Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости – региональный гендерный аспект.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной социальной политики в сфере занятости
1.1. Сущность и цели государственной социальной политики занятости
1.2. Задачи государственной социальной политики занятости
Глава 2. Анализ занятости: региональный, гендерный аспект
2.1. Занятость населения Московской области
2.2. Занятость населения: гендерный аспект
Глава 3. Региональный и гендерный аспект государственной социальной политики в сфере занятости
3.1. Региональные особенности реализации государственной социальной политики занятости
3.2. Особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин
1. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум.
2. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи.
3. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Основное направление развития российского общества определяет основные пути развития социальной политики[18]. Необходимо только реализовать их на практике, претворить в жизнь, что в конечном итоге приведет к созданию фундаментальных элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят[19]: установление гарантированного минимального размера заработной платы; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, охрана труда и здоровья людей.
1.2. Задачи государственной социальной политики занятости
Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость[20].
Задачи государственной политики в области содействия занятости населения[21]:
- развить трудовые ресурсы, повысить их мобильность, защитить национальный рынок труда;
-обеспечить равные возможности всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
-создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;
-поддержать трудовые и предпринимательские инициативы граждан, осуществляемые в рамках законности, содействовать развитию их способностей к производительному, творческому труду;
-осуществлять мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые)[22];
-предупреждать массовую и сокращать длительную (более одного года) безработицу;
-поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
-объединять усилия участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
-координировать деятельность в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции[23];
-координировать деятельность государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
-создавать условия для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации;
-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения;
-создавать условия для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости[24].
1.3.Формы и направления государственной социальной политики занятости
Можно выделить две основные формы регулирования рынка труда: прямое и косвенное[25].
Прямое регулирование рынка рабочей силы представляется программами по стимулированию рынка занятости и увеличению численности рабочих мест в государственном секторе; программами, направленными на подготовку и переподготовку рабочей силы, программами содействия найму рабочей силы; программами по социальному страхованию безработицы.
Косвенное регулирование рынка рабочей силы – это принятие законов и постановлений по проблемам занятости и помощи безработным, проведение налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики правительства.
Макроэкономическая политика:
- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и находится в зависимости от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки покажут более значительный спрос и для его удовлетворения нужно будет нанять дополнительных работников[26].
Социальная политика:
- Выплата пособия по безработице признанным безработными,
-Бюджетное субсидирование дополнительной (сообразно отношению к фактическому уровню) рабочей силы на работающих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых трудящихся,
- Предоставление возможности преждевременного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (данный метод может использоваться лишь в очень урезанных масштабах, так как он влечет немаловажное повышение пенсионных выплат)[27].
Политика в сфере занятости населения:
- Использование в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
- Осуществление программ поддержки юных работников (может быть, создание особых организаций, привлекающих на работу юных специалистов).
- Формирование самозанятости населения. Самозанятость населения –это специфичная форма экономической деятельности. Ее суть содержится в том, будто гражданин сам обретает для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в итоге экономической направлению деятельности, не противоречащей законам страны[28].
- Предоставление трудовых мест, не нацеленных на приобретение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, к примеру: работа в области охраны находящейся вокруг среды и т.д.
- Организация подготовки и переподготовки кадров. Таковая служба общества и страны прочно связана с формированием экономики знаний. Она обязана гарантировать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
- Помощь устройству на работу безработных с поддержкою бирж труда.[29]
Важные направления осуществления государственной политики в области содействия занятости нашли отражение в утверждённой распоряжением Правительства РФ Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Срок реализации ГП определен на 2013-2020 годы[30].
Актуальна роль кадровых агентств в проведениях ярмарок вакансий, ежемесячных собраниях в Центре занятости с работниками кадровых служб, во взаимных посещениях с целью решения определенных задач по устройству на работу[31]. Также содействие занятости молодых людей достигается увеличением взаимодействия между учебными учреждениями, центром занятости, кадровыми службами и фирмами.
Важные направления осуществления государственной политики в области содействия занятости нашли отражение в Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения. Срок реализации ГП определен на 2013-2020 годы[32].
Целью, которой является поддержка занятости населения, максимальное применение трудовых возможностей, сокращение безработицы. В свою очередь будет происходить привлечение в экономику молодежи, пенсионеров, сохранивших трудоспособность и инвалидов. Также улучшатся условия и охрана труда, снизится производственный травматизм и профессиональная заболеваемость занятого населения края.
Основные направления, предусмотренные в программах содействия занятости населения, принятых в субъектах РФ Направления «Профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и психологической поддержки» и «Поддержка занятости слабоконкурентных групп работников» за исследуемый период реализованы в наибольшем количестве субъектов РФ и получили практически стопроцентный охват. Из 76 анализируемых регионов, данные направления были внедрены в 74 субъектах. Третьим по степени охвата является направление «Поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности», внедренное в 67 регионах. Наименьшими по популярности реализации в региональных программах содействия занятости населения являются направления «Полное и качественное удовлетворение спроса работодателей», «Сдерживание массового высвобождения сотрудников» и «Снижение продолжительности безработицы», охватывающие 11, 11 и 5 регионов соответственно[33].
Наибольшее количество направлений программ содействия занятости было реализовано в Ярославской области, Москве, Ростовской области, Республике Татарстан, Нижегородской области, Алтайском крае, Новосибирской области. Наибольшее распространение получило направление «Профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и психологическая поддержка», которое реализовано в 251 программе содействия занятости населения. Вторым по степени охвата является направление «Поддержка занятости слабоконкурентоспособных групп работников», которое входит в 242 программы.
Мероприятия, направленные на «Поддержку самозанятости и предпринимательской деятельности», были осуществлены в рамках 180 программ. Наименьшее распространение получили мероприятия, направленные на «Полное и качественное удовлетворение спроса работодателей» и «Смягчение последствий долговременной безработицы», они были реализованы в рамках 10-й и 4-й программ содействия занятости населения соответственно.[34]
Глава 2. Анализ занятости: региональный, гендерный аспект
2.1. Занятость населения Московской области
Рынок труда в Московском регионе формируется в условиях постоянного роста спроса на квалифицированную рабочую силу, при одновременном ограничении со стороны предложения труда.
Ситуация на рынке труда в Московском регионе отличается от других регионов в силу как столичного положения, так и других социально-экономических факторов, влияющих как на рынок рабочей силы, таки на политику компаний и организаций, работающих в Москве и Московской области.
По сравнению с другими регионами России в Московской области более высокая доля занятых в непроизводственной сфере, сфере услуг, торговли, науке и образовании.[35]
Москва испытывает дефицит высококвалифицированных специалистов в финансовой и управленческой сфере: менеджеров, директоров, финансистов, брокеров, главных инженеров, бухгалтеров, специалистов по маркетингу. Требуются сотрудники с необходимым в современных условиях уровнем знаний и компетенций. В таких кадрах нуждаются и в представительствах, филиалах и офисах иностранных и транснациональных компаний.[36]
Таблица 1 -Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации за IV квартал 2018г.[37]
Численность рабочей тыс.человек |
Занятые |
Безра- |
Уровень участия в рабочей силе, % |
Уровень занятос ти, % |
Уровень безработи цы, % |
|
Российская Федерация |
76223,2 |
72568,8 |
3654,5 |
62,9 |
59,8 |
4,8 |
Централь ный федеральный округ |
21383,5 |
20771,6 |
611,9 |
64,2 |
62,4 |
2,9 |
По состоянию на за IV квартал 2018г., традиционно невысокую безработицу показывают крупные города России, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 2,9% от общего числа работоспособных граждан.