Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости – региональный гендерный аспект.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения государственной социальной политики в сфере занятости
1.1. Сущность и цели государственной социальной политики занятости
1.2. Задачи государственной социальной политики занятости
Глава 2. Анализ занятости: региональный, гендерный аспект
2.1. Занятость населения Московской области
2.2. Занятость населения: гендерный аспект
Глава 3. Региональный и гендерный аспект государственной социальной политики в сфере занятости
3.1. Региональные особенности реализации государственной социальной политики занятости
3.2. Особенности реализации государственной социальной политики занятости в отношении женщин
В общей численности населения, занятого в экономике Московской области, в ноябре 2018 года 1610,5 тысячи человек составляли штатные работники (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства[38]. На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалась 73,4 тысячи человек. Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в ноябре2018 года составило 1683,9 тысячи человек.[39]
Незанятые трудовой деятельностью граждане, состоящие на учете в государственных учреждениях службы занятости населения Московской области[40]. По данным Министерства социального развития Московской области на конец декабря 2018 года за содействием в поисках подходящей работы обратилось 23073 человека, из них 43 человека – иностранные граждане и лица без гражданства, 23014человек–незанятые граждане.
Таблица 2 -Динамика численности незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения на конец месяца[41]
Численность |
из них признано безработными |
|||
человек |
в % к |
|||
предыдущему |
соответствующему периоду прошлого года |
|||
2017 год |
||||
Январь |
33731 |
27293 |
99,99 |
90,7 |
Февраль |
34606 |
27779 |
101,8 |
90,6 |
Март |
33631 |
27224 |
98,0 |
86,4 |
Апрель |
33110 |
26450 |
97,2 |
82,3 |
Май |
31264 |
25102 |
94,9 |
80,7 |
Июнь |
29586 |
23719 |
94,5 |
79,7 |
Июль |
29285 |
23166 |
97,7 |
79,5 |
Август |
28437 |
22367 |
96,6 |
79,0 |
Сентябрь |
27470 |
21237 |
94,9 |
77,8 |
Октябрь |
26892 |
20589 |
96,9 |
77,0 |
Ноябрь |
27332 |
20645 |
100,3 |
77,3 |
Декабрь |
27542 |
21847 |
105,8 |
80,0 |
Численность |
из них признано безработными |
|||
человек |
в % к |
|||
предыдущему |
соответствующему периоду прошлого года |
|||
2018 год |
||||
Январь |
29549 |
22064 |
101,0 |
80,8 |
Февраль |
29049 |
22116 |
100,2 |
79,6 |
Март |
27506 |
21462 |
97,0 |
78,8 |
Апрель |
26933 |
20815 |
97,0 |
78,7 |
Май |
25291 |
19974 |
96,0 |
79,6 |
Июнь |
24511 |
19155 |
95,9 |
80,8 |
Июль |
24530 |
18782 |
98,1 |
81,1 |
Август |
24322 |
18530 |
98,7 |
82,8 |
Сентября |
23946 |
18041 |
97,4 |
85,0 |
Октябрь |
23598 |
17720 |
98,2 |
86,1 |
Ноябрь |
23658 |
17988 |
101,5 |
87,1 |
Декабрь |
23014 |
18909 |
105,1 |
86,6 |
По данным Министерства социального развития Московской области на конец декабря 2018 года официальный статус безработных получили 18,9 тысячи человек. Численность безработных по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 5,1 процента, или на 921 человека[42].
Уровень официальной (или регистрируемой) безработицы на конец декабря 2018 года составил 0,5 процента экономически активного населения. Пособие по безработице назначено 83,6 проценту безработных.
На конец декабря 2018 года среди зарегистрированных безработных на долю граждан с продолжительностью периода незанятости от 1 до 4 месяцев приходилось 37 процентов, от 4 до 8 месяцев – 21,3 процента. Удельный вес безработных с продолжительностью незанятости более одного года составил 14,6 процента, или 2765тысяч человек, 55,3 процента из них – женщины.[43]
Размеры трудоустройства безработных в декабре 2018 года были на 12,6 процентаменьше, чем в ноябре 2018 года[44]. Всего при содействии государственной службы занятости в январе - декабре 2018 года трудоустроено 26284 человека, из них безработных – 20693 человека, или 78,7 процента.
Заявленная работодателями потребность в работниках на конец декабря 2018 года составила 47167 человек.
Таким образом, рынку труда в Московской области характерен высокий уровень занятости населения, повышенная доля работников с высшим образованием, развитая сфера услуг и т.д. При этом структура вакансий, их количество и распределение по видам деятельности не равномерно и отмечается потребность в квалифицированных иностранных специалистах по отдельным профессиональным группам.
2.2. Занятость населения: гендерный аспект
Основная причина выделения женщин в особую категорию, нуждающуюся в большей социальной поддержке, связана с их способностью к деторождению, которая, обеспечивая продолжение рода, является основанием жизнеспособности того или иного социума[45]. В связи с этим биологическим фактором женщине, при прочих равных условиях, тяжелее мужчины найти подходящую работу. На женском труде сказывается социально-необходимая прерывность в работе (декретные отпуска, время по уходу за ребенком). Представительницы слабого пола имеют меньше свободного времени, требуемого для становления собственной личности и увеличения профессионального значения. Они в большей части, чем мужчины заняты обслуживанием материально — бытовых необходимостей семьи, уходом за престарелыми родственниками и воспитанием несовершеннолетних детей, что ограничивает их способности профессионального роста. Практически во всех странах мира, на долю женщин приходится довольно большая доля «неоплачиваемого труда», нежели на мужскую долю. В среднем, гендерный разрыв составляет 2,5 ч. в сутки. В России этот показатель равняется 3,5 ч. Таким образом, прослеживается низкая конкурентоспособность по сравнению с мужской частью населения.
Росстат сообщает, что на начало 2017 года доля безработных женщин составляет 47,3 %[46], что говорит о преобладании мужской безработицы над женской.
Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в декабре 2018г. составила 46,8%, городских жителей – 61,8%, молодежи до 25 лет – 21,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 25,9%.[47]
Проблема состоит в том, что женская безработица более затяжная, женщины менее мобильны на рынке труда, часто «уходят» в домохозяйство, отчаявшись найти работу, меняют статус безработных на статус домохозяек, создавая себе иллюзию «выхода из ситуации». Тогда как большинство безработных мужчин достаточно быстро мобилизуют свои силы и находят новую работу, а основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряют ее навсегда.[48]
Судя по полученным данным, наибольшую активность в поиске работы проявляют женщины 26–45 лет (40 %), далее идут молодые женщины, закончившие учебные заведения 22–25 лет (22 %), равный процент пришелся на категории женщин 18–21 года и 45 лет и более (по 19 %). В вопросе о семейном положении преобладал ответ «замужем»(47 %), незамужними оказались − 41 %, разведенными — 12 %.[49]
Государственные меры в сфере трудоустройства предполагают гендерное равенство, препятствующее женской безработице, содействие занятости женщин, поддержку в виде различных пособий, профессиональное переобучение, содействие самозанятости женщин и т. д.[50] В реализации государственных мер, помощь безработным женщинам оказывают различные социальные учреждения и организации, предоставляя им различные системы переподготовки, которые нацелены на переквалификацию, обучение предпринимательству и т. п. К сожалению, данные меры не всегда исполняются на практике в должном объеме, а некоторые из них, порой, ослабляют и без того неустойчивое положение женщин на рынке труда, делая их менее конкурентоспособными по сравнению с работниками мужчинами, а это значит, что проблема безработицы среди женщин на сегодняшний день актуальна и требует тщательного анализа.
Глава 3. Региональный и гендерный аспект государственной социальной политики в сфере занятости
3.1. Региональные особенности реализации государственной социальной политики занятости
Мерами снижения безработицы в России являются государственные программы развития рынка труда. Они представляются программами для переподготовки кадров; программами по увеличению числа рабочих мест; программами по социальному страхованию.
Так, например, в Москве и Московской области будет менятся система переобучения людей без работы. Ориентир будет, в первую очередь, на востребованность работодателями, а не как сейчас — на вакансии, на бирже труда.[51]
Работа Центров занятости заключается в регистрации и тестировании безработных, предложении вакантных рабочих мест, в переподготовки и обучении безработных, в выплатах пособий по безработице.
Кадровая работа предприятий предполагает найм работников и обеспечение профессионального повышения квалификации работников.
Актуальна роль кадровых агентств в событиях, проводимых Центрами занятости. Это ярмарки вакансий, ежемесячные собрания в Центре занятости с работниками кадровых служб, взаимные посещения с целью решения определенных задач по устройству на работу. Для более действенного содействия занятости молодых людей нужно увеличить взаимодействие между учебными учреждениями, центром занятости, кадровыми службами и фирмами.[52]
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)[53] считается федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров[54]. А также по предоставлению социальных гарантий, определенных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан. В ее состав наравне с федеральным звеном входят службы занятости населения республик в составе РФ, а также центры занятости в краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт-Петербурге и др.городах, регионов.[55]
Органы службы занятости вместе с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, содержащую[56]:
-разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, нацеленных на рациональное размещение производительных сил, поднятие мобильности трудовых ресурсов, формирование временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и остальных мер, содействующих сохранению и развитию рабочих мест;
- правовое регулирование в области занятости населения;