Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12616

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 14 РАБОЧИЙ ФОРМУЛЯР «КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ»




Тип

Характерный признак

Цели

Мероприятия

1.

Культура управ­ления, ориенти­рованная на производство

Человек — это фактор производ­ства

Повышение производитель­ности труда

Повышение произ­водительности под нажимом сверху, сокращение персо­нала, например, в результате автома­тизации

2.

Культура управ­ления, ориенти­рованная на фи­нансы

Человек — это, в чистом виде, фа­ктор издержек

Минимизация издержек

Shareholder Value, сокращение персо­нала, например, путем слияния фирм и перехода из рук в руки

3.

Культура управ­ления, ориенти­рованная на клиентов

В центре всех действий стоит клиент

Повышение удов­летворенности клиента

Опрос клиентов

4.

Интегративная культура управ­ления, ориенти­рованная на соз­дание ценностей

Человек — это носитель потен­циалов, важней­ший фактор ус­пеха, цели всех типов играют важную роль

Повышение ква­лификации сот­рудников, повы­шение потен­циала

Введение оценки потенциала сотруд­ников, всеобъем­лющая концепция обучения

гать. Она представляет собой результат специфических моделей пове­дения группы людей (чаще всего, руководителей высшего уровня, создателей) и награды за это по прошествии какого-то определенно­го периода времени»1.

Важно, чтобы изменившиеся с течением времени культура управле­ния и культура организации были так прочно закреплены, чтобы и при смене руководства не произошло возвращения к древней культурной эпохе. Поэтому необходимо, чтобы, в случае прихода к руководству ключевыми позициями людей со стороны, они прошли проверку на то, могут ли они идентифицировать себя с существующей организаци­онной культурой и соответствующим образом развивать ее дальше.

Так как разработка изменений культуры организации и их соблю­дение представляет собой долгий и сложный процесс, то излишне напоминать, что культура должна стоять не только в самом начале реорганизации, а проходить через весь процесс преобразований.

Многие этапы реорганизации вообще не могут успешно осуществ­ляться, если в унисон с ними не будет изменяться организационная культура.

1 Kotter J.P. Transformation und Untcrnehmcnskultur. a.a.O. S. 64.

108



Таблица 15


УРОВНИ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ



Культура будущего

(на многих

предприятиях

уже сегодня)

Децентрализованная
сетевая организация

Иерархия

Системная организа­
ционная структура

Диаграммы функций

Ориентация на ко­
манды

Видение как образ­
цовая модель

Внутреннее сотрудни­
чество между отделами
(слияние отделов)

Коучинг

Стратегическое управ­
ление

Стратегическое и опе­
ративное планирование

Сегодняшняя культура

Организация с линей­
ными штабами

Матричная организация

Должностные инструк­
ции

Кооперативная

Стратегическое и опе­
ративное планирование

Документация на пла­
нирование разрабаты­
вается собственными
штабами

Планы подстраховы­
ваются составлением
сценариев

Вчерашняя культура

Пирамида с четкими

иерархическими

подчиненностями

Патриархальная

Псевдодемокра­
тическая

Главный пункт — опера­тивное планирование

Позавчерашняя культура. Каменный век

Развивалась медленно, представляет собой выросшие дебри

Авторитарная

Принцип приказа и
послушания

Специальное (целевое) планирование, благодаря этому высокая скорость перемен

Уровень культуры Факторы

Организационная куль­тура

Стиль управления / об­раз действий руководи­теля

Планирование Стратегическое — опера­тивное

109


Окончание табл. 15



Культура будущего

(на многих

предприятиях

уже сегодня)

Мотивирует только
работа, наполненная
смыслом

Новые структуры, боль­
шая свобода действий
на всех уровнях обеспе­
чивает успех предприя­
тия

Возникают новые доб­
родетели благодаря но­
вым совладельцам

Мы попробуем это
сделать

Это интересно, мы
попытаемся

Сегодняшняя культура

Главный момент: гедони­стические ценности

Только без спешки

Вчерашняя культура

Дифференцированная структура ценностей в соответствии с возрас­том, с легким налетом постматериальных ценностей

«За что отвечает госпо­дин / госпожа XY»

Позавчерашняя культура. Каменный век

Преобладают пуритан­ские ценности

«Так не пойдет!»

«Это надо сначала про­
верить!»

«Начальник всегда
прав»

Уровень культуры Факторы

Ценности

Девиз

110


Десятый и последний шаг. Предусмотреть петли обратной связи

Процессный характер изменения лучше всего выражается посред­ством вплетения петель обратной связи. Это означает, что десять сту­пеней изменений следует рассматривать не в последовательном по­рядке, а как итеративный процесс. Если, например, при работе над каким-либо отдельным проектом возникнут проблемы, то может воз­никнуть необходимость вновь вернуться к пункту «сознание пробле­мы». Возможно, потребуется также пересмотреть ранее сформулиро­ванные изменения и цели как устаревшие. Изменение означает, что предприятие развивается и идет вперед (поднимается вверх) шаг за шагом, последовательно. Оно все более ориентируется на клиентов и сотрудников, не выпуская из поля зрения интересы акционеров. Дос­тичь взвешенного баланса между различными кругами интересов — это задача высшего руководства.

На улучшение отношениях и повышение стимулов для хорошей работы большое влияние оказывают не только конкретные и высокие цели, но и, в первую очередь, возможность давать ясные и честные обратные сигналы. Целевые системы без постоянного измерения дос­тижения целей не могут долго приносить желаемого результата. По­этому в этом деле нужно использовать психологическую помощь, по возможности, извне. Регулярно подаваемые сигналы обратной связи гарантируют систематическое следование целям и их достижение.

Подача обратных сигналов имеет большое значение и для работы над изменениями. Это же относится и к системам стимулирования, сотрудники получают больше возможности для принятия самостоя­тельных решений.

Ориентированный по целям обмен информацией является, с пе­дагогической точки зрения, своеобразной формой изучения опыта. Основная структура изучения опыта может быть в любое время пре­вращена в реализацию визионерской работы или работы по измене­нию организационной культуры. При этом сотрудники собираются в группы не для того, чтобы обменяться знаниями, а для того, чтобы за ними признали право быть экспертами своей рабочей ситуации и тем самым мотивировать их к еще большей отдаче.

Благодаря признанию статуса эксперта по изменениям на своем собственном рабочем месте сотрудники получают мотивацию для ак­тивного участия в проектах изменений. При обмене опытом пробуж­дается и развивается партнерское «давать» и «брать». При этом весь образ действий представляет собой своего рода развитие компетен­ций всех участников (в данном случае, особенно социальной и лич­ной компетенции).

111


Другая возможность — это эмпирическая обратная связь. При этом с помощью анкет и сравнимых аналитических данных составляется актуальная картина соответствующего статуса проекта. Этот метод осо­бенно пригоден для крупных проектов и на крупных предприятиях, где уместно проводить экономический анализ обратной связи.

В любом случае, при обратной связи, как и при любой другой фор­ме межчеловеческих отношений, должно выполняться важное усло­вие, в соответствии с которым были бы ясны не только намерения, но и то, что, в конечном итоге, из этих намерений вышло. Лишь это является отправной точкой для целенаправленных действий при ра­боте над изменениями.