Файл: Адаптация ребёнка к школе (Адаптация ребёнка к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
      • В исследованиях некоторых авторов встречаются попытки выделить конкретные трудности, с которыми сталкивается ребёнок в школе. Так, результаты исследований Е.Е. Даниловой показывают, что большинство ситуаций, которые младшие школьники называют трудными, являются типично учебными, с которыми ребёнок сталкивается практически ежедневно. Самыми распространёнными среди них являются ответ перед классом, неудовлетворённость родителей успеваемостью детей, получение плохой отметки, проверка знаний [5].

Т.Ф. Велента, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Н.И. Олифирович в качестве проблем и трудностей первоклассников выделяют трудности, связанные с новым режимом дня, адаптацией к классному коллективу, взаимоотношениями ребёнка с учителем, а также проблемы, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей [13].

Р.М. Грановская, И.М. Никольская к школьным трудностям, вызывающим нарушения душевного равновесия младших школьников, относят плохие школьные отметки, проблемы с учёбой, отношения со сверстниками, а также проблемы поведения на уроках, невыполнение требований учителей или тех требований, которые дети предъявляют сами себе [10]. Таким образом, трудности, с которыми сталкивается первоклассник, приходя в школу, можно разделить на три основные группы: когнитивные, затрагивающие типично учебные ситуации (боязнь выступления перед классом, получение плохих отметок и т.д.), поведенческие, связанные с новым режимом дня, дисциплиной на уроках и в школе, и эмоциональные, включающие отношения со сверстниками, учителями и родителями.

Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудными ситуациями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьёзны, что делают детей трудновоспитуемыми и трудно-обучаемыми.

У ребёнка напряжение растёт в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей, по мнению А.В. Черникова, – в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [16]. В связи с этим ситуация вхождения первоклассника в школьную среду является трудной не только для самого ребёнка, но и для его родителей. На протяжении своей жизни семья сталкивается с самыми разнообразными событиями, влияющими на её состояние в целом, в том числе различного рода трудными и кризисными ситуациями. Эти ситуации неизбежно воздействуют на благополучие членов семьи, не позволяют им удовлетворять свои потребности, служат источником соматических, нервно-психических и поведенческих расстройств, тормозят развитие личности [6]. Существенным источником трудностей для супругов-родителей выступают нагрузки, связанные с детьми. Исследования Е.В. Кобзевой показали, что для российских семей трудности, связанные с детьми, занимают третье место (после пробле-мы финансов и здоровья) и составляют 11% от общего числа.


Г. Боденманн, анализируя причины трудностей, с которыми сталкивается семья, наряду с физическими неблагоприятными условиями (тесное жилье, высокий уровень шума, подростковая преступность), конфронтацией с ежедневными неприятностями (неприятные соседи, повседневные неприятности) выделяет начало обучения детей в школе, относя его к категории критических жизненных событий или проявлению этапа развития семейно-го цикла. В. Сатир, описывая 10 естественных кризисов, переживаемых большинством семей, в качестве отдельного кризиса выделяет вхождение ребёнка в школьную среду [14].

Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, относя ситуацию поступления ребёнка в школу к одному из нормативных семейных кризисов, указывают, что родители впервые переживают тот факт, что ребёнок принадлежит не только им, но и широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Авторы отмечают, что «характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений» [13]. Среди одного из признаков, указывающих на переживание семьёй данного кризиса, авторы называют трудности адаптации ребёнка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и в проблемах, связанных с учёбой [13].

На связь школьной адаптации с жизненными трудностями и семейным стрессом указывали также исследователи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская и др. Авторы отмечают, что в период вхождения ребёнка в школьную среду в семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют ту же роль в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей [7, 10].

Однако восприятие степени трудности ситуации школьной адаптации у взрослых и детей не всегда совпадает, поскольку одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным. Согласно выдвинутому К. Левином принципу психологического единства личности и окружающего её мира личность и событие взаимно преломляются, в зависимости от психологической переработки индивидом разных обстоятельств жизни они вызывают у него разные переживания и реакции [10].

Трудная жизненная ситуация связана с психической напряжённостью, препятствиями в усвоении знаний, нарушениями характера детско-родительских отношений, появлением отклонений в поведении и т.д., и в этой связи важен учёт особенностей реагирования личности на жизненные трудности как факторы её успешной адаптации и социализации.


Сталкиваясь с различного рода трудностями, человек всякий раз осуществляет особую внутреннюю деятельность по преодолению событий, пытается справиться с внутренним напряжением, вырабатывает собственное отношение к препятствиям. Однако способы преодоления трудностей не всегда оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций, в попытке справится с которыми человек вырабатывает косвенные пути совладания с неуспехом [6].

      • В время проблема психологического преодоления жизненных трудностей является предметом многих исследований как зарубежной (А. Адлер, М. Кляйн, Р. Лазарус, Л. Мэрфи, К. Роджерс, Э. Хайм и др.), так и отечественной (Р.М. Грановская, В.Г. Каменская, Э.И. Киршбаум, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, М.В. Сапоровская и др.) психологии.

В рамках теории Р. Лазаруса совладающее поведение рассматривается как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, с точки зрения выполнения им двух основных функций: регуляции эмоций и управления проблемами, вызывающими дистресс [10, 17]. В концепции Э. Хайма, предложившего методику определения индивидуальных копинг-стратегий, совладающее поведение понимается как поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, предпринимаемые им для преодоления трудных ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам [18]. Отечественные психологи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, основываясь на данном понимании копинг-поведения и указывая на связь школьной адаптации с жизненными трудностями, подчёркивают, что для того, чтобы взаимодействовать с трудной ситуацией, необходимы навыки совладающего поведения, смысл которого – овладеть, разрешить или смягчить, привыкнуть либо уклониться от требований, предъявляемых кризисной ситуацией [10].

Рассматривая проблему совладающего поведения, мы вслед за Р.М. Грановской, И.М. Никольской и другими исходили из определения его как целенаправленного социального поведения, позволяющего субъекту справиться струдной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение, направленное на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю [7, 10].

Совладающее поведение реализуется на базе копинг-ресурсов при помощи копинг-стратегий. Р. Лазарус, давая определение данным понятиям, пишет: «Копинг-ресурсы – это набор характеристик личности и социальной среды, позволяющих осуществлять оптимальную адаптацию к стрессовым ситуациям. Сюда относятся социальная поддержка, «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, интернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аффилиативная тенденция и другие психологические конструкты. Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу. Это выработанные сознательные средства совладания с реальностью мира, помогающие увязать «Я»-идеальное и «Я»-реальное в конкретных жизненных отношениях, реализующихся через деятельность во всех сферах: семье, работе, учёбе, межличностном общении и т.д.» [19].


Каждый человек может по-разному реагировать на трудную жизненную ситуацию. В литературе общепринятым считается разделение копингов на продуктивные и непродуктивные. На основе анализа литературы нами составлена таблица критериев и показателей продуктивных и непродуктивных форм копинг-поведения.

Критерии и показатели совладающего поведения

Виды

копинг-поведения

Критерии

Показатели

Продуктивный

Разрешение проблемы, трудной ситуации; снижение уровня напряжённости, тревоги,

дискомфорта; душевный подъём и радость преодоления.

Поиск информации, социальной поддержки от близкого

окружения (родственников,

друзей, соседей, других людей,

находящихся в подобных ситуациях) и профессионалов;

гибкость семейных ролей;

оптимизм, вера в лучшее;

общение, налаженная коммуникация; включённость в раз-

решение проблемы, и др.

Непродуктивный

Непродуктивное эмоциональное состояние, высокий уровень напряжённости, тревоги;

неразрешение проблемной ситуации

Преобладание эмоциональной

реакции на ситуацию, своеобразное «застревание», погружение в переживания, самообвинение, обвинение других.

Таким образом, продуктивный копинг обычно приводит разрешению проблемы. Если ситуация не может быть разрешена прямо и в короткий срок, возникает новая оценка ситуации и новая оценка себя в ситуации, в основе которых лежит изменение отношения к проблеме, позитивное истолкование происходящего. При этом не снижается мотивация достижения, сохраняется реалистический подход к оценке события и способность мобилизовать свои силы [7].

Непродуктивный копинг связан с преобладанием негативных эмоциональных реакций, вовлечении окружающих близких людей в своё непродуктивное состояние. Т.Л. Крюкова указывает на то, что избегание как стиль совладания также может быть непродуктивным. Он проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать о её решении, что нередко характеризуется наивной, инфантильной оценкой происходящего [7].

Э. Хайм и ряд других исследователей указывают на то, что механизмы совладающего поведения могут проявляться преимущественно в трёх сферах: поведенческой, эмоциональной и познавательной. Эти три вида копинг-стратегий поведения имеют свои варианты в зависимости от степени собственных адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные [18].


        • С поведенческими стратегиями связано обращение к какой-либо деятельности, конкретно разрешающей проблему, или деятельности замещающей. Среди них выделяют активное сотрудничество и ответственное участие в разрешении ситуации, переключение на поиск поддержки с тем, чтобы быть выслушанным, получить понимание и содействие, заботу о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план, отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний, уединение и покой.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде различных неадекватных переживаний: раздражения, плача, протеста, злости, подчёркнутого оптимизма как уверенности в преодолении трудной ситуации. Иногда имеют место страдания в связи с возложением вины на себя, а иногда, напротив, — переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то.

В познавательной сфере осуществляются разные способы работы с информацией и её оценкой. При этом выявлены следующие варианты совладания: отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация; игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней; поиск дополнительной информации – расспросы, обдумывание, новый анализ ситуации; относительность в оценках, достигаемая при сравнении с другими людьми, находящимися в худшем состоянии, облегчает принятие события как чего-то неизбежного; придание нового значения и смысла неприятной ситуации, например, отношение к ней как к вызову судьбы, проверке стойкости духа [7, 18].

Совладающее поведение младших школьников было рассмотрено в исследовании И.М. Грановской и Р.М. Никольской, анализ которого показал, какие из стратегий являются наиболее популярными и эффективными с точки зрения детей младшего школьного возраста. Так, самыми частыми по использованию оказались следующие: «сплю», «рисую, пишу, читаю», «прошу прощения, говорю правду», «обнимаю, прижимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде» и т.д., – относящиеся преимущественно к поведен-ческой сфере и являющиеся относительно адаптивными и неадаптивными.

Таким образом, совладание представляет собой индивидуальный способ взаимодействия субъекта с трудной (проблемной) жизненной ситуацией.

Как отмечает Дж. Эдвардс, человек может сознательно создавать набор реакций на трудную ситуацию, оценивать возможные последствия каждого варианта и выбирать стратегию, которая сводит к минимуму последствия жизненных трудностей и улучшает самочувствие. Однако человек не всегда выбирает рациональный подход. Если значимость мотивации увеличивается, человек будет прилагать больше усилий для создания копинг-альтернативы и достижения цели.