Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12616
Скачиваний: 85
Таблица 14 РАБОЧИЙ ФОРМУЛЯР «КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ»
|
Тип |
Характерный признак |
Цели |
Мероприятия |
1. |
Культура управления, ориентированная на производство |
Человек — это фактор производства |
Повышение производительности труда |
Повышение производительности под нажимом сверху, сокращение персонала, например, в результате автоматизации |
2. |
Культура управления, ориентированная на финансы |
Человек — это, в чистом виде, фактор издержек |
Минимизация издержек |
Shareholder Value, сокращение персонала, например, путем слияния фирм и перехода из рук в руки |
3. |
Культура управления, ориентированная на клиентов |
В центре всех действий стоит клиент |
Повышение удовлетворенности клиента |
Опрос клиентов |
4. |
Интегративная культура управления, ориентированная на создание ценностей |
Человек — это носитель потенциалов, важнейший фактор успеха, цели всех типов играют важную роль |
Повышение квалификации сотрудников, повышение потенциала |
Введение оценки потенциала сотрудников, всеобъемлющая концепция обучения |
гать. Она представляет собой результат специфических моделей поведения группы людей (чаще всего, руководителей высшего уровня, создателей) и награды за это по прошествии какого-то определенного периода времени»1.
Важно, чтобы изменившиеся с течением времени культура управления и культура организации были так прочно закреплены, чтобы и при смене руководства не произошло возвращения к древней культурной эпохе. Поэтому необходимо, чтобы, в случае прихода к руководству ключевыми позициями людей со стороны, они прошли проверку на то, могут ли они идентифицировать себя с существующей организационной культурой и соответствующим образом развивать ее дальше.
Так как разработка изменений культуры организации и их соблюдение представляет собой долгий и сложный процесс, то излишне напоминать, что культура должна стоять не только в самом начале реорганизации, а проходить через весь процесс преобразований.
Многие этапы реорганизации вообще не могут успешно осуществляться, если в унисон с ними не будет изменяться организационная культура.
1 Kotter J.P. Transformation und Untcrnehmcnskultur. a.a.O. S. 64.
108
Таблица
15
УРОВНИ
КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Культура будущего (на многих предприятиях уже сегодня) |
• Децентрализованная • Иерархия
• Системная
организа • Диаграммы функций |
• Ориентация
на ко
• Видение
как образ
• Внутреннее
сотрудни • Коучинг |
• Стратегическое
управ
• Стратегическое
и опе |
Сегодняшняя культура |
• Организация
с линей • Матричная организация
• Должностные
инструк |
Кооперативная |
• Стратегическое
и опе
• Документация
на пла • Планы
подстраховы |
Вчерашняя культура |
Пирамида с четкими иерархическими подчиненностями |
• Патриархальная
• Псевдодемокра |
Главный пункт — оперативное планирование |
Позавчерашняя культура. Каменный век |
Развивалась медленно, представляет собой выросшие дебри |
• Авторитарная
• Принцип
приказа и |
Специальное (целевое) планирование, благодаря этому высокая скорость перемен |
Уровень культуры Факторы |
Организационная культура |
Стиль управления / образ действий руководителя |
Планирование Стратегическое — оперативное |
109
Окончание
табл. 15
Культура будущего (на многих предприятиях уже сегодня) |
• Мотивирует
только
• Новые
структуры, боль • Возникают
новые доб |
• Мы
попробуем это
• Это
интересно, мы |
Сегодняшняя культура |
Главный момент: гедонистические ценности |
Только без спешки |
Вчерашняя культура |
Дифференцированная структура ценностей в соответствии с возрастом, с легким налетом постматериальных ценностей |
«За что отвечает господин / госпожа XY» |
Позавчерашняя культура. Каменный век |
Преобладают пуританские ценности |
• «Так не пойдет!»
• «Это
надо сначала про • «Начальник
всегда |
Уровень культуры Факторы |
Ценности |
Девиз |
110
Десятый и последний шаг. Предусмотреть петли обратной связи
Процессный характер изменения лучше всего выражается посредством вплетения петель обратной связи. Это означает, что десять ступеней изменений следует рассматривать не в последовательном порядке, а как итеративный процесс. Если, например, при работе над каким-либо отдельным проектом возникнут проблемы, то может возникнуть необходимость вновь вернуться к пункту «сознание проблемы». Возможно, потребуется также пересмотреть ранее сформулированные изменения и цели как устаревшие. Изменение означает, что предприятие развивается и идет вперед (поднимается вверх) шаг за шагом, последовательно. Оно все более ориентируется на клиентов и сотрудников, не выпуская из поля зрения интересы акционеров. Достичь взвешенного баланса между различными кругами интересов — это задача высшего руководства.
На улучшение отношениях и повышение стимулов для хорошей работы большое влияние оказывают не только конкретные и высокие цели, но и, в первую очередь, возможность давать ясные и честные обратные сигналы. Целевые системы без постоянного измерения достижения целей не могут долго приносить желаемого результата. Поэтому в этом деле нужно использовать психологическую помощь, по возможности, извне. Регулярно подаваемые сигналы обратной связи гарантируют систематическое следование целям и их достижение.
Подача обратных сигналов имеет большое значение и для работы над изменениями. Это же относится и к системам стимулирования, сотрудники получают больше возможности для принятия самостоятельных решений.
Ориентированный по целям обмен информацией является, с педагогической точки зрения, своеобразной формой изучения опыта. Основная структура изучения опыта может быть в любое время превращена в реализацию визионерской работы или работы по изменению организационной культуры. При этом сотрудники собираются в группы не для того, чтобы обменяться знаниями, а для того, чтобы за ними признали право быть экспертами своей рабочей ситуации и тем самым мотивировать их к еще большей отдаче.
Благодаря признанию статуса эксперта по изменениям на своем собственном рабочем месте сотрудники получают мотивацию для активного участия в проектах изменений. При обмене опытом пробуждается и развивается партнерское «давать» и «брать». При этом весь образ действий представляет собой своего рода развитие компетенций всех участников (в данном случае, особенно социальной и личной компетенции).
111
Другая возможность — это эмпирическая обратная связь. При этом с помощью анкет и сравнимых аналитических данных составляется актуальная картина соответствующего статуса проекта. Этот метод особенно пригоден для крупных проектов и на крупных предприятиях, где уместно проводить экономический анализ обратной связи.
В любом случае, при обратной связи, как и при любой другой форме межчеловеческих отношений, должно выполняться важное условие, в соответствии с которым были бы ясны не только намерения, но и то, что, в конечном итоге, из этих намерений вышло. Лишь это является отправной точкой для целенаправленных действий при работе над изменениями.