Файл: Abrosimov - Protivopozharnoye vodosnabzheniye 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.06.2019

Просмотров: 11544

Скачиваний: 241

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

w

Задняя поверхность 

лопасти 

Передняя поверхность

б 

а 

лопасти 

            

 

 

Рис. 1.14. Схема распределения относительных скоростей 

в потоке между лопастями: 

а – по струйной теории; б – при конечном числе лопастей 

 

Указанные  допущения  называются 

схемой  бесконечного  числа  лопа-

стей

. Эти допущения до определенной степени идеализируют, упрощают 

характер движения жидкости в межлопастном пространстве. Однако, при-
няв их, можно без значительных погрешностей получить основные расчет-
ные соотношения центробежных насосов, объяснить влияние геометриче-
ских и режимных параметров на напор, подачу, мощность, КПД насоса. 

В действительности относительные скорости

 w

 частиц  жидкости,  ле-

жащих на одной окружности, неодинаковы (рис. 1.14, 

б

). Давление на ли-

цевой  стороне  лопасти  (передняя  сторона  лопасти  по  отношению  к  на-
правлению  её  движения)  больше,  чем  на  её  тыльной  стороне.  Согласно 
уравнению Бернулли, чем больше давление, тем меньше скорость. Поэто-
му  относительная  скорость  частиц,  движущихся  вдоль  лицевой  стороны 
лопасти,  меньше  относительной  скорости  частиц,  движущихся  вдоль  её 
тыльной  стороны.  Траектории  частиц,  непосредственно  примыкающих  к 
лопасти, совпадают с ней по форме. Траектории же остальных частиц не-
сколько отличаются. 

Отличия  реальных  условий  движения  жидкости  в  межлопастных  ка-

налах  от  идеализированной  схемы  бесконечно  большого  числа  лопастей 
струйной  модели  потребуют  корректировки  полученных  решений.  Абсо-

лютную скорость 

C

 можно разложить на две составляющие: окружную 

С

U

 

 

и радиальную 

С

R

Окружная  составляющая  абсолютной  скорости  представляет  собой 

проекцию абсолютной скорости на направление касательной к окружности 
и равна: 

α

= cos

C

C

U

,                                           (1.34) 

 

31


background image

а радиальная составляющая представляет собой проекцию

 С 

на направле-

ние радиуса рабочего колеса: 

α

= sin

C

C

R

,                                            (1.35) 

где 

α − угол  между  абсолютной 

С 

и  окружной 

U

  скоростями  (см.  рис. 

1.13).  

Абсолютная скорость 

С

 связана с окружной 

С

U

 и радиальной 

С

R

 соот-

ношением: 

2

2

2

R

U

С

С

С

+

=

.                                            (1.36) 

Величина  радиальной  составляющей 

С

R

  определяет  подачу  насоса,  а 

окружная составляющая 

С

U

 влияет на величину напора. 

1.6. Основное уравнение центробежных насосов 

Основное  уравнение  лопастных  насосов  можно  вывести  на  основа-

нии  уравнения  моментов  количества  движения.  Пусть  тело 

М

  массой 

m

 

(рис. 1.15) движется со скоростью 

С

.  

Количеством  движения

  называ-

ется вектор, равный по величине про-
изведению массы тела на его скорость 
и направленный вдоль вектора скоро-
сти.  Спроектировав  количество  дви-
жения  на  направление,  перпендику-
лярное  лучу,  проведенному  к  телу 

М 

из  точки 

О

,  и  умножив  полученную 

проекцию на расстояние  

ОМ = R

, по-

лучим  момент  количества  движения 
тела относительно точки 

О

mc 

α 

L mC

R

.            (1.37) 

cos

=

α

Производная  по  времени  от  мо-

мента  количества  движения  механиче-
ской  системы  относительно  неподвиж-
ной  точки  равна  главному  моменту 
всех внешних сил, приложенных к сис-
теме относительно той же точки, т. е. 

О 

 
 

Рис. 1.15. Момент количества движения 

 

32 


background image

M

dt

dL Δ

=

.                                            (1.38) 

Используем  приведенные  положения  механики  для  объема  жидкости, 

заключенной в канал между лопастями насоса (см. рис. 1.13). Выделим кон-
трольными  поверхностями  А  и  В  объем  жидкости,  находящейся  в  канале. 
Через промежуток времени dt объем жидкости АВ переместится в положе-
ние А'В'. Изменение момента количества движения жидкости за время dt: 

dL = L

A'B'

 – L

AB

.                                       (1.39) 

Момент  количества  движения  жидкости  в  объеме  А'В'  равен  сумме 

моментов количества движения жидкости в объёмах  А'А   и   В В'

B

B

B

A

B

A

L

L

L

+

=

,                                    (1.40) 

а момент количества движения жидкости в объеме АВ равен сумме момен-
тов количества движения в объемах  АА' и В'В

B

A

A

A

AB

L

L

L

+

=

.                                       (1.41) 

Подставляя формулы (1.40) и (1.41) в формулу (1.39), получаем: 

A

A

B

B

L

L

dL

=

.                                        (1.42) 

Объем  ВВ' равен объему жидкости, вытекающей через поверхность В 

за время  dt, т. е. равен  

Δ

Qdt, а масса жидкости, заключенная в объеме ВВ'

равна 

ρ

BB

m

Q

dt

= Δ

,                                            (1.43) 

где 

ΔQ – расход жидкости в одном межлопастном канале. 

 = m  = 

ρΔQdt. 

Для несжимаемой жидкости объем АА' = ВВ' и m

AA′

BB′

Моменты количества движения массы жидкости, заключенной в объ-

емах ВВ' и АА', равны соответственно: 

2

2

ρ

cos α

BB

L

QdtC

2

R

= Δ

1

1 1

AA

R

,                                

(1.44) 

ρ

cosα

L

QdtC

= Δ

где C

1

cos

α

1

 и C

2

cos

α

2

 – проекции абсолютной скорости на входе и выходе 

из  рабочего  колеса  на  направление  касательной  к  внутренней  и  внешней 
его окружности (см. рис. 1.13); R

1

 и R

2

 – внутренний и наружный радиусы 

рабочего колеса. Подставляя формулу (1.44) в формулу (1.42), получаем: 

1

1

1

2

2

2

cos

cos

R

QdtC

R

QdtC

dL

α

Δ

ρ

α

Δ

ρ

=

)

cos

cos

(

1

1

1

2

2

2

R

C

R

C

Q

dt

dL

α

α

Δ

ρ

=

или                             

 

33


background image

 
С учетом формул (1.38) и (1.34) запишем: 

.                                 (1.45) 

)

(

1

2

1

2

R

C

R

C

Q

M

U

U

Δ

ρ

=

Δ

Это  изменение  момента  количества  движения  происходит  за  счет  мо-

мента  сил,  с  которыми  стенки  канала  действуют  на  жидкость.  Полученное 
уравнение может быть распространено на все рабочее колесо, представляю-
щее  собой  систему  каналов. В  этом  случае  под Q  следует  понимать  расход  

 жидкости через колесо, под 

– момент сил, с которым 

рабочее колесо воздействует на находящуюся в нем жидкость (здесь n – ко-
личество межлопастных каналов). Таким образом, для рабочего колеса 

=

Δ

=

n

i

M

M

1

=

Δ

=

n

i

Q

Q

1

к

.                                  (1.46) 

)

(

1

2

к

1

2

R

C

R

C

Q

M

U

U

ρ

=

Секундная  работа  (мощность),  которую  производит  рабочее  колесо, 

воздействуя на находящуюся в нем жидкость, равна произведению момен-
та  М  на  угловую  скорость  рабочего  колеса 

ω.  Эта  работа  равна  энергии, 

передаваемой рабочим колесом жидкости за единицу времени, или гидрав-
лической мощности N 

г

Тогда   N = N

ω  или, с учетом (1.46): 

г 

.                                (1.47) 

ω

ρ

=

)

(

1

2

к

г

1

2

R

C

R

C

Q

N

U

U

Так  как  R

1

ω = U

1

 – окружная  скорость  рабочего  колеса  на  входе  и  

R

2

ω = U

2

 – окружная скорость рабочего колеса на выходе, то: 

.                                 (1.48) 

)

(

1

2

к

г

1

2

U

C

U

C

Q

N

U

U

ρ

=

Ранее получено уравнение (1.15), в соответствии с которым 

т

к

г

H

gQ

N

ρ

=

следовательно, 

g

U

C

U

C

g

U

C

U

C

H

U

U

1

1

1

2

2

2

1

2

т

cos

cos

1

2

α

α

=

=

.                (1.49) 

В уравнении (1.49) Н

т

 – напор, который создал бы центробежный на-

сос с бесконечным числом бесконечно тонких лопастей, если бы он пере-
качивал абсолютно невязкую жидкость, т. е. без учета потерь напора в на-
сосе (без учета 

η ). 

г

Уравнение (1.49) и  есть  основное  уравнение  центробежных  насосов. 

Оно впервые было получено Л. Эйлером в 1755 г. и называется уравнением 
Эйлера
.  Оно  связывает  напор  насоса  со  скоростями  движения  жидкости, 

 

34 


background image

которые зависят от подачи, числа оборотов рабочего колеса, геометрии ло-
пастей (

α, R). 

Уравнение (1.49) дает  возможность  по  заданному  напору,  подаче  и 

числу  оборотов  рассчитать  выходные  элементы  рабочего  колеса.  Очерта-
ние лопастей рабочего колеса зачастую принимается таким, что жидкость 
входит в рабочее колесо в радиальном направлении, и угол 

α

1

 между ско-

ростями C

1

 и U

1

 равен 90°, а cos

α

1

 = 0. Для таких насосов 

2

2

2

т

cosα

C U

H

g

=

.                                          (1.50) 

Действительный напор, создаваемый рабочим колесом, меньше теоре-

тического  при  бесконечном  количестве  лопастей  Н < Н

т

.  Во-первых,  это 

объясняется тем, что часть энергии, получаемой жидкостью в рабочем ко-
лесе, затрачивается на преодоление гидравлических сопротивлений в про-
точной части машины. Эти потери учитываются гидравлическим КПД (

η

г

). 

Во-вторых, указанное неравенство обусловлено отклонением действитель-
ной картины течения от предполагаемой струйной при бесконечном коли-
честве лопастей. Это учитывается введением поправочного коэффициента 

ε

z

 на конечное число лопастей 

г

т

η

=

z

ε

H

H

.                                             (1.51) 

Гидравлический  КПД  современных  центробежных  машин  оценивает 

гидравлическое  совершенство  проточной  части  их  и  лежит  в  пределах 
0,80–0,96. Поправочный коэффициент 

ε

z 

< 1 зависит от конструкции рабо-

чего колеса и определяется по полуэмпирическим формулам, например, по 
формуле Стодолы: 

2

2

sin

1

ε

2

β

π

=

z

C

U

U

z

,                                      (1.52) 

где z – число лопастей; 

β

2

 – угол между относительной и окружной скоро-

стями на выходе из рабочего колеса, т. е. угол, который характеризует кри-
визну  лопасти  (рис. 1.16). Остальные  обозначения  приведены  выше.  Зна-
чение поправочного коэффициента 

ε

z

 в ориентировочных расчетах можно 

принять 

ε

z

 = 0,8–0,7. 

Задачи 
1.18. Определить величину теоретического напора, развиваемого цен-

тробежным  насосом,  при  следующих  данных:  С = 2 м/с,  d

1

 = 100 мм,  

α

1

 = 90°, n = 2000 об/мин, С = 20 м/с, = 250 мм, α

2

 = 45°. 

1.19.  Рабочее  колесо  центробежного  насоса  имеет  входной  и  выход-

ной радиусы R

1

 = 100 мм и R

2

 = 200 мм, ширину на входе b

1

 = 100 мм и  

 

35