Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости – региональный гендерный аспект.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-совершенствование разработки и осуществление федеральной и территориальных программ содействия занятости населения; 

-создание и формирование инфраструктуры рынка рабочей силы;

-внедрение действенных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных;

-оказание социальной поддержки[57].

Государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения являются подведомственными учреждениями Министерства социального развития Московской области, а также составной частью государственной службы занятости населения и непосредственно оказывают государственные услуги в сфере занятости населения[58]. Они:

- содействуют гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информируют о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

- организуют ярмарки вакансий и учебных рабочих мест;

- организуют профессиональную ориентацию граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- оказывают психологическую поддержку безработным гражданам;

- организуют профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

-организуют проведение оплачиваемых общественных работ;

- организуют временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;[59]

- проводят социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда;

- содействуют самозанятости безработных граждан, оказывают единовременную финансовую помощь при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременную финансовую помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

- содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.[60]


Квотирование рабочих мест в Московской области является одним из важнейших механизмов обеспечения трудоустройства инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы[61].

Законом Московской области от 25 апреля 2008 года №53-ОЗ «О квотировании рабочих мест определено, что организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, со среднесписочной численностью работников от 35 человек, устанавливается квота:

-для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приёма на работу инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников,

-для приема на работу иных категорий граждан, указанных в ст. 3 настоящего Закона, – в размере 1 процента от среднесписочной численности работников. " Для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы в размере 1 % от среднесписочной численности работников.

Государство гарантирует безработным[62]:

-выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.[63]

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и начисляется с первого дня признания их безработными.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, ежемесячно не реже двух раз в месяц при условии прохождения ими перерегистрации в установленные центром занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пособие начисляется и выплачивается за фактическое количество дней безработицы).

Гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, стипендия в период профессионального обучения выплачивается ежемесячно при условии успеваемости и регулярного посещения занятий. Гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, может оказываться материальная помощь[64].


Безработным гражданам предпенсионного возраста (уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников организации), имеющим необходимый страховой стаж при отсутствии возможности трудоустройства с их согласия может назначаться досрочная трудовая пенсия[65].

Предложенные меры также будут способствовать формирова­нию благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышением качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитием систем обучения кадров, действиями го­сударственных органов по вопросам занятости.

3.2. Особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин

Приоритетная задача государственной политики в сфере женской занятости на современном этапе:

-обеспечить условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы,

-адаптировать к новым экономическим условиям.[66]

Подобная социально-защитная роль государственного регулирования на рынке труда в настоящее время позволяет расширить свободу выбора жизненного пути и самореализации женщины, способствует усилению равенства возможностей по признаку пола.[67]

Основные составляющие социальных технологий в управлении женской занятостью представляются субсидированием рабочих мест и иных программ поддержки производства; содействием в развитии нестандартных режимов занятости, предпринимательства и самостоятельной занятости; организацией профессионального обучения и профориентации; общественными работами, материальной помощью безработным и т.п.[68]

Чтобы политика занятости была эффективной она должна учитывать более конкретный срез проблемы: возраст (молодая / пожилая), образование (высшее / среднее / гуманитарное / техническое), место проживания (городская / сельская), уровень материальной обеспеченности и потребность в социальной защите (женщины с малолетними детьми / многодетных и одиноких матерей и т.п.).

В государственном регулировании женской занятости система помощи должна включать базовые, дополнительные и превентивные программы: государственные и государственно-общественные, на федеральном и региональном уровне[69]. Базовые программы должны быть рассчитаны на достаточно большие группы населения и в принципе быть бесплатными для представителей целевых групп (к примеру, программы повышения правовой информированности женщин, бухгалтерской и компьютерной грамотности и др.)[70].


Превентивные программы работающих граждан представляют повышение адаптационного потенциала лиц, входящих в группы риска по безработице, на основе упреждающего обучения, внедрение альтернативных форм занятости в соответствии с требованиями рынка труда и расширения возможностей трудоустройства.

Основной проблемой положения женщин является сочетание профессионального труда с материнством[71]. Поэтому необходимо искать оптимальный вариант обеспечения прав и свобод личности женщины во всех сферах жизни, занятости в том числе.

Как показали результаты проведенных исследований «Женщины на рынке труда: реалии и повседневность» среди женщин с детьми в возрасте до трех лет согласны идти работать на любых условиях примерно 30,0 %, остальные 70,0 %, испытывая нужду в средствах к существованию, видят для себя возможность работать только при определенных условиях, среди которых наиболее значимыми являются: высокооплачиваемая работа вблизи дома (на что указали, соответственно 22,5 и 20,3 % опрошенных).

Таким образом, при повышении эффективности государственной материальной поддержки семей с детьми, определенная часть женщин добровольно согласится остаться дома и не конкурировать за оплачиваемую профессиональную работу[72].

В идеале пособие по уходу за ребенком до трех лет следовало приблизить к уровню, близкому к средней заработной плате по экономике в регионе.[73] Тогда у женщин действительно появилась бы свобода выбора между профессиональной работой и воспитанием детей, в то время как сегодня мотивы материального свойства дискриминируют их материнскую функцию, а в период падения производства, сокращения числа рабочих мест занятость воспитанием детей выгодна обществу, снижая социальные издержки массовой безработицы.

Существуют серьезные проблемы профессионального обучения женщин с малолетними детьми[74]. Первая - отсутствие субъективной потребности женщины обучаться в достаточно сложный для них период жизни. Помочь в решении данной проблемы могла бы добровольная государственно-общественная Ассоциация по развитию персонала, включая значительный круг предприятий, которая будет выполнять специальную российскую программу по поддержке предприятий в их работе с кадрами. Таким способом можно во многом скорректировать потребность в кадрах и планы подготовки, которые, например, в Тульской области, по мнению большинства экспертов (авторское исследование «Совершенствование социальной политики женской занятости в новых социально-экономических условиях»: экспертный опрос), не вполне соответствуют нуждам в рабочих специальностях; треть опрошенных отметили такое же несоответствие при подготовке женщин в вузах и техникумах, что выступает серьезным фактором, усиливающим их маргинальное положение на рынке труда в перспективе[75].


Для создания серьезного современного фундамента массового обучения безработных необходимо использовать все существующие формы: обучающие центры службы занятости, количество которых следовало бы расширить, имеющиеся учреждения профобразования, предприятия, где есть структуры, занимающиеся обучением, а также специализированные альтернативные государственные организации - некоммерческие частные или совместные. В настоящее время уже есть часть таких учебных заведений специально для женщин (например, Сеть Обучающих Центров для женщин), которые могли бы с успехом участвовать в такой работе по заказам и планам органов занятости и местных органов власти.[76]

В пределах федеральной программы профессиональной подготовки повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в особом внимании нуждается дообучение женщин с высшим образованием. Рекомендуется также установление временных квот при приеме в учебные заведения по «мужским» специальностям (управление, правоведение, международные отношения, технические специальности в армии и т п.)[77].

Отечественная практика показала, что более эффективным, чем квотирование, является финансовая поддержка действующих и новых рабочих мест, в том числе для женщин («субсидированная занятость»), которая уже практикуется в регионах. Укажем на положительный опыт Санкт-Петербурга по реализации программы содействия занятости населения на основе соглашения между мэрией, Ассоциацией предприятий, Советом федерации профсоюзов города, включающего меры по созданию рабочих мест для безработных, особо нуждающихся в социальной поддержке и т п. В число объектов субсидирования занятости следует включить поощрение добровольной неполной занятости, надомничества для женщин с детьми, нестандартные формы занятости, чтобы охватить трудоустройством большее количество безработных[78].

Желание государства поддерживать самозанятость необходимо оформить организационно. В каждом районе наряду с налоговой инспекцией, отделом социальной защиты, службой занятости должно быть подразделение, смыслом функционирования которого являются организация и стабилизация сферы самозанятости, мелкого предпринимательства.[79] Его задачи:

- координировать деятельность перечисленных ведомств,

-составлять перечень приоритетных для региона сфер предпринимательства с соответствующим его стимулированием, отчет о численности малых фирм (как сейчас по фермерам, трудоустроенным и пр.),