Файл: Адаптация ребёнка к школе (Адаптация ребёнка к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности развития младших школьников
1.3 Особенности адаптации младших школьников
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников
Нужно отметить также, что личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Как уже было сказано выше, в первую очередь для него значима личность учителя, который вводит ребенка в учебную деятельность. Именно на общение, прежде всего с учителем и направлен младший школьник. В первое время обучения он также воспринимает одноклассников «через учителя» и обращает на них внимание, когда во время уроков преподаватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот почему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений. [11, с 126]
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, эта система разнообразных потребностей, мотивов, целей и интересов.
Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить новый, более взрослый статус. И на первых порах мотивирующая сила этой тенденции может быть достаточно сильной. Однако, вскоре позиция школьника становится привычной, указанный мотив теряет свою значимость. К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении в занятости определенного места в системе общественных отношений. [14, с 229] Но для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т. е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу. Нужно отметить, что познавательные интересы у первоклассников выражены в различной степени. Как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у детей. Возникновение и поддержание познавательного интереса традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу. Опираясь на эти способы необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес. [14, с 230]
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту, так и в другую сторону: он может, как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, которую он не переживает. [16, с 302] Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5)эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств, окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции. [17, с 402]
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развивается произвольная память, мышление, внимание, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс довольно сложный и длительный, часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости ребенка. Психологи считают, что развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций.
В поведении
- умение определять конкретные цели своих поступков;
- умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
-умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;
- умение пытаться предвидеть конечный результат своих действий и поступков.
В развитии у детей описанных умений большое значение имеет возможность испытать различные варианты действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий – первый шаг на пути развития произвольного управления поведением. [15, с 53]
Следует отметить, что поведение первоклассников нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. [11, с 132]
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей адаптации ребенка к школе
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
Цель работы: Изучить уровень адаптации первоклассника.
База исследования: Ленская средняя общеобразовательная школа, 1 класс, количество детей участвовавших в эксперименте 11.
Испытуемые: 1 класс.
Возраст: 6-8 лет.
Количество человек – 11, из них 6 девочек и 5 мальчиков.
Для исследования уровня адаптации у первоклассников были подобраны следующие методики:
• Методика «Что мне нравится в школе?» [8, с 234]
• Методика «Неоконченные предложения» [15, с 32]
Основной, является методика «Что мне нравится в школе?»
Цель: Определить уровень адаптации первоклассника.
Описание методики: Детей 7-8лет просят нарисовать рисунок на тему «Что ему нравится в школе?» Объясняют, что ребенок должен рисовать то, почему ему нравится ходить в школу, что для него является мотивом.
В качестве дублирующей методики использовалась методика «Неоконченные предложения».
Цель: Определить уровень адаптации первоклассника.
Описание методики: Каждому из детей задаются одинаковые вопросы о школе. Ребенок должен отвечать на вопросы, а исследователь записывать ответы.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников
Методика «Что мне нравится в школе?» Данные заносим в таблицу (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Что мне нравится в школе»
Испытуемый |
Сюжет рисунка |
Мотивация учения |
1)Сергей С. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
2) Паша К. |
Несколько сердец,стол,на котором стоят цветы |
Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации |
3) Лина С. |
Окно и цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе |
4)Полина К. |
Азбука-любимая книга.Изобразила себя |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
5) Люба П. |
Подруга и одноклассница Анна |
Ситуация внешнего характера с внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе |
6) Антон К. |
Учительница,стоящая возле доски |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
7) Сергей П. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
8) Юля С. |
Окна и цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
9)Анна Л.. |
Классная руководительница, несколько одноклассников. Светит солнце. |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
10)Тома Ш. |
Классная доска |
Высокая школьная мотивация, учебная активность и наличие познавательных мотивов |
11) Данил Г. |
Классная руководительница, несколько одноклассников. Светит солнце. |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе |
Таким образом, в ходе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 6 детей характеризуются высоким уровнем адаптации и высоким уровнем мотивации; 5 детей имеют внешнюю мотивацию.
Результаты исследования по методике «Неоконченные предложения».
1)Когда я думаю о школе, я…
2)Когда я иду в школу, я…
3)Когда я вижу учителя, я…
4)Когда у нас контрольная, я…
5) Когда учитель задает вопрос, я…
Таким образом, в ходе проведения методики «Неоконченные предложения» были получены следующие данные: 9 детей испытывают положительные эмоции, связанные со школой, охотно общаются с одноклассниками, отвечают на вопросы, положительно относятся к контрольными работам. Остальные 2 ребенка неохотно идут в школу, большинство из них идут, чтобы увидеться с друзьями, неохотно отвечают на вопросы и не любят контрольные работы.
Исходя из полученных данных экспериментального исследования, можно сделать вывод, что у большинства детей процесс адаптации прошел успешно, они мотивированы на получение знаний. Все дети положительно относятся к учителю и друг другу.
Заключение
Теоретический анализ литературы позволяет нам охарактеризовать процесс адаптации, как один из главных процессов развития личности.
Моя работа была ориентирована на адаптированность первоклассников к школе, выявить их уровень мотивации и тревожности. В содержание работы входят две главы, которые направлены на теоретическое и практическое изучение проблемы. Исходя из поставленных задач, мы проанализировали литературу первой главы, дали общую характеристику процессу адаптации. Выделили уровни данного процесса с точки зрения отечественных и зарубежных психологов. Дали определение адаптации, раскрыли физиологические и психологические особенности адаптации ребенка. Здесь же раскрыли общую характеристику младшего школьного возраста. Выявили особенности адаптации младших школьников. Во второй главе мы провели экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации первоклассников. В эксперименте приняли участие 11 детей: 6 девочек и 5 мальчиков. Для экспериментального исследования были использованы две методики: «Что мне нравится в школе?»; «Неоконченные предложения», которые предназначены для изучения уровня мотивации и уровня тревожности у первоклассников. По результатам экспериментального исследования выявили, что у испытуемых в основном высокий уровень мотивации и тревожность практически отсутствует. То есть процесс адаптации прошел успешно, цель работы достигнута. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что положительный микроклимат в классе, наличие внутренней мотивации у ребенка и положительное отношение учителя к ребенку влияют на успешную адаптацию ребенка к школе.