Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости – региональный гендерный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум.

2. Каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи.

3. Нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Основное направление развития российского общества определяет основные пути развития социальной политики[18]. Необходимо только реализовать их на практике, претворить в жизнь, что в конечном итоге приведет к созданию фундаментальных элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят[19]: установление гарантированного минимального размера заработной платы; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, охрана труда и здоровья людей.

1.2. Задачи государственной социальной политики занятости

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость[20].

Задачи государственной политики в области содействия занятости населения[21]:

- развить трудовые ресурсы, повысить их мобильность, защитить национальный рынок труда;

-обеспечить равные возможности всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержать трудовые и предпринимательские инициативы граждан, осуществляемые в рамках законности, содействовать развитию их способностей к производительному, творческому труду;

-осуществлять мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающие трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые)[22];


-предупреждать массовую и сокращать длительную (более одного года) безработицу;

-поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединять усилия участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

-координировать деятельность в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции[23];

-координировать деятельность государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-создавать условия для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации;

-международное сотрудничество в решении проблем занятости населения;

-создавать условия для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, включая частные агентства занятости, а также для взаимодействия и сотрудничества таких организаций с органами службы занятости[24].

1.3.Формы и направления государственной социальной политики занятости

Можно выделить две основные формы регулирования рынка труда: прямое и косвенное[25].

Прямое регулирование рынка рабочей силы представляется программами по стимулированию рынка занятости и увеличению численности рабочих мест в государственном секторе; программами, направленными на подготовку и переподготовку рабочей силы, программами содействия найму рабочей силы; программами по социальному страхованию безработицы.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы – это принятие законов и постановлений по проблемам занятости и помощи безработным, проведение налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики правительства.

Макроэкономическая политика:

- Создание условий  для  роста спроса на  товары. Так  как спрос на рынке  труда  производный  и  находится в зависимости от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица  упадет в том случае, если  товарные рынки покажут  более значительный  спрос и для его  удовлетворения нужно будет нанять дополнительных работников[26].


Социальная политика:

- Выплата пособия по безработице признанным безработными,

-Бюджетное  субсидирование  дополнительной (сообразно отношению к фактическому  уровню) рабочей силы на  работающих  предприятиях. Оно  может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых трудящихся,

- Предоставление возможности  преждевременного  выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (данный метод может использоваться лишь в очень урезанных масштабах, так как он влечет немаловажное повышение пенсионных выплат)[27].

Политика в сфере занятости населения:

- Использование  в  государственном  и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

- Осуществление программ поддержки юных работников (может быть, создание особых организаций, привлекающих на работу юных специалистов).

- Формирование самозанятости населения. Самозанятость населения –это специфичная  форма экономической  деятельности. Ее суть содержится  в том, будто гражданин сам обретает для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в итоге экономической направлению деятельности, не противоречащей законам страны[28].

- Предоставление трудовых мест, не нацеленных на приобретение прибыли, а связанных с работой в  интересах общества, к примеру: работа в области охраны находящейся вокруг среды и т.д.

- Организация подготовки и переподготовки  кадров. Таковая  служба  общества и страны  прочно связана с формированием экономики  знаний. Она обязана гарантировать переподготовку специалистов, их обучение именно тем  профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

- Помощь устройству на работу безработных с поддержкою бирж труда.[29]

Важные направления осуществления государственной политики в области содействия занятости нашли отражение в утверждённой распоряжением Правительства РФ Государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Срок реализации ГП определен на 2013-2020 годы[30].

Актуальна роль кадровых агентств в проведениях ярмарок вакансий, ежемесячных собраниях в Центре занятости с работниками кадровых служб, во взаимных посещениях с целью решения определенных задач по устройству на работу[31]. Также содействие занятости молодых людей достигается увеличением взаимодействия между учебными учреждениями, центром занятости, кадровыми службами и фирмами.


Важные направления осуществления государственной политики в области содействия занятости нашли отражение в Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения. Срок реализации ГП определен на 2013-2020 годы[32].

Целью, которой является поддержка занятости населения, максимальное применение трудовых возможностей, сокращение безработицы. В свою очередь будет происходить привлечение в экономику молодежи, пенсионеров, сохранивших трудоспособность и инвалидов. Также улучшатся условия и охрана труда, снизится производственный травматизм и профессиональная заболеваемость занятого населения края.

Основные направления, предусмотренные в программах содействия занятости населения, принятых в субъектах РФ Направления «Профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и психологической поддержки» и «Поддержка занятости слабоконкурентных групп работников» за исследуемый период реализованы в наибольшем количестве субъектов РФ и получили практически стопроцентный охват. Из 76 анализируемых регионов, данные направления были внедрены в 74 субъектах. Третьим по степени охвата является направление «Поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности», внедренное в 67 регионах. Наименьшими по популярности реализации в региональных программах содействия занятости населения являются направления «Полное и качественное удовлетворение спроса работодателей», «Сдерживание массового высвобождения сотрудников» и «Снижение продолжительности безработицы», охватывающие 11, 11 и 5 регионов соответственно[33].

Наибольшее количество направлений программ содействия занятости было реализовано в Ярославской области, Москве, Ростовской области, Республике Татарстан, Нижегородской области, Алтайском крае, Новосибирской области. Наибольшее распространение получило направление «Профессиональная подготовка, профессиональная ориентация и психологическая поддержка», которое реализовано в 251 программе содействия занятости населения. Вторым по степени охвата является направление «Поддержка занятости слабоконкурентоспособных групп работников», которое входит в 242 программы.

Мероприятия, направленные на «Поддержку самозанятости и предпринимательской деятельности», были осуществлены в рамках 180 программ. Наименьшее распространение получили мероприятия, направленные на «Полное и качественное удовлетворение спроса работодателей» и «Смягчение последствий долговременной безработицы», они были реализованы в рамках 10-й и 4-й программ содействия занятости населения соответственно.[34]


Глава 2. Анализ занятости: региональный, гендерный аспект

2.1. Занятость населения Московской области

Рынок труда в Московском регионе формируется в условиях постоянного роста спроса на квалифицированную рабочую силу, при одновременном ограничении со стороны предложения труда.

Ситуация на рынке труда в Московском регионе отличается от других регионов в силу как столичного положения, так и других социально-экономических факторов, влияющих как на рынок рабочей силы, таки на политику компаний и организаций, работающих в Москве и Московской области.

По сравнению с другими регионами России в Московской области более высокая доля занятых в непроизводственной сфере, сфере услуг, торговли, науке и образовании.[35]

Москва испытывает дефицит высококвалифицированных специалистов в финансовой и управленческой сфере: менеджеров, директоров, финансистов, брокеров, главных инженеров, бухгалтеров, специалистов по маркетингу. Требуются сотрудники с необходимым в современных условиях уровнем знаний и компетенций. В таких кадрах нуждаются и в представительствах, филиалах и офисах иностранных и транснациональных компаний.[36]

Таблица 1 -Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации за IV квартал 2018г.[37]

Численность  рабочей 
силы,

тыс.человек

Занятые

Безра-
ботные

Уровень участия в рабочей силе, %

Уровень занятос

ти, %

Уровень безработи

цы, %

Российская Федерация

76223,2

72568,8

3654,5

62,9

59,8

4,8

Централь

ный федеральный округ

21383,5

20771,6

611,9

64,2

62,4

2,9

По состоянию на за IV квартал 2018г., традиционно невысокую безработицу показывают крупные города России, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 2,9% от общего числа работоспособных граждан.