Файл: Основные функции в системе менеджмента(Основные цели и принципы управления организацией).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
Продолжение Таблицы 1.1
5. Социальное развитие трудового коллектива |
Повышение степени удовлетворенности трудом, удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива, улучшение условий труда, быта и отдыха, повышение социальной активности каждого работающего |
6. Охрана окружающей среды |
Выполнение норм и требований к воздействию процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство |
7. Совершенствование организации производства и управления |
Повышение уровня организации производства и управления |
Источник: Менеджмент: учебное пособие/Е.Е.Вершигора, А.В.Неверов
Получается, для достижения цели организации необходимо постоянно приводить в действие управляемую систему, которая функционирует под влиянием постоянных и периодически повторяющихся управленческих воздействий.
1.2 Управление по целям
Стремление персонала организации достичь желаемых результатов является основой успешного менеджмента. Эти результаты предусматриваются заранее и рассматриваются как цели, достижение которых желательно и жизненно необходимо[23].
Можно сказать, что цели - это будущие состояния, желательные для работника или организационной системы в целом. Достижение цели как бы ограничивает наше нынешнее и будущее поведение, вытекающее из прошлых и будущих потребностей[24].
Цели определяют поведение и, с точки зрения их мотивации, повышение результативности и производительности. Постановка цели является главным фактором в управлении производством[25].
Подтверждением этого является то, что цели:
-концентрируют внимание и усилия индивида или трудового коллектива на определенных направлениях;
-являются прогнозируемыми нормативами, с которыми сопоставляются результаты;
-являются основанием для планирования ресурсов;
-могут оказать влияние на структуру, мотивы и особенности как индивидов, так и организаций[26].
Исследователями в области менеджмента установлено:
1) трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими;
2) конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде типа: «Делайте максимум возможного»;
3) цели опосредствуют или смягчают влияние, которое оказывают на результаты денежные стимулы, недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т.д.[27]
Управление по целям является основным методом, используемым в настоящее время менеджерами для придания постановке цели операционного вида.
Управление по целям дает возможность резко увеличить результативность индивидуального труда.
Установлено 10 ориентиров, которых следует придерживаться при формировании целей в области производительности:
1) цели должны быть измеримыми;
2) результаты должны быть однозначными (для толкования их);
3) цели должны включать точные сроки;
4) они должны быть мобилизующими, но достижимыми;
5) цели должны концентрировать внимание на возможностях роста производительности труда;
6) предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто должен достичь цели;
7) пользоваться поддержкой организации;
8) цели должны быть контролируемыми;
9) должны быть лица, ответственные за цели;
10) цели должны поддаваться оценке, результаты их достижения должны быть ясны[28].
Процесс управления по целям включает следующие основные элементы и основные шаги[29]:
Таблица 1.2
Процесс управления целями
Основные элементы |
Основные шаги |
Постановка цели |
1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы 2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации 3. Определите задачи подразделений 4. Определите задачи каждого работника |
Планирование мероприятий |
5. Разработайте план мероприятий |
Самоконтроль |
6. Внедрите и осуществите корректирующие действия |
Периодический пересмотр |
7. Оцените степень достижения цели 8. Оцените будущую результативность, подкрепите поведение и усильте мотивацию с помощью: а) обучения и самосовершенствования менеджеров б) вознаграждения в) планирования служебного роста |
Источник: Менеджмент: учебное пособие / В.И.Гончаров
Различают следующие разновидности постановки цели:
-цель как деятельность (что-нибудь делать);
-цель как результат (добиться каких-либо (локальных) результатов);
-цель как процесс (добиться бесперебойного протекания процесса);
-цель как достижение определенного состояния (например, состояния предприятий, состояния в природе)[30].
Состояние понимается как готовность к какому-либо действию, стабильность, способность противостоять нежелательным отклонениям[31].
Получается, цели - это не только желательные ориентиры наших устремлений, они требуют также определенного поведения и материальных, трудовых и финансовых ресурсов для того, чтобы добиться этих целей.
Специалисты, руководствуясь основными целями управления предприятием, направляют действия подчиненных на достижение поставленных целей, применяя метод влияния эффективный в данных условиях. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защиты их интересов .
2. Функции менеджмента
2.1. Функции и задачи менеджмента
Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.
Функциями менеджмента являются:
-планирование;
-организация;
-координация и регулирование;
-мотивация;
-контроль, учет и анализ.
Общие функции управления показывают части управленческого цикла, которые определяют специализацию труда. Их главной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, координируется, мотивируется, контролируется, анализируется. Организация планируется, стимулируется, контролируется и т.д.[32]
Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне конкретных функций. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления[33].
Задачи управления подразделяют на два класса.
К первому классу относятся общие задачи создания устойчивой и надежной системы производства, ее развития[34]. Их выполнение позволяет создавать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы[35]. К общим задачам относятся:
-развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства;
-поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, повышение заинтересованности работающих в результатах своего труда;
-организация учета и контроля за деятельностью объектов управления[36].
Эти задачи управления обусловливают возникновение функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях[37].
Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их воздействия представлена в следующей таблице:
Таблица 2.1
Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их воздействия
Общие задачи управления |
Общие функции |
Результаты (решения) |
1.Обоснование темпов планомерного развития организации |
Планирование |
Планы-прогнозы, стратегический план, план экономического, научно-технического, социального развития |
2.Образование структурных подразделений системы производства и установление взаимосвязей между ними Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления |
Организация |
Утверждение структур производства и управление взаимосвязями Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п. |
3.Установление взаимодействия подразделений производства, согласование действий управленческих подразделений, руководителей, управленческого персонала Сохранение установленных режимов, устойчивости, стабильности системы производства |
Координация и регулирование |
Утверждение графиков взаимодействия и распорядок работ Утверждение стандартов, обязательств, норм |
Продолжение Таблицы 2.1
4.Создание условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда |
Мотивация |
Утверждение материальных и моральных стимулов к труду |
5.Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности. Проверка решений по развитию производства |
Контроль, учет, анализ |
Решение по результатам ревизий, проверок, учета, анализа хозяйственной деятельности |
Источник: Менеджмент: учебное пособие / В.И.Гончаров
Например, задача управления - обоснование темпов планомерного развития системы производства - вызывает к жизни общую функцию - планирование, а результатом ее воздействия являются планы, прогнозы социального, экономического и научно-технического развития[38].
Ко второму классу относятся задачи специфического характера, обусловленные необходимостью поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы[39]. Эти задачи охватывают непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую, политическую сферы; область производства, а также научно-техническое развитие[40].
Получается, для решения задач управления требуются действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции (технические, технологические, организация труда, обеспечение сырьем и материалами, обслуживание производства), задач научно-технического развития производства - действия функций управления научно-техническим прогрессом, задач экономического обслуживания - действия экономических функций, а также задач социально-политического и духовно-идеологического развития производственного коллектива -действия политических функций.
2.2 Общие функции менеджмента
2.2.1. Планирование
Планирование это разработка плана, который характеризует то что нужно достичь и какими способами. Планирование означает разработку комплекса мероприятий, которые определяют последовательность достижения конкретных целей с учетом возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном предприятия[41].
Осуществление планирования проходит в три этапа: прогнозирование, моделирование и программирование.
Экономическое прогнозирование - это научное предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации[42].
В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.
План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее.