Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12614

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом символом нуля наверняка не случайно является кружок. В круге нет ни начала, ни конца, каждой точке соответствует проти­воположная точка. Поэтому круг интегрировал в символе как беско­нечное, безграничное, так и полярное, ограниченное.

Выражаясь математическим языком:

                  1. Круг не имеет ни начала, ни конца: бесконечность

                  1. Круг имеет + и —: каждая точка имеет противоположную точку.

Таким образом, он символизирует бесконечную гибкость и дина­мику, но одновременно и большую точность и статику. Свое практи­ческое применение это нашло, например, в изобретении колеса, без которого был бы немыслим современный мир техники.

118


Взаимное проникновение образцов изменений

Можно наблюдать, что во всех качествах тройной матрицы резони­руют варианты двойной матрицы, а именно, полярность, плюс / минус, другими словами, положительные и отрицательные возмож­ности. Таким образом, для каждого из трех качеств возникает, соот­ветственно, положительный или отрицательный вариант.

Таблица 16

ТРИ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВА




Тип качества

Положительный вариант

Отрицательный вариант

1.

Творческий

Инновационный, изобрета­тельный, интуитивный

Хаотичный, неустойчивый, недисциплинированный

2.

Динамичный

Энергичный, работоспособ­ный, решительный

Опрометчивый, поверх­ностный, акционистский

3.

Стабильный

Надежный, предсказуемый, выдерживает нагрузки

Упрямый, негибкий, бюро­кратичный

Итак, для каждого из трех основных типов качества существует «колебание маятника» от экстремально положительного к экстремально отрицательному. Практический опыт показывает, что, в конечном ито­ге, каждое из этих различных качеств имеет свое право на существо­вание, и в каждом содержатся теневые стороны, скрыто или явно.

Команда, внутри которой хорошо переплелись все вышеназванные качества, может передать руководство в руки самих сотрудников, ко­торые лучше всего подходят для каждой конкретной ситуации и тре­бований, которые ставит перед ними соответствующий проект. В иде­альном случае работают соответствующие представители всех трех основных качественных типов как один корабельный винт, коорди­нированная работа которого в форме трех лопастей позволяет достичь наивысшего эффекта.

На примере корабельного винта становится ясно, что в центре на­ходится координационная точка, где сходятся все три лопасти, то есть центральный элемент, задающий такт, при этом мы снова при­ходим к одинарной матрице. Все лопасти корабельного винта крепят­ся к одной и той же оси, и оттуда им задается такт. В нормальной фирме роль датчика тактов (импульсов) берет на себя руководство фирмы. Руководство фирмы является, в известной степени, предста­вителем одинарной матрицы (все течет), а это означает, что оно при­сягнуло на верность культуре изменений.

Оно является центральным пультом управления в сети кибернети­ческой системы. В этой системе основополагающая матрица, соответ-

119


ственно, содержится в более сложной матрице высшего порядка и выполняет ее роль. В математике это так же: в каждом числе 3 содер­жится число 2, а в нем, в свою очередь, число 1. Одновременно число 1 является основой для 2, а также 1 и 2 — основой для 3.

Наглядно зависимость последующих шагов от первого шага может быть продемонстрирована на примере лестницы: первая ступень — это основа, она задает направление, все остальные зависят от нее. Ничто не дестабилизирует лестницу больше, чем шаткая или сломан­ная первая ступень. Если взять в качестве примера дом, то фундамент дома имеет решающее значение для его стабильности и устойчивости и задает общую конструкцию (структуру). Так и в фирме: высшее ру­ководство фирмы можно сравнить с первой ступенью лестницы или, соответственно, с фундаментом дома. Если «все течет», как об этом было сказано вначале, то стабильность общей структуры заключается в способности предприятия «течь вместе», то есть изменяться.

Основные факторы управления изменениями

Из описанного положения вещей для консультационного и семи­нарного сектора можно сделать вывод, что очень важно выяснить и проработать основные факторы управления изменениями, сократить все элементы и оставить только самое существенное для того, чтобы действительно внести эффективный и положительный вклад в успеш­ное управление изменениями. Этот процесс может быть болезненным, потому что нужно будет ограничиться только самыми существенными мероприятиями, и не совершать несущественных, не ведущих к дос­тижению цели действий.

Это не только идет наперекор всем старым привычкам, но и часто представляет собой такое, что для отдельного человек вообще являет­ся неприемлемым, потому что по физическому закону инерции про­стейшие вещи являются самыми трудными.

Такие соображения ведут в конечном итоге к основному закону всей экономики, а именно: с наименьшими затратами добиться наи­высших результатов.

При этом не следует заблуждаться относительно того факта, что наименьшие затраты могут быть достигнуты лишь при наивысшей сте­пени ясности и последовательности действий. Это не только звучит как парадокс, но таковым и является.

В свою очередь, в этом проявляется широкий спектр действия прин­ципа противоположности, который выступает, среди прочего, в фор­ме парадоксии. Так появляется объяснение того, почему некоторые так называемые простые решения находятся с большим трудом.

Все вышесказанное еще больше отягчается тем, что решение, яв­ляющееся правильными сегодня, завтра уже будет неактуальным. Кроме

120


того, оно зависит не только от времени, но и от места, то есть от референтных рамок, в которых оно применяется.

То, что функционирует в рамочных условиях А, может оказаться роковым в рамочных условиях Б. Например, «дисней-лэндовская» мен­тальность не совсем подходит для Парижа и является живым приме­ром зависимости решений от рамочных условий. Франция задает дру­гие условия, чем Голливуд.

Наряду с важностью функционирования основных принципов нуж­но также считаться со сложностью и многообразными переплетения­ми внутри фирм и за ее пределами на рынках. Из этого следует, что не может быть стандартных решений. Нужны «скроенные по размерам» концепции, основывающиеся на как можно более точных анализах фактического состояния соответствующей фирменной ситуации.

Нужное — в нужное время — в нужном месте — это должно стать основным правилом.

Чтобы это осуществить на практике, необходимо наряду с интел­лектуальной ясностью ума обладать еще и интуицией.

Заимствование из физики

Второй закон термодинамики гласит, что система, предоставлен­ная сама себе, постепенно разрушается. Для того чтобы предотвратить дегенерацию экономической системы предприятия, ей необходимо постоянно давать импульсы, которые имели бы инновационный и динамичный характер, а также структуроопределяющий характер.

Изменение, которое не привязано к практическим реалиям, остается бурей в стакане воды. И наоборот, вода в стакане постепенно испаряется согласно вышеназванному закону, если в стакан не добавлять новой воды (применительно к экономике, нового содержания в структуру).

Огонь и лед

Третий закон термодинамики гласит, что в системе, в которой происходит снижение температуры и, соответственно, снижение эн­тропии (беспорядка), становятся видимыми заключенные в ней и внутренне присущие ей структуры порядка. Кипящая вода — это сис­тема большой энтропии; в охлажденном, замерзшем состоянии та же самая вода представляется кристально прозрачной или может при­нять, например, форму ледяного узора на оконном стекле. Поэтому часто говорят: «Держи голову в холоде!». Горячность и поспешность ведут на предприятиях к некоординированному акционизму. Обраще­ние к существу дела — это уже начало эффективной консультации.

В такой же степени, когда речь идет о сотрудниках, необходимо держать их сердца горячими, другими словами, их нужно мотивиро­вать. А вот в нашем рациональном и технико-доминирующем мире по

121


этому пункту наблюдаются большие дефициты, о чем свидетельству­ют неоднократно цитируемые в этой книге результаты практических исследований.

Кибернетическая юла успеха

Три главных компонента: продукт, маркетинг и рынок имеют, в свою очередь, по три грани.



Продукт

Материал

Работа

Средства производства

Маркетинг

Реклама

Устная пропаганда

Постоянные клиенты

Рынок

Исследование рынка

Конкуренция

Цена

Взаимное переплетение этих областей в одной сети можно изобра­зить в виде юлы. В идеальном случае, когда все всех девять компонен­тов обладают наивысшим качеством, юла сохраняет равновесие.

Если один из компонентов юлы попадает в минус, то другому ком­поненту нужно добавить плюс. Равновесие может сохраняться либо компенсацией в вышестоящей тройной системе, либо более специ­фично внутри соответствующих трех граней.

Возможности поддержания равновесия не безграничны. Уравнове­шивание может происходить лишь до какого-то определенного мо­мента. Но как только появляются большие качественные различия, юла сначала медленно, а потом все сильнее выходит из равновесия. Решающую роль наряду с максимальным управлением качеством от­дельных компонентов играют такие факторы, как их оптимальное со­единение в единую сеть и коммуникационные способности всей ки­бернетической системы.

Постоянно возникающие новые импульсы движения, передавае­мые всей юле целиком, в принципе могут исходить из каждого от­дельного составного элемента системы. То же самое относится, ко­нечно, и к эффектам торможения и дестабилизации.

Примеры взаимоотношений в юле успеха:

                  1. Продукт хороший — маркетинг эффективный — реакция рынка положительная. Идеальный случай

                  1. Продукт хороший — маркетинг неэффективный — рынок есть. Решение: необходимо предпринять меры для улучшения внутри маркетинга.

122

                  1. Продукт хороший — маркетинг хороший — нет рынка. Решение: переработать проект или принять меры для нахождения рынков.

                  1. Продукт плохой — маркетинг эффективный — рынок есть. Ре­шение: нужно улучшить продукт.

Как можно совершить улучшение?

Проверим три составных компонента одной из проблемных групп на их способность к улучшению. Если мы установим, что способность к улучшению есть, то нужно проанализировать воздействие на другие компоненты, для того чтобы сохранить равновесие.

Например, возьмем названный выше пункт 2: «маркетинг неэф­фективный».

                  1. Одна из возможностей улучшения — это увеличение инвести­ций в рекламу. Это повлияет на издержки и, тем самым, на цену. Что станет в результате этого с шансами сбыта на рынке: они ослабнут или еще есть возможности для повышения цены?