Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (связь стратегий совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Темой данного исследования стало изучение особенностей жизнестойкости личности и особенностей совладания с профессиональными трудностями. Актуальность темы связана, в первую очередь, с тем, что изучение проблем жизнестойкости личности, реагирования на стресс на сегодняшний день остается актуальным. Попытки осмыслить их в психологической теории остаются в режиме спора. Социально-экономические преобразования современного общества создают также повышенные требования к адаптированности, конфликтологической компетентности личности.

Огромный вклад в исследование проблем жизнестойкости личности сделали отечественные ученые (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежные исследователи (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В настоящее время понятие «жизнестойкость» является многоаспектным, что проявляется на разных уровнях жизни человека, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием. Данное понятие можно отнести к междисциплинарному, относящемуся к сфере философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В условиях современности возникает множество ситуаций, предоставляющих потенциальную возможность возникновения и развития различных стрессогенных ситуаций, влияющих на жизнестойкость личности. Проблема жизнестойкости и совладания с трудностями изучалась такими учеными как: В.А. Абабков, Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, Л.В. Куликов, А.В. Либин, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых и др.

На сегодняшний день для человека на передний план выходит забота о сохранении своего психического здоровья и формировании жизнестойкости. Психическое здоровье – это путь к уверенной в себе личности без внутренних конфликтов, живущей в гармонии с собой и внешней средой. На этом пути человеку необходимо познать свои особенности психики, что может позволить не только укреплять здоровье, но и предупреждать возникновение болезней, а также самосовершенствоваться.

При этом фактически не изученной остается проблема изучения взаимосвязей жизнестойкости и параметров совладания с профессиональными трудностями, что в целом делает выбранную тему актуальной.

Объект исследования – жизнестойкость личности.

Предмет исследования – связь стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости.


Цель исследования – теоретически проанализировать и эмпирически изучить связь стратегий совладания с профессиональными трудностями и жизнестойкости.

Гипотезы исследования:

- полагаем, что стратегии совладания с профессиональными трудностями, а также жизнестойкость достоверно различаются у мужчин и женщин;

- полагаем, что уровень жизнестойкости личности взаимосвязан со стратегиями адаптационного поведения;

- полагаем, что уровень жизнестойкости взаимосвязан с выбором стратегии поведения в конфликте и будет выше при предпочтении стратегии сотрудничества.

Задачи исследования:

Теоретические задачи:

1) изучить современные исследования жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии;

2) проанализировать современные исследования стратегий совладания с профессиональными трудностями в отечественной и зарубежной психологии;

Эмпирические задачи:

1) подобрать диагностические методики, чтобы выявить показатели адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности;

2) определить выборку и провести диагностику показателей адаптационных стратегий, конфликтного поведения и жизнестойкости личности у мужчин и женщин;

3) проанализировать полученные результаты.

Методологические и теоретические основы. Взгляды на феномен и особенности жизнестойкости, описанные в трудах таких авторов, как Е.А. Милерян, А.Я. Чебыкин, В.А. Плахтиенко, Л.М. Аболин.

Методы исследования. В качестве методов сбора данных использовались:

  1. Теоретический анализ литературы зарубежных и отечественных авторов по проблеме исследования;
  2. Эмпирические методы исследования, которые включали комплекс диагностических психологических методик и методов математико-статистического анализа данных.

Методики исследования:

  1. Опросник «SACS» (С. Хобфолл)
  2. Стратегии поведения в конфликте (опросник К. Томаса)
  3. Тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева)

Основными методами статистической обработки данных исследования являлись: описательная статистика (частотное распределение по средним значениям), непараметрический критерий U Манна-Уитни. Обработка количественных данных проводилась с помощью пакета программ статистической обработки данных SPSS (версия 21.0).

Выборка. Принимали участие 30 мужчин и 30 женщин в возрасте 20-25 лет.

Практическая значимость работы. Полученный материал представляет интерес для более полного познания феноменов жизнестойкости.


Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

1. Теоретический анализ проблемы жизнестойкости личности

1.1 Современные исследования жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии

Современный ритм жизни характеризуется высокой скоростью и большим количеством изменений в окружающем мире. Ежедневно на человека воздействует множество событий, большинство из которых вызывают эмоциональное напряжение и дискомфорт [19.].

Ситуацию как стрессовую определяет сам для себя каждый индивид. Условия окружающей среды, для одного человека являющиеся нормальной незаметной нагрузкой, для другого могут стать почти непреодолимой преградой для самореализации и жизнедеятельности. Стрессовая для конкретного человека ситуация всегда вызывает у него тревогу, эмоциональную нестабильность, психологический и часто физиологический дискомфорт. В таких условиях психологическая адаптация личности происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты [22.].

Ресурсные теории предполагают существование у каждой личности определенных внутренних ключевых ресурсов, регулирующих в индивидуальном порядке процесс распределения общего фонда всех ресурсов. Это подтверждают факты адаптации и сохранения здоровья людей в различных, подчас очень тяжелых, жизненных ситуациях [13.].

Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:

  • доступность для него инструментальной помощи среды;
  • доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.

Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:

  • врожденные способности;
  • приобретенные навыки и умения.

Разные исследователи называют ключевыми разные ресурсы. По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, — это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим конструкт «жизнестойкость». Жизнестойкость формируется постепенно в течение жизни человека под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов. Жизнестойкость соотносится с преодолевающим поведением [22.].


В связи с исследованием проблем личности в последнее время ученые начинаю все больше говорить о таком личностном образовании, как жизнестойкость. Рассмотрим данный аспект подробнее .

В исследованиях (Л.С. Выготский, К.Э. Изард, Е.П. Ильин и многие другие) подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность личностной сферы, ее значимость для полноценного развития человека [14.]. Направление в психологии, занимающееся проблемой психологической устойчивости, достаточно молодо. Интенсивно разрабатываться оно стало в середине XX века. К исследованию отдельных аспектов обращались Л. М. Аболин, Е. А. Милерян, В. М. Писаренко и другие. В настоящее время существует целый ряд подходов к пониманию жизнестойкости, включающие различные феномены. Изучение жизнестойкости и характера связи ее с развитием и деятельностью человека обусловлено высоким динамизмом современной жизни, непрерывным повышением напряженности процесса реализации человеком разных видов деятельности, социальным заказом на исследование закономерностей личностной сферы человека, на разработку психолого-педагогических стратегий развития личности, способной осуществлять продуктивную деятельность в напряженной ситуации. Развитие психологической жизнестойкости взаимосвязано с развитием личности и способности к саморегуляции деятельности.

Жизнестойкость может снизить негативное влияние выраженных эмоциональных потрясений, способная предотвратить резкие стрессовые реакции, помогает в плане проявления готовности к действиям в напряженных ситуациях. В связи с этим жизнестойкость – один из важнейших психологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности в трудной и психотравмирующей обстановке. Изучение ее сущности, путей и средств сохранения, поддержания и формирования, зависимости от реализуемых задач, способов организации деятельности, воспитательной деятельности имеет важнейшее значение.

Рассмотрим основные подходы к пониманию жизнестойкости, описанные в исследованиях ряда авторов. Данных подходов, по крайней мере, четыре.

Первый подход характеризуется тем, что жизнестойкость сводится к проявлениям воли. В данном случае исследователи объясняют жизнестойкость или психологическую устойчивость в качестве способности управлять всплывающими эмоциями при реализации деятельности. Например, Е.А. Милерян пишет, что под данным феноменом «понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий» [Error: Reference source not found, с. 6]. В.Л. Марищук высказывает мнение, что устойчивость может быть представлена в качестве способности преодолевать состояния чрезмерного аффективного возбуждения при реализации сложной деятельности [Error: Reference source not found]. Представляется естественным, что исследования жизнестойкости с позиции ее зависимости от волевых проявлений может ограничить проникновение в ее сущность и формы проявления.


Второй подход основан на предположении, что для психических процессов является свойственной интеграция, результатом которой выступают сложные психические структуры. В данном случае рассматриваются различные психические явления. Это может быть в равной мере отнесено и к жизнестойкости. В связи с этим ряд авторов описывают ее как интегративное свойство личности. К примеру, сопоставляя разные точки зрения, П.И. Зильберман определил конструкт жизнестойкости как такое «свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [12., с. 152]. В данном случае во главу угла ложится понимание жизнестойкости в виде свойства психики, за счет которого человек может эффективно реализовать необходимую деятельность в трудных условиях, к примеру, у А.Я. Чебыкина [43.].

Третий подход основан на сочетании энергетических и информационных показателей психических свойств, на концепции о самоорганизации кибернетических систем. Жизнестойкость рассматривается в данном подходе исходя из показателе резервов нервно-психической энергии, связанных с характеристиками темперамента, особенностями нервной системы в отношении к процессам возбуждения и торможения, подвижности, лабильности нервных процессов. Среди представителей этой точки зрения можно назвать В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудова [30.].

Четвертый подход основан на изучении исключительно эмоциональных характеристик жизнестойкости. К примеру, американский ученый К. Изард, рассматривая вопрос, устойчивыми или изменчивыми являются эмоции, анализирует различия между эмоциональным состоянием и эмоциональной чертой субъекта, демонстрирует, что, хотя познавательные процессы могут оказать влияние на эмоциональные, они непосредственно сами не выступают как необходимая часть эмоций [14.]. Л.М. Аболин пришел к выводу, что решающим показателем, обуславливающим жизнестойкость, являются знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных эмоций свидетельствует об умении преодолевать отрицательные переживания, является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости [Error: Reference source not found].

Под жизнестокостью понимается также сочетание стойкости и стабильности личности. При этом, под стойкостью конкретно подра‬зумеʙа‬етс‬я с‬пос‬обнос‬ть протиʙос‬тоять труднос‬тям, с‬охра‬нять ʙеру ʙ с‬итуа‬циях фрус‬тра‬ции и пос‬тоянный уроʙень на‬с‬троения. Одна‬ из с‬торон с‬тойкос‬ти – приʙерженнос‬ть избра‬нным идеа‬ла‬м и целям. Стойкос‬ть ʙозможна‬, ес‬ли удоʙлетʙорены ос‬ноʙные ʙыс‬шие потребнос‬ти: ʙ с‬а‬мореа‬лиза‬ции, с‬а‬моʙыра‬жении, с‬а‬моутʙерждении. Для ча‬с‬ти людей ос‬ноʙные потребнос‬ти огра‬ничены ʙита‬льными потребнос‬тями, потребнос‬тями ʙ безопа‬с‬нос‬ти, ʙ принятии другими людьми. В с‬та‬бильнос‬ть ʙходит пос‬тоянс‬тʙо функционироʙа‬ния, на‬дежнос‬ть ʙ профес‬с‬иона‬льной деятельнос‬ти. Ус‬пешна‬я профес‬с‬иона‬льна‬я деятельнос‬ть яʙляетс‬я ба‬зис‬ом полноценного пережиʙа‬ния с‬а‬мореа‬лиза‬ции, что ʙлияет на‬ удоʙлетʙореннос‬ть жизнью ʙ целом, на‬ на‬с‬троение и пс‬ихологичес‬кую ус‬тойчиʙос‬ть. Ее с‬ледует ра‬с‬с‬ма‬триʙа‬ть ка‬к с‬ора‬змернос‬ть, ра‬ʙноʙес‬ие пос‬тоянс‬тʙа‬ и изменчиʙос‬ти личнос‬ти. Речь идет о пос‬тоянс‬тʙе гла‬ʙных жизненных принципоʙ и целей, доминирующих мотиʙоʙ, с‬пос‬оба‬х поʙедения, реа‬гироʙа‬ния ʙ типичных с‬итуа‬циях [15.].