этап инцидента. Характеризуется осознанием конфликтной ситуации хотя бы одним из участников конфликта. Осознание формирует значительное эмоциональное переживание им этого факта.
На втором этапе могут проявляться критические, недоброжелательные выказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и прочее.
3) Этап развития конфликта. Участники (один или несколько) переходят к активным действиям, направленным на нанесение ущерба "противнику". Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Одновременно, они могут не осознавать конечных целей конфликта, собственных интересов и до конца не понимать суть и предмет конфликта.
4) Этап кульминации конфликта. Это своего рода верхняя точка развития конфликта, выражается пиковыми значениями и характером проявления. В кульминации конфликт достигает такого накала, что сторонам (хотя бы одной из них) становится, очевидно, что продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействия и искать средства и пути решения конфликта в посреднических сферах. Кульминация - вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей.
5) Этап разрешения конфликта. На этой фазе конфликт завершается. Здесь необходимо рассмотреть два понятия[17]:
а) Цена конфликта.
ЦК = Э + Д + С
где э - затраты энергии, времени, и сил на конфликтную деятельность;
Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта соперничающей стороной;
С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и т.д.)
б) Цена выхода из конфликта.
ЦВК = У - П
где У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и т.п.);
П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и пр.).
Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяют рационально решить вопрос о продолжении конфликта. Если цена резко возрастает, то выгоднее прекратить его. Конфликт может быть оценен в вероятностном варианте, в котором будут взвешиваться шансы на победу, проигрыш и цена рисков. Если риски остаются неоправданными, а ЦК ЦВК, то есть все основания искать пути к прекращению конфликта.
6) Этап постконфликтной ситуации. Конфликт почти всегда не проходит незаметно. Поэтому возникает необходимость ликвидировать или закрепить деструктивные, негативные или наоборот позитивные, конструктивные последствия, изменения в организации, группе или личности, такую ситуацию называют еще последействием конфликта.