Файл: Теории происхождения государства ( О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Маркс к прогрессивным общественным эпохам относил следующие: азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного производства. Классы постоянно находятся в борьбе, благодаря чему происходит смена общественно-экономических формаций, происходят социальные революции. Источником социальных революций являются противоречия между производительными силами и устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции вся громадная надстройка коренным образом меняется[39].

Маркс и Энгельс доказывали, что коммунистическая революция является необходимой и должна быть проведена насильственно, так как капитализм тормозит процесс развития общества. Пролетариату отводилась роль строителя нового прогрессивного общества, лишенного классов и политической власти.

Рассмотрение теории происхождения государства Маркса невозможно без обращения к модели человека в марксистской экономической теории и её осмысления. В первую очередь, необходимо заметить такие особенности методологии экономической теории Маркса, как методологический коллективизм и функционализм. Такие собирательные понятия, как «человечество», «капитал», «пролетариат», фигурируют в произведениях Маркса в качестве самостоятельных, наделённых волей и сознанием субъектов, которые при этом выполняют определённую функцию как в исторически сложившейся общественной системе, так и в процессе исторического развития. В «Капитале» объясняется, что человек, живущий в капиталистическом обществе, оказывается в весьма жёстких условиях. Законы капитализма ограничивают свободу выбора человека, не дают воли его личным предпочтениям. Как полагал К. Маркс, в основе сущности человека лежит «единство индивида с природой и обществом в целом, частью которых он является»[40].

Общественная определённость вызывает у человека потребность жить и эффективно взаимодействовать в обществе, действовать в интересах общего блага, иными словами, активно проявлять себя и свою сущность в обществе. Сущность человека ранний (и зрелый) Маркс видел не в эгоизме, а в саморазвитии личности в рамках общества и в его интересах. Однако здесь необходимо обратить внимание на господство в реальной жизни эгоистических экономических интересов, наличие которых изначально противоречит самой сущности человека. Таким образом, представленная Марксом модель человека вступает в противоречие с реально существующей экономической ситуацией. Для объяснения отклонения человека от своей сущности Маркс обратился к помощи исторической диалектики сущности и существования. Здесь можно выделить «трёхчленную» схему исторического развития человеческой цивилизации.


На первобытно-общинной стадии общественного развития человек и природа находятся в очень тесном взаимодействии друг с другом. Труд человека на данном этапе носит непосредственно общественный характер, а осуществляется он в рамках общины. Однако человека ещё нельзя назвать общественным существом, он на этом этапе выступает как клановое существо, поскольку сами рамки общины крайне узкие и ограниченные. Вторая стадия общественного развития – появление классового общества. Его появлению непосредственно предшествует и способствует материальный прогресс. Усилившаяся взаимосвязь между людьми, а также постепенная активная социализация человека, по мысли Маркса, приближают человека к его «родовой сущности». Тем не менее, процесс социализации носит противоречивый характер. С одной стороны, человек всё же приближается к своей сущности, а с другой, возникновение классов и разделение труда активно способствуют отчуждению в рамках человеческого общества.

Капитализм способствует взаимозависимости людей, а также отчуждению. Накопление капитала становится для человека самоцелью, вся его деятельность направляется только на заработок. Маркс назвал данное явление «односторонним абстрактным трудом», поскольку капитал господствует над трудом. И подобная экономическая ситуация не позволяет человеку приблизиться к своей сущности, поскольку достижение этой сущности невозможно без хотя бы частичного отказа от частного экономического интереса. Преодоление этого отчуждения Маркс связывал с деятельностью пролетариата, которому отводилась роль двигателя исторического развития к человеку, сущность которого будет находиться в гармонии с его существованием.

Таким образом, из этой ранней модели человека следует, что общественная сущность человека вступает в противоречие с реальными условиями его экономического существования, мешающими реализации его сущности. Познание собственной сущности и логики общественного развития приведёт человека к преодолению этой дисгармонии, вступить в период гармоничной истории человечества. Этап до обретения человеком своей сущности охарактеризован Марксом как дисгармоничная предыстория, когда свойства человека определяются экономическими и историческими (объективными) условиями его существования.

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса[41].


В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы[42].

В теории недооценивается роль иных факторов в формировании государства, а также преувеличена роль классов в образовании государства. Тем не менее, в этой теории хорошо показана роль социально-экономических факторов в формировании государства.

Причины возникновения государства и права объясняются и в так называемой психологической теории, ярким представителем которой являлся Л. Петражицкий. В частности, причиной появления государства и права, согласно данной концепции, являются те или иные свойства психики людей, их биопсихологические инстинкты. Данная теория исходит из того, что для психики индивида изначально свойственна потребность к повиновению, подчинению «выдающимся личностям»[43].

А вот сторонники социально-психологического направления полагают, что человек является существом общественным, а не биопсихологическим. И именно на этом они основываются при разработке своей концепции происхождения государства и права. Как они полагают, общество – это продукт коллективного сознания людей. В коллективном сознании первоначально происходит формирование идеи социальной солидарности, а затем, чтобы обеспечить эту солидарность, появляются нормы права и реальная политическая власть, выражающаяся в соответствующих государственных институтах[44].

Широкое распространение получила теория «правового государства», согласно которой необходимо ограничить деятельность государства, его органов исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, который принимает парламент. Представители данной теории полагают, что государство не должно вмешиваться в дела частных предпринимателей, они выступают за идею «минимального» государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах жизни общества[45].


2.4. Теологическая теория происхождения государства. Теории происхождения права

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Сторонники королевского абсолютизма во Франции, консерваторы, например Жозеф де Местр, ее отстаивали и в начале XIX века. Де Местр полагал, что естественным и законным может считаться только то общество и государство, которое строится по иерархическому принципу, где каждая часть сложной системы (общественная система отождествляется с живым организмом) работает на обеспечение жизнеспособности и целостности общественного организма.

В частности, Ж. де Местр полагал, что писаная конституция не является необходимой для обеспечения грамотного государственного устройства. Он указывал на то, что для существования многих фундаментальных политических конституций прошлого писаный закон вовсе не был нужен. Кроме того, согласно концепции де Мэстра, конституционный закон есть и должен являться «развитием или санкционированием существующего вечно неписаного права; сущностно конституционный, истинно фундаментальный закон никогда не подлежит и не может подлежать писанию, поскольку при этом подвергается опасности существование самого государства; слабость и неустойчивость конституции прямо пропорциональны количеству зафиксированных в ней в письменной форме статей. История все же отдала предпочтение иному пониманию конституции и конституционализма»[46].

Важнейшим положением философии консерватизма является утверждение греховной сущности человеческой натуры. То есть, зло и страдания всегда сопровождали и будут сопровождать существование человека, тогда как от правителя и государства требуется минимизировать их негативные последствия. Данное положение привело к отрицанию в рамках классического консерватизма абстрактных идей индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора.

Представители классического консерватизма полагали, что общественный прогресс и демократия приводят к хаосу, тогда как только сохранение традиционных институтов (сильного авторитарного  государства, влиятельной  церкви, частной собственности), иерархического устройства общества, основанного на естественном неравенстве и традиционных привилегиях, бережного отношение к традициям способно сделать общество политически состоятельным и счастливым.


Также консерваторы придерживались следующих ценностей: культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма; приоритет интересов  государства  над интересами личности; авторитет  церкви ,  семьи, школы; прагматизм, здоровый смысл, скептицизм; неторопливость в социальных изменениях; историческая и политическая преемственность в общественном развитии; единство прошлого, настоящего и будущего; ограниченная свобода и проистекающая из этого принципа жесткая ответственность за свои поступки.

Основными идеями классического консерватизма являются: возможности человека в познании общества ограничены, а сама человеческая природа несовершенна; необходимость эффективной государственной власти (человек несовершенен, а значит вне государства и других социальных институтов жить не в состоянии; государство сдерживает то плохое, что присуще большинству людей, оно поддерживает мирное сосуществование, заботится о благе своих граждан; в том случае, если государство не выполняет этих функций, общество оказывается в состоянии гражданской войны); обществу необходимо сильное, авторитетное, но не диктаторское государство; отрицание индивидуализма: интересы  государства, нации ставятся выше, чем интересы индивида или какой-либо социальной группы; в экономической сфере консерваторы признавали частную собственность, приоритетное развитие частного предпринимательства; противоестественность социального равенства, так как неравенство заложено в природе человека, а нормальное общество должно естественно воспроизводить неравенство, ведь неравенство к тому же усиливает конкуренцию, а значит и способствует развитию общества; консерваторы признавали равенство должно только в сфере морали и добродетели, долга и чести; согласно консервативной традиции, функционирование общества должно регулироваться не только законами, но и обычаями и традициями; прошлое, настоящее и будущее едины, должна осуществляться преемственность в социальных и политических аспектах, а большая роль отводится развитию исторического сознания; наконец, консерваторы отказались от революционного преобразования общества, так как быстрые изменения способствуют дестабилизации обстановки.

Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» - бог и «логос» - учение, т.е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Согласно этой концепции, государство появляется и существует согласно воле Бога.