Файл: Теории происхождения государства ( О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель. Аристотель полагал, что люди, являясь коллективными существами, стремятся к общению и образованию семей, тогда как развитие людей является причиной образования государства.

Наиболее полно данная теория представлена в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что «власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него». В целом Р. Филмер полагал, что государство возникает в результате разрастания семей, образования племен, трансформации племен в более крупные общности. Государство – это высшая ступень развития социальной общности[24].

Позднее идеи Филмера использовали такие ученые, как Г. Мэн, Э. Вестермарк, Д. Мэрдок, а в России - Николай Михайловский (1842- 1904). В Китае развитием патриархальной теории занимался Конфуций (551-479 до н.э.). Он полагал, что государство является большой семьей. Власть императора («сына неба») подобна власти отца, а отношения правящих и подданных возможно сравнить с семейными отношениями, где существует зависимость младших от старших. Подданные должны быть верными своим правителям (старшим), почтительными и проявлять послушание. Старшие же обязаны проявлять заботу о младших.

Важно заметить, что данная концепция сохранила свою актуальность. Современное её выражение - идея государственного патернализма, т.е. заботы государства о своих гражданах и подданных в случае неблагоприятных ситуаций[25].

Данная теория носит весьма положительный характер, поскольку говорит о необходимости установления в обществе порядка, поддерживает веру людей в то, что мир нерушим. Однако эта концепция имеет и недостаток, который заключается в невозможности объяснения того факта, что люди в государстве не живут как семья, что люди воюют между собой, периодически вспыхивают революции и гражданские войны, почему, наконец, власть «отца» (правителя) не всегда столь авторитетна[26].

2.2. Естественно-правовая теория происхождения государства и права


Одной из первых теорий, которая объясняла природу государства естественно-историческими причинами, заключенными в человеческой природе, получила название естественно-правовой. Например, Цицерон полагал, что для человека естественно стремление к общению, к жизни в обществе, за счет чего и возникает государство[27].

Согласно теории договорного происхождения государства и права (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.) государство и право – это продукт человеческого разума, а не воли Бога. То есть, появление государства и права стало возможным благодаря сознательным действиям людей, которые заключили договор о создании государства и учреждении законов (софисты, Эпикур). Данная концепция оформилась в XVII–XVIII вв., получив название теории договорного происхождения государства и права. Люди выходят из «естественного» (догосударственного) состояния, затем на определенных условиях объединяются в государство. Эти условия оговариваются в договоре, который заключается на добровольной основе, на основе взаимного согласия. Самыми важными из условий являются признание и защита государством прав и свобод личности, обеспечение безопасности заключивших договор индивидов, а также охрана частной собственности. Если люди перестают соблюдать условия договора, он расторгается, а люди возвращаются в «естественное» состояние[28].

Т. Гоббс (1588-1679), являющийся одним из родоначальников материализма Нового времени, подверг государство и идею политической справедливости объективному научному анализу (основные труды: «Элементы законов, естественных и политических», 1640; трилогия «Основы философии», «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», 1651)[29].

Согласно концепции Т. Гоббса, государство – это не результат божественного установления, а «искусственное тело», которое создается людьми. Английский философ рассматривал вопрос о происхождении государства через призму теории «общественного договора», которая получила широкое распространение в эпоху Просвещения. Согласно его теории, само понятие «справедливость» не может существовать без государства, поскольку вне государства люди живут в «естественном состоянии», они одиноки, не имеют представлений о том, что такое добродетель и порок и нравственные нормы. В «естественном состоянии» между людьми идет постоянная война за право обладать теми или иными правами и источниками существования[30]. Поскольку война несёт гибель, людьми был заключен добровольный договор в целях всеобщего мира и безопасности – так и появилось государство[31]. Т. Гоббс также отмечал, что политически справедливым может быть только централизованное и единое государство, а монархия выделялась философом как наиболее благоприятная форма правления.


Поскольку свойства государства, его смысл и предназначение объясняются в соответствии с природой человека, то, Гоббс философии государства предпосылает философию морали, или философию человека, то есть ту философию, которая говорит о человеческих склонностях и нравах. Гоббс не согласен с тем положением, что человек представляет собой существо общественное и называет данное положение заблуждением античной философии. Человек отличается эгоистичностью, подверженностью разнообразным страстям и всегда преследует свою собственную выгоду, и именно эти условия определяют его отношения с другими людьми и исключительно на этих условиях человек вступает во взаимодействия. То есть, человеком движет «влечение» и «отвращение». «То, к чему человек испытывает влечение, является добром, то, к чему питает отвращение, — злом. Но добро и зло отличаются относительностью: «так для наших врагов зло то, что для нас благо». Существует только одно бесспорно общее для всех благо — самосохранение. То есть, жизнь и здоровье является благом, а смерть, соответственно, злом.

Для доказательства этого положения Гоббсом использована гипотеза естественного состояния. Описанию естественного состояния Гоббс посвящает раздел «Свобода» в книге «О гражданине» и заключительные главы раздела «О человеке» в «Левиафане». Жить вместе людей заставляет отнюдь не их общительная природа, а страх, так как общительной природы не существует[32].

Что касается истоков и первопричин взаимного страха, то они заложены в природном равенстве людей. Гоббс отмечает, что изначально природой люди были созданы равными в плане их умственных и физических возможностей. Однако под природным равенством следует понимать только то, что друг против друга у людей присутствуют равные возможности. То есть, каждый может убить или нанести вред каждому.

За счет равенства умственных способностей надежды и желания также уравниваются, отчего возникает недоверие людей друг к другу. Люди начинают конкурировать друг с другом. И именно естественное право выступает в качестве основы для ведения борьбы. Естественное право предполагает, что каждый человек от природы получает право на все: право на выбор цели и право на выбор средств для ее достижения[33].

Естественное право, царящее в естественном состоянии, тождественно свободе. Под свободой здесь подразумевается отсутствие препятствий внешнего характера для того, чтобы человек делал что-то полезное для самого себя. Соответственно, исходя из принципов естественного права, между людьми существуют равенство и свобода, у каждого человека имеется на все право, кроме того, сам человек и судит свои поступки.


Согласно первому естественному закону главной целью является мир. Во втором естественном законе определены средства для достижения этой цели. Третий естественный закон — справедливость, которая заключается в том, что люди выполняют заключенные соглашения, то есть, договор служит своего рода источником справедливости. Четвертый естественный закон — благодарность. Здесь отмечается, что люди совершают любые действия ради собственного интереса (выгоды), соответственно, благодеяние требует благодарности со стороны того человека, которому это благодеяние было подарено. Пятый естественный закон — взаимная уступчивость или любезность. Здесь подразумевается, что люди должны учитывать интересы друг друга, приспосабливаться друг к другу. Шестой естественный закон — легко прощать обиды. Седьмой естественный закон предписывает: «При отмщении люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением». Восьмой естественный закон направлен против оскорбления. Девятый естественный закон направлен против гордости. В тесной связи с ним находится десятый естественный закон, направленный против надменности. В целом, девятый и десятый естественные законы очень важны, так как они провозглашают равенство людей. Одиннадцатый естественный закон — беспристрастие. Двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый естественные законы касаются вопросов, связанных с предотвращением конфликтов по поводу пользования теми или иными вещами. Согласно пятнадцатому естественному закону посредники мира должны иметь гарантии неприкосновенности[34]. Шестнадцатый, семнадцатый, восемнадцатый, девятнадцатый естественные законы обращены к проблемам судопроизводства. В «Гражданине» Гоббс добавляет еще один естественный закон, направленный против пьянства[35].

Те естественные законы, которые сформулировал Гоббс, (причем предложенный им перечень не является исчерпывающим), основываются на принципе «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»). Эти законы регулируют как чисто моральные, так и юридические аспекты жизни человека в обществе и государстве. Кроме того, эти естественные законы можно назвать принципами мирного разумного общения между людьми.

Несмотря на огромное прогрессивное значение договорной теории, её выстроенность и разработанность, она имеет существенный недостаток – излишне идеалистический характер.


2.3. Органическая, материалистическая, социально-психологические теории происхождения государства

Одной из распространенных концепций, изучающей те или иные естественные закономерности возникновения и последующего функционирования государства и права, является органическая концепция происхождения государства и права, крупнейшим представителем которой был Г. Спенсер. Согласно органической концепции, государство является продуктом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Спенсер сравнивал естественный отбор в природе и общественную жизнь. В живой природе выживают самые сильные и приспособленные, в общественной жизни наблюдается то же самое, только естественный отбор осуществляется за счет войн. На следующей стадии зарождается правительство, а затем начинает функционировать государство в соответствии с законом органической эволюции[36].

Теория насилия, главным представителем которой является Л. Гумплович, полагает, что государство является результатом насилия, вражды, завоевания одних народов другими. Насилие - это первооснова любого государства[37].

Конечно же, принудительный фактор имеет место быть при образовании государства, однако этот фактор не является единственным. Соответственно, данная теория лишена многоаспектности в объяснении такого сложного процесса, как образование государства.

Материалистическая (марксистская) теория рассматривала государство как результат непримиримости классовых противоречий. Сущностью государства является его классовая природа, то есть, государство используется определенным классом для утверждения собственной власти. Государство таким образом регулирует классовые отношения, однако после построения коммунистического общества государство как институт отмирает[38].

Основными положениями марксизма являются учения о базисе и надстройке. Базис – «экономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил» Базис является основой для юридической и политической надстройки, которой соответствуют формы общественного сознания. И именно базис определяет характер этой надстройки. Государство и право, являясь частями надстройки, занимаются выражением воли и интересов класса, экономически господствующего при определенной системе производства.