Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12614
Скачиваний: 85
При этом символом нуля наверняка не случайно является кружок. В круге нет ни начала, ни конца, каждой точке соответствует противоположная точка. Поэтому круг интегрировал в символе как бесконечное, безграничное, так и полярное, ограниченное.
Выражаясь математическим языком:
-
Круг не имеет ни начала, ни конца: бесконечность
-
Круг имеет + и —: каждая точка имеет противоположную точку.
Таким образом, он символизирует бесконечную гибкость и динамику, но одновременно и большую точность и статику. Свое практическое применение это нашло, например, в изобретении колеса, без которого был бы немыслим современный мир техники.
118
Взаимное проникновение образцов изменений
Можно наблюдать, что во всех качествах тройной матрицы резонируют варианты двойной матрицы, а именно, полярность, плюс / минус, другими словами, положительные и отрицательные возможности. Таким образом, для каждого из трех качеств возникает, соответственно, положительный или отрицательный вариант.
Таблица 16
ТРИ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВА
|
Тип качества |
Положительный вариант |
Отрицательный вариант |
1. |
Творческий |
Инновационный, изобретательный, интуитивный |
Хаотичный, неустойчивый, недисциплинированный |
2. |
Динамичный |
Энергичный, работоспособный, решительный |
Опрометчивый, поверхностный, акционистский |
3. |
Стабильный |
Надежный, предсказуемый, выдерживает нагрузки |
Упрямый, негибкий, бюрократичный |
Итак, для каждого из трех основных типов качества существует «колебание маятника» от экстремально положительного к экстремально отрицательному. Практический опыт показывает, что, в конечном итоге, каждое из этих различных качеств имеет свое право на существование, и в каждом содержатся теневые стороны, скрыто или явно.
Команда, внутри которой хорошо переплелись все вышеназванные качества, может передать руководство в руки самих сотрудников, которые лучше всего подходят для каждой конкретной ситуации и требований, которые ставит перед ними соответствующий проект. В идеальном случае работают соответствующие представители всех трех основных качественных типов как один корабельный винт, координированная работа которого в форме трех лопастей позволяет достичь наивысшего эффекта.
На примере корабельного винта становится ясно, что в центре находится координационная точка, где сходятся все три лопасти, то есть центральный элемент, задающий такт, при этом мы снова приходим к одинарной матрице. Все лопасти корабельного винта крепятся к одной и той же оси, и оттуда им задается такт. В нормальной фирме роль датчика тактов (импульсов) берет на себя руководство фирмы. Руководство фирмы является, в известной степени, представителем одинарной матрицы (все течет), а это означает, что оно присягнуло на верность культуре изменений.
Оно является центральным пультом управления в сети кибернетической системы. В этой системе основополагающая матрица, соответ-
119
ственно, содержится в более сложной матрице высшего порядка и выполняет ее роль. В математике это так же: в каждом числе 3 содержится число 2, а в нем, в свою очередь, число 1. Одновременно число 1 является основой для 2, а также 1 и 2 — основой для 3.
Наглядно зависимость последующих шагов от первого шага может быть продемонстрирована на примере лестницы: первая ступень — это основа, она задает направление, все остальные зависят от нее. Ничто не дестабилизирует лестницу больше, чем шаткая или сломанная первая ступень. Если взять в качестве примера дом, то фундамент дома имеет решающее значение для его стабильности и устойчивости и задает общую конструкцию (структуру). Так и в фирме: высшее руководство фирмы можно сравнить с первой ступенью лестницы или, соответственно, с фундаментом дома. Если «все течет», как об этом было сказано вначале, то стабильность общей структуры заключается в способности предприятия «течь вместе», то есть изменяться.
Основные факторы управления изменениями
Из описанного положения вещей для консультационного и семинарного сектора можно сделать вывод, что очень важно выяснить и проработать основные факторы управления изменениями, сократить все элементы и оставить только самое существенное для того, чтобы действительно внести эффективный и положительный вклад в успешное управление изменениями. Этот процесс может быть болезненным, потому что нужно будет ограничиться только самыми существенными мероприятиями, и не совершать несущественных, не ведущих к достижению цели действий.
Это не только идет наперекор всем старым привычкам, но и часто представляет собой такое, что для отдельного человек вообще является неприемлемым, потому что по физическому закону инерции простейшие вещи являются самыми трудными.
Такие соображения ведут в конечном итоге к основному закону всей экономики, а именно: с наименьшими затратами добиться наивысших результатов.
При этом не следует заблуждаться относительно того факта, что наименьшие затраты могут быть достигнуты лишь при наивысшей степени ясности и последовательности действий. Это не только звучит как парадокс, но таковым и является.
В свою очередь, в этом проявляется широкий спектр действия принципа противоположности, который выступает, среди прочего, в форме парадоксии. Так появляется объяснение того, почему некоторые так называемые простые решения находятся с большим трудом.
Все вышесказанное еще больше отягчается тем, что решение, являющееся правильными сегодня, завтра уже будет неактуальным. Кроме
120
того, оно зависит не только от времени, но и от места, то есть от референтных рамок, в которых оно применяется.
То, что функционирует в рамочных условиях А, может оказаться роковым в рамочных условиях Б. Например, «дисней-лэндовская» ментальность не совсем подходит для Парижа и является живым примером зависимости решений от рамочных условий. Франция задает другие условия, чем Голливуд.
Наряду с важностью функционирования основных принципов нужно также считаться со сложностью и многообразными переплетениями внутри фирм и за ее пределами на рынках. Из этого следует, что не может быть стандартных решений. Нужны «скроенные по размерам» концепции, основывающиеся на как можно более точных анализах фактического состояния соответствующей фирменной ситуации.
Нужное — в нужное время — в нужном месте — это должно стать основным правилом.
Чтобы это осуществить на практике, необходимо наряду с интеллектуальной ясностью ума обладать еще и интуицией.
Заимствование из физики
Второй закон термодинамики гласит, что система, предоставленная сама себе, постепенно разрушается. Для того чтобы предотвратить дегенерацию экономической системы предприятия, ей необходимо постоянно давать импульсы, которые имели бы инновационный и динамичный характер, а также структуроопределяющий характер.
Изменение, которое не привязано к практическим реалиям, остается бурей в стакане воды. И наоборот, вода в стакане постепенно испаряется согласно вышеназванному закону, если в стакан не добавлять новой воды (применительно к экономике, нового содержания в структуру).
Огонь и лед
Третий закон термодинамики гласит, что в системе, в которой происходит снижение температуры и, соответственно, снижение энтропии (беспорядка), становятся видимыми заключенные в ней и внутренне присущие ей структуры порядка. Кипящая вода — это система большой энтропии; в охлажденном, замерзшем состоянии та же самая вода представляется кристально прозрачной или может принять, например, форму ледяного узора на оконном стекле. Поэтому часто говорят: «Держи голову в холоде!». Горячность и поспешность ведут на предприятиях к некоординированному акционизму. Обращение к существу дела — это уже начало эффективной консультации.
В такой же степени, когда речь идет о сотрудниках, необходимо держать их сердца горячими, другими словами, их нужно мотивировать. А вот в нашем рациональном и технико-доминирующем мире по
121
этому пункту наблюдаются большие дефициты, о чем свидетельствуют неоднократно цитируемые в этой книге результаты практических исследований.
Кибернетическая юла успеха
Три главных компонента: продукт, маркетинг и рынок имеют, в свою очередь, по три грани.
Продукт |
Материал Работа Средства производства |
Маркетинг |
Реклама Устная пропаганда Постоянные клиенты |
Рынок |
Исследование рынка Конкуренция Цена |
Взаимное переплетение этих областей в одной сети можно изобразить в виде юлы. В идеальном случае, когда все всех девять компонентов обладают наивысшим качеством, юла сохраняет равновесие.
Если один из компонентов юлы попадает в минус, то другому компоненту нужно добавить плюс. Равновесие может сохраняться либо компенсацией в вышестоящей тройной системе, либо более специфично внутри соответствующих трех граней.
Возможности поддержания равновесия не безграничны. Уравновешивание может происходить лишь до какого-то определенного момента. Но как только появляются большие качественные различия, юла сначала медленно, а потом все сильнее выходит из равновесия. Решающую роль наряду с максимальным управлением качеством отдельных компонентов играют такие факторы, как их оптимальное соединение в единую сеть и коммуникационные способности всей кибернетической системы.
Постоянно возникающие новые импульсы движения, передаваемые всей юле целиком, в принципе могут исходить из каждого отдельного составного элемента системы. То же самое относится, конечно, и к эффектам торможения и дестабилизации.
Примеры взаимоотношений в юле успеха:
-
Продукт хороший — маркетинг эффективный — реакция рынка положительная. Идеальный случай
-
Продукт хороший — маркетинг неэффективный — рынок есть. Решение: необходимо предпринять меры для улучшения внутри маркетинга.
122
-
Продукт хороший — маркетинг хороший — нет рынка. Решение: переработать проект или принять меры для нахождения рынков.
-
Продукт плохой — маркетинг эффективный — рынок есть. Решение: нужно улучшить продукт.
Как можно совершить улучшение?
Проверим три составных компонента одной из проблемных групп на их способность к улучшению. Если мы установим, что способность к улучшению есть, то нужно проанализировать воздействие на другие компоненты, для того чтобы сохранить равновесие.
Например, возьмем названный выше пункт 2: «маркетинг неэффективный».
-
Одна из возможностей улучшения — это увеличение инвестиций в рекламу. Это повлияет на издержки и, тем самым, на цену. Что станет в результате этого с шансами сбыта на рынке: они ослабнут или еще есть возможности для повышения цены?